Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
28.11.2018
Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)
Данная тема входит в раздел 2 Литература второй половины XIX века рабочей программы учебной дисциплины «Литература» для специальностей СПО «Обработка металлов давлением». Тема 2.10 Достоевский Ф.М. 2.10.5. «Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения» следует за темой 2.10.4 «Социальные и философские истоки бунта героя романа» и предшествует теме 2.10.6 ««Двойники» Раскольникова. Женские образы в романе».
Конспект урока теория Раскольникова.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ  Преподаватель русского языка, литературы Кулик Ирина Николаевна Магнитогорск, 2018 г. Дисциплина: Литература Технологическая карта урока Дата, время Группа Преподаватель Тема  Цели  21.12.2015г. 10:10 – 10:55  ОМ9­15 «22.02.05 «Обработка металлов давлением» Кулик Ирина Николаевна Раздел 2. Литература второй половины XIX века. Тема 2.10 Достоевский Ф.М.  2.10.5.Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения. Обучающая Развивающая Разобраться в сути теории  Раскольникова, в ведущих  мотивах преступления, уяснить  ошибочность «идеи» главного  героя романа и ее пагубные  последствия. Развивать умения работать с  текстом художественного  произведения, с критической  литературой по теме, развивать  монологическую речь  студентов. Воспитывающая   Утвердить   мысль   о   высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни, о   нравственных   ценностях романа и его главного героя.  Применение учебного диалога как средства формирования коммуникативной культуры студентов.  Методическая цель1 Тип   занятия Основные понятия Преступление, теория, антигуманность. Оснащение   Комбинированный урок  учебного Экран,   проектор,   компьютер,   мультимедийная   презентация,   доска,   фильм   «Преступление   и 1 Методическая цель формируется на основе индивидуальной методической темы: «Учебный диалог как средство формирования коммуникативной  культуры студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла». наказание», режиссёр­постановщик Лев Кулиджанов, К/ст им. М. Горького, 1969, ч/б, 2 серии. Формируемые ОК ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами,   руководством, потребителями Основная: 1. 1. Бахтин М. М. Проблемы творчества  поэтики Достоевского. — Киев: Next,  1994.  2. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение  Родиона Раскольникова. — М.:  Художественная литература, 1986. Литература Дополнительная: Агеносов В.В. Русская литература  XX  в.: учебник. Ч. 1, 2. 11 кл / В.В. Агеносов. ­ М.: Дрофа, 2013. Время  Методическая характеристика 1 академический час Данная тема входит в раздел 2 Литература второй половины XIX века рабочей  программы учебной дисциплины «Литература»  для специальностей СПО «Обработка металлов давлением».  Тема 2.10 Достоевский Ф.М.  2.10.5. «Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения» следует за темой 2.10.4   «Социальные   и   философские   истоки   бунта   героя   романа»   и   предшествует   теме  2.10.6 ««Двойники» Раскольникова. Женские образы в романе».  Предварительная подготовка:   Студенты должны владеть текстом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В ходе урока   используются   мультимедийная   презентация,   видеофрагменты   из   фильма   «Преступление   и наказание», режиссёр­постановщик Лев Кулиджанов, К/ст им. М. Горького, 1969, ч/б, 2 серии. Ход урока Виды деятельности Этапы урока ТДЗ этапа методы приё мы формы I. Оргмомент. Включение   в работу, проверка посещаемости. словесный расск аз фронтальна я Деятельность преподавател я Приветствие, проверка посещаемости Деятельнос ть студентов Приветствие ,   дежурный называет отсутствую щих, готовят рабочие (лекционные ) тетради словесный расск аз фронтальна я II. Вводный этап занятия. Формулировка   темы   и постановка цели. Активизация внимания студентов   для изучения   но­ вого материала. Мотивировани е   студентов   к изучению темы, создание личной заинтересованн ости в изучении темы.     в Сообщение темы   и   цели урока, введение учебный материал В   результате изучения учебного материала   вы должны  знать: суть   теории Раскольникова, Записывают в   тетради тему   урока, слушают обоснование значимости темы Время (минут ы) 1 2 ведущие мотивы преступления, уяснить ошибочность «идеи» главного   героя романа   и   ее пагубные последствия. уметь: анализировать текст, опираться   на межпредметны е логико­ понятийные связи, выстраивать коммуникацио нные   связи   в соответствии   с закономерност ями   процесса общения Сообщает план урока: А)   60­е   годы века   – XIX    2 Записывают план занятия в   рабочие (лекционные Сообщение плана. Конкретизация внимания студентов словесный расск аз фронтальна я время перемен? Б) Суть теории Раскольникова. В) Крах теории Раскольникова. Г) Антигуманност ь теории Раскольникова. Задает вопросы, касающиеся пройденного на   прошлом уроке материала, акцентирует внимание   на важном   для предстоящего занятия материале. Излагает материал через беседу со студентами.   ) тетради Студенты отвечают   на вопросы. Студенты отвечают   на вопросы преподавате ля,   слушают излагаемый 3 5 Актуализация   опорных знаний. Проверка домашнего задания.   Подготовка   к изучению нового материала через повторение словесный бесед а фронтальна я III.Сообще ние   новых знаний А) 60­е годы XIX   века   – время перемен? о Расширение знаний   событиях, произошедших в   60­е   годы XIX века. словесный , наглядный расск аз, бесед а. фронтальна я Суть Б) теории Раскольнико ва. Помочь   понять смысл   теории Раскольникова. словесный , наглядный фронтальна я расск аз, бесед а. Излагает основной материал через беседу со студентами.   7   материал   и записывают основные моменты   в тетради. Студенты знакомятся с фрагментам и   текста романа «Преступлен ие и наказание», которые помогут понять   суть теории Раскольнико ва. Обменивают ся   своими мнениями, отвечают   на вопросы преподавате ля,   делают записи в тетради. Крах В) теории Раскольнико ва. Помочь понять причины  поражения  теории  Раскольникова. словесный , наглядный расск аз, бесед а фронтальна я Излагает основной материал через беседу со студентами.   Г) Показать Излагает Студенты отвечают   на вопросы преподавате ля,   слушают излагаемый материал   и записывают основные моменты   в тетради, работают   с текстом романа, просматрива ют видеофрагм енты фильма «Преступлен ие и наказание», режиссёр­ постановщик Лев Кулиджанов, К/ст   им.   М. Горького, 1969 г. Студенты   7 5 Антигуманн ость   теории Раскольнико ва. антигуманност ь,   опасность теории Раскольникова. основной материал через беседу со студентами.     IV.   осмысление закрепление знаний Первичное и Включение студентов процесс обучения  практичес кий работ а   с текст ом фронтальна я, индивидуал ьная Просит внимательно прочитать текст, задуматься над поставленными вопросами отвечают   на вопросы преподавате ля,   слушают излагаемый материал   и записывают основные моменты   в тетради, обмениваютс я   мнениями, свою   точку зрения подтвержда ют   текстом романа. Составляют кластер, обмениваютс я   мнениями, свою   точку зрения подтвержда ют   текстом романа. 6 V. Подведение итогов  рефлекси я фронтальна я Соотнесение поставленных задач достигнутым результатом    с  Постановка задания на дом Рефлексия (проводится   в   конце урока) Оценка эмоциональног о   состояния студентов рефлекси я индивидуал ьная 4 2 1 Подводит итоги   урока, отмечает достижение результатов студентов, выставляет оценки за урок Показывает   на слайде домашнее задание, объясняет   его суть. Предлагает оценить студентам   по карточкам свои ощущения от занятия Составляют синквейн, слушают резюме преподавате ля. Записывают в тетради. Выбирают цвет карточки   в зависимости от своих внутренних ощущений Конспект урока Деятельность студентов Приветствуют преподавателя, рассаживаются по местам. Дежурный называет отсутствующих Записывают   в   тетради   тему   занятия,   эпиграф,   слушают преподавателя.  Деятельность преподавателя I. Организационный момент. Здравствуйте! Присаживайтесь. Приготовьте   рабочие   тетради.   Дежурный   –   назовите отсутствующих. Спасибо. II. Вводный этап занятия. Формулировка темы и постановка цели. Преподаватель:  Запишите, пожалуйста, в тетради тему сегодняшнего   урока:   «Смысл   теории   Раскольникова   и причины ее поражения» и эпиграф к нашему занятию:  Слайд 1,2 В том и состоит пагубность дурного поступка,  что он таит в себе зародыш новых мерзостей.  Фр. Шиллер На  прошедшем   уроке   мы   говорили     о   социальных   и философских   истоках   бунта   Родиона   Раскольникова, отвечали на вопрос: «Что могло толкнуть Раскольникова на   преступление?»  Сегодня   цель   нашего   урока   – разобраться   в   сути   теории   Раскольникова,   в   ведущих мотивах   преступления,   проанализировать   причины возникновения теории и ответить на вопрос: «Опасна ли данная теория?»  Сообщение плана урока Итак, запишите в тетради план урока: Записывают в тетради план занятия Слайд 3 1. 60­е годы XIX века – время перемен? 2. Суть теории Раскольникова. 3. Крах теории Раскольникова. 4. Антигуманность теории Раскольникова. Актуализация   опорных   знаний.   Проверка   знаний   и умений по пройденному материалу. Преподаватель:    Тема   нашего   занятия   сегодня   как никогда   актуальна.   События,   происходящие   сегодня   в мире,   заставляют   нас   задуматься   о   многом,   в   сознании людей «сеют» панику, страх. Все это наталкивает нас на мысли   о   том,   что   пророчество   великого   русского писателя Ф.М. Достоевского об идейном убийце все еще продолжает   сбываться.   Теория   Раскольникова   нашла реальное   воплощение   в   истории   человечества   и последствия оказались катастрофическими.   Обо   всем   этом   сегодня   мы поговорим. В   начале   урока   давайте   вспомним   о  социальных   и философских истоках бунта Родиона Раскольникова. 1. Каково социальное положение главного героя? человечества     для   Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Студенты:  Главная   черта   социального   портрета Раскольникова ­ крайняя степень бедности. Сын небогатого провинциального   чиновника,   имеет   мать,   живущую   на пенсию за умершего мужа в 120 рублей в год, и взрослую сестру,   которая   поступила   гувернанткой   в   дом состоятельного   помещика   Свидригайлова,   чтобы   помочь брату выучиться. В настоящее время он, нищий студент, исключен из университета за неуплату. Деньги на обучение Преподаватель:  Как мы узнаем из текста, Раскольников буквально «задавлен бедностью». Нищета и, казалось бы, безысходность   положения   Раскольникова,   желание помочь матери и сестре, самому завершить образование, сострадание   человеческому   горю   ­   все   это   приводит   к «необратимым»  процессам,  происходящим   в  сознании  и душе главного героя.  2. Каковы черты личности Раскольникова? присылала мать из своей крохотной пенсии, подрабатывая вязанием, и из жалованья сестры. На жизнь этих денег не хватало,   и   Раскольников   пытался   содержать   себя   сам, занимаясь репетиторством, за которое платили копейки, и существенно поддержать его они не могли.  3.   Каково   психологическое   состояние   Раскольникова   в начале романа, до того как он совершил преступление? Подтвердите, пожалуйста, свое мнение текстом романа. Слайд 4 Преподаватель:  Не   только   собственная   нищета,   но   и всеобщая   нужда   и   страдания   бедняков     заставляет Раскольникова   задуматься   над   устройством   мира,   он наблюдает   окружающую   жизнь   людей,   сочувствуя   всем страдающим от жестокой действительности Студенты:  Разумихин   характеризует   его   как   доброго человека;   ему   раскрывает   трагедию   своей   жизни Мармеладов;   дети   не   сторонятся   его;   он   бескорыстно,  в ущерб   себе,   по   первому   душевному   порыву   помогает беднякам   Мармеладовым,   девочке   на   бульваре,   своему университетскому товарищу, его больному отцу; спасает на пожаре детей; разрушает свадьбу своей сестры с негодяем Лужиным; уважительно относится к Соне. Студенты:  Душевные   муки,   поиски   выхода   из   тупика; уязвленная искоренить «несправедливость»,   помочь     таким   же   обездоленным   и   желание     гордость; III.Ознакомление с новым материалом. А)  60­е годы XIX века – время перемен? Диалог с обучающимися:  Преподаватель:  Почему   мы   совершаем   те   или   иные поступки? Кто или что может повлиять на нас? Немалую роль играет время, в которое мы живем, обстоятельства в которых мы оказываемся. Почему Раскольников все же  решается на преступление? Что было за время, в которое жил главный герой. Что творилось в умах молодых людей в тот период, когда жил Раскольников? Ведь он был не одинок.  И   сейчас   послушаем   доклад   на   тему:   «Терроризм   в царской России второй половины XIX века». Слайд 5 униженным. Слушают преподавателя, отвечают на вопросы.   Доклад на тему:  «Терроризм в царской России второй половины     XIX    века». Роман   «Преступление   и   наказание»   был   написан   в   1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень   широко   проповедовалась   теория   Наполеонизма. Молодые   люди   думали,   что   им   позволено   всё.   «За   одну жизнь ­ тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна   смерь   и   сотня   жизней   взамен   ­   да   ведь   тут арифметика!»  Сама   эта   пора   подталкивала   к   переменам, протестам,   бунтам.   Наверное,   каждый   молодой   человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира.  Во 2 половине 19 века время в России существовало много страны:   и   внешнеполитические проблем,   которые   накопились   в   ходе   исторического развития     и внутриполитические   проблемы.   Среди   молодых   и жаждущих   реформ   людей   активным   действием   против самодержавия   становится   терроризм.   Осмысливая   опыт Великой французской революции, европейских революций, Парижской   коммуны,   опыт   конспиративной   организации «Молодая   Италия»   теоретики   будущей   революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России.   Начинаются   систематические   террористические акции.   Охотились   не   только   на   царя,   но   и   на   «дичь» поменьше:   министров,   губернаторов,   градоначальников, жандармов и их агентов.   Вскоре   терроризм   приобрел   широчайший   размах, поскольку   это   стало   делом   не   одиночек,   а дисциплинированной   революционной   партии   «Народная воля». Студенты:  Нищета   унижает   достоинство   человека, уязвляет   его   самолюбие;   подавляет   человека,   рождает   в нём   комплекс   неполноценности;   он   постоянно   в   плену Преподаватель:  Как   мы   узнали   ранее,   главный   герой «задавлен бедностью», социальная среда, нищета загоняет героя   в   тупик.   Раскольников   хочет   помочь   не   только своей семье, но и окружающим. Но можно ли нарушать законы   морали,   законы   нравственности   для   достижения общего блага? 1. Что происходит с человеком, оказавшимся во власти нищеты?   Подтвердите   это   примерами   из   романа. (Студенты   пересказывают   содержание   отдельных эпизодов романа, излагают и комментируют историю семьи Мармеладовых). Слайд 6 2.   Но   каждый   ли   человек,   оказавшись   в   подобной Раскольникову ситуации, совершает преступление?    пытаясь   объяснить проблем,   из   которых   не   видит   выхода;   он   мучительно размышляет над своей жизнью, сравнивает себя с другими людьми,   причины   своего неблагополучия, и начинает делать неправильные выводы; сделав   неправильные   выводы,   человек   неправильно оценивает все окружающее; личностные качества перестают быть поддержкой, утрачиваются нравственные ориентиры, и, чтобы выйти из затруднения, человек готов и способен на преступные действия. Студенты: Мармеладов ­ став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание   Мармеладова,   и   он   совершает   то,   чего   раньше никогда бы не сделал ­ крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие ­ дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным   «трудом».   Это   его   тягчайшее   нравственное преступление. Студенты:  Нет,   не   каждый,  оказавшись   в   подобной Раскольникову ситуации, совершает преступление. Пример тому ­ приятель Раскольникова Разумихин. Многое зависит не только от обстоятельств, но и от самого человека. Преподаватель:  В   Раскольникове   словно     живут   два человека,   противоположных   друг   другу.   Доброта, сострадание   к   обездоленным,   способность   бескорыстно помочь,   обостренное   чувство   справедливости, надменность,   сознание   превосходства   над   людьми, болезненное страдание из­за бедности, от которой у него развивается комплекс неполноценности. Отсюда у героя замкнутость, и желание самоутвердиться, и повышенное самомнение. Б) Суть теории Раскольникова.  Преподаватель:  Оценивая   происходящее   вокруг   себя, Раскольников делает вывод о необходимости переделать мир. Главный герой задается вопросом: «Кто способен на это   (переделать   мир)?»   Ищет   ответ   и   находит   его   для себя. В голове Раскольникова зарождается теория. 1. В каких эпизодах романа идет речь о теории Родиона Раскольникова? Слайд 7 Слушают   преподавателя,   отвечают   на   поставленные вопросы, работают с текстом романа. Студенты:  О теории Родиона Раскольникова идет речь в нескольких эпизодах в ходе романа:   когда Раскольников обсуждает свою статью с  Порфирием Петровичем;  когда Раскольников признается в преступлении Соне;  когда Свидригайлов рассказывает Дуне о теории  Раскольникова. 2.   Давайте   сейчас     попробуем   разобраться,   в   чем   суть теории   Раскольникова?   (студенты   работают   с   текстом романа «Преступление и наказание», зачитывая слова, где заключена суть теории Раскольникова). Студенты: Раскольников разделил всех людей на два  разряда: I разряд: низший ­ обыкновенные люди ­ большая часть ­  посредственность ­ материал – «твари дрожащие» ­  законопослушные – «господа настоящего». Их задача: быть  послушными, жить сегодняшним днем ­ они не могут  изменить мир. II разряд: высший ­ необыкновенные люди ­ немногие,  талантливые ­ собственно люди – «право имеющие» ­  создающие законы – «господа будущего». Их задача:  разрушить настоящее во имя будущего ­ они могут  улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и  должны) уничтожить все препятствия на пути ко  всеобщему благу, в том числе они имеют право на  преступление, на убийство немногих, мешающих этому  всеобщему счастью и не считать себя преступниками,  поскольку благородная цель оправдывает средства. Слайд 8 Преподаватель:  Итак,  главный   герой,  задавшись   целью переделать   мир,   приходит   к   выводу,   что  мучающийся, страдающий обыватель не в состоянии это сделать в силу своей слабости и привычки подчиняться чужим законам. Но   есть  ­   их   немного  ­   особые   люди, «владыки   мира», «право   имеющие»,   способные   творить   законы   и преобразовывать   жизнь,   строить   её   по   своим, справедливым, законам и заставить им подчиняться всех. А   сопротивляющихся   и   мешающих   необходимо уничтожить ради великой идеи преобразования мира. Так родилась   его   теория,   суть   которой   в   предоставлении права   избранным   людям   творить   историю,   оправдывая жертвы именем прогресса.  В) Крах теории Раскольникова. Диалог с обучающимися: 1.   Что   толкнуло   Раскольникова   к   преступлению? Что говорит сам герой о своем деянии? Для этого поработаем с текстом романа.  Слайд 9 Слушают   преподавателя,   отвечают   на   поставленные вопросы, работают с текстом романа. Студенты: Раскольников пошел на убийство не из­за  нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом ­ разбогатеть и помочь  матери с сестрой выбраться из бедности. Но главной  причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить  свою теорию и доказать себе, что он – «Наполеон», что он может убить старуху ради счастливого будущего.   «...не был я так голоден… я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно…» «... если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал   он,   упирая   в   каждое   слово   и   загадочно,   но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!...» (Раскольников Соне)  «...Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?...» (Раскольников Соне)  Студенты: Раскольников считал старуху­процентщицу  «вошью», недостойной жить. Свои планы на убийство  Раскольников оправдывал тем, что старуха­процентщица:  была злой и жадной одинокой старухой;  наживалась на чужой беде, давая клиентам малые  деньги под высокие проценты;  использовала свою слабоумную сестру Лизавету как  рабыню, била ее;   написала завещание, по которому ее сестре Лизавете  не оставалось ничего ­ все предназначалось какому­то монастырю. Студенты высказывают свое мнение, по поводу эпиграфа к  занятию. 2.  В   качестве   жертвы   Раскольников   выбирает   старуху­ процентщицу. Как вы думаете почему?  Преподаватель:  Идея   о   «сильной   личности»   побудила Раскольникова   отнести   себя   к   необыкновенным   и проверить это, совершив убийство.  В начале занятия мы с Вами   записали   эпиграф:   «В   том   и   состоит   пагубность дурного   поступка,   что   он   таит   в   себе   зародыш   новых мерзостей», как Вы понимаете эти слова?  Преподаватель:  За   преступлением   неизбежно   следует наказание.   В   чем   наказание   Раскольникова   попробуем разобраться. 1. Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что   старуха­ростовщица   приносила   только   вред   людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна. Но почему он убивает Лизавету?  2.  О   чем   заставляет   задуматься     «случайное»  убийство Лизаветы?  3.   Раскольников   считает,   что   его   цель   благородна,   но принёс   ли   поступок   героя   кому­либо   что­то   хорошее? Подтвердите свое мнение примерами из текста романа. Студенты: Убийство ни в чем не повинной Лизаветы не  планировалось, она просто оказалась на пути  осуществления «гениального» плана Раскольникова. Студенты: Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория?  Студенты: Преступление Раскольникова не принесло  никакого блага ни людям, ни ему самому.  умирает мать, страдает сестра;  осмеяние и осуждение Раскольникова теми самыми  «униженными и оскорбленными», ради которых он  шел на преступление;  нравственные муки самого героя, отчуждение от  людей. 4. «Вошь ли я, как все, или человек?»­ спрашивает себя Раскольников; что вы слышите в этих словах: любовь к людям или презрение к ним? 5. Возможно ли сочетать стремление к власти над людьми с любовью к людям? Если цель благородна, то любые ли средства для её достижения хороши?  Преподаватель: Итак, какой   главный   вопрос   задавал себе Родион Раскольников? К какому выводу приходит главный герой? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся   к   видеофрагментам,   где   Раскольников рассуждает о содеянном. Обратите, пожалуйста, внимание на рассуждения главного героя, запишите те, в которых герой отвечает на вопрос: «Кто он: «тварь дрожащая» или право имеет?»  Убивает кроме Алены Ивановны, еще и ее сестру  Лизавету. (мнения подтверждаются примерами из текста романа  «Преступление и наказание») Высказывают свое мнение. Студенты: Первоначально Раскольников приходит к  выводу, что миром правит зло, муки хороших, но  беззащитных людей неизбежны. Следовательно, всеобщему  злу нужно противопоставить такое же зло, только меньшее.  Он не хочет понимать, что сочетать любовь к людям со  стремлением к власти над ними нельзя. Не может зло, пусть даже по отношению к «бесполезной» старухе, быть  положено в основу благодеяния.  Студенты:  Сможет ли пойти на преступление, сумеет ли распоряжаться   жизнью   людей.   Раскольников   хотел проверить кто он: «тварь дрожащая» или право имеет.  Просмотр видеофрагментов: «...я такая же точно вошь, как и все!»; «...Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так­таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…»; «...   я   окончательно   вошь   ...   заранее   предчувствовал,   что скажу себе это уже после того, как убью!...». Слайд 10 Студент зачитывает слова Раскольникова: «...Штука в  том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы,  например, на моем месте случился Наполеон и не было  бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта,  ни перехода через Монблан, а была бы вместо этих  красивых и монументальных вещей просто­запросто  одна какая­нибудь смешная старушонка,  легистраторша, которую вдобавок надо убить, чтоб из  сундука у ней деньги стащить (для карьеры­то,  понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы  другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого,  что это уж слишком не монументально и… и грешно?  Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я  промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне  стало, когда я наконец догадался (вдруг как­то), что не  только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему  не пришло, что это не монументально… и даже не  понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так,  что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!… Ну  и я… вышел из задумчивости… задушил… по примеру  авторитета… И это точь­в­точь так и было! Тебе  смешно? Да, Соня, тут всего смешнее то, что, может,  именно оно так и было…» (Раскольников Соне)  Преподаватель:  Крах теории Раскольникова в том, что «Наполеоны»   и   другие   великие   люди   не   задаются вопросом   ­   вошь   ли   человек   или   нет.   «Наполеоны»   по умолчанию считают себя великими, а остальных людей – «вшами».   Так   как   Раскольников   усомнился   в   своем величии,  то,  значит,  он   и   не   великий   человек,  а  самый обычный, то есть «вошь» (по его теории).  Преподаватель:  В   своем   романе   «Преступление   и наказание»   Федор   Михайлович   Достоевский   поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над   другим,   «наполеонизма».   Он   показывает,   как   эта, казалось   бы,   довольно   логичная   и   хорошо   выстроенная теория,   разбивается   на   практике,   принося   мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Г) Антигуманность теории Раскольникова. Диалог с обучающимися: 1. Как Вы считаете, что является самым ценным на земле? Раскольников   стремился   помочь   людям,   помочь   себе. Почему   преступление   Раскольникова   не   принесло никакого блага ни людям, ни ему самому? В чем беда и в чем вина героя?  2.   «Не   убий!»   –   гласит   заповедь   Закона   Божия,   её нарушил Раскольников. А какие ещё  заповеди Христа вы знаете? (Записать   ответы   студентов   на   доске).   Потом Слушают   преподавателя,   отвечают   на   поставленные вопросы, работают с текстом романа. Студенты: Самое святое на земле, высшая ценность – это человек,   его   жизнь.   Слишком   велика   цена,   благодаря которой он сделать добро. Он покусился на  человеческую жизнь.  Студенты: 1. «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» преподаватель показывает слайд с заповедями, предлагает добавить, сравнить свои ответы. 2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» 3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо   Господь   не   оставит   без   наказания   того,   кто произносит имя Его напрасно» 4. «Помни  день  субботний, чтобы  святить  его.  Шесть дней   работай,   и   делай   всякие   дела   твои;   а   день седьмой — суббота Господу Богу твоему» 5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» 6. «Не убивай» Слайд 11 7. «Не прелюбодействуй» 8. «Не кради» 3.   Какую(­ие)   еще   заповедь(­и),   с   вашей   точки   зрения, нарушил Раскольников?  Преподаватель:  Всем   ходом   повествования Ф.М.Достоевский   показывает,   что   одно   преступление всегда влечет за собой и последующее. Нельзя построить жизнь по какой­то теории, пусть даже прекрасной. Если 9. «Не   произноси  ложного  свидетельства   на  ближнего твоего» 10.«Не   желай   дома   ближнего   твоего;   не   желай   жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» Студенты:  Герой   романа   Ф.   М.   Достоевского   нарушил идея   начинает   овладевать   человеком   до   такой   степени, что   он   становится   ее   рабом,   фанатиком,   то   это   беда. Мания   превосходства   и   вседозволенности   неизбежно приводит   к   разрушению   личности,   губит   человека. Преступление   Раскольников   совершил   еще   до   убийства старухи­процентщицы,   преступление   герой   совершил именно   тогда,   когда   придумал   теорию.   И   его преступление – это не просто шаг к убийству. Это пример будущего пути многочисленных убийств. IV. Первичное осмысление и закрепление знаний. Преподаватель:  Образ   Раскольникова   неоднозначен. Человек, который хотел осчастливить людей, в итоге от содеянного   сам   становится   несчастным.   Проблемы, поставленные   Достоевским,   остры   и   актуальны   в   наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Предлагаю   поработать   в   группах:   составить   кластер «Родион   Раскольников,   суть   его   теории,   причины   ее возникновения и последствия» (студенты объединяются в группы   по   4   человека,   после   завершения   работы   все кластеры   групп   преподаватель   размещает   на   доске   или стенде). Слайд 12 несколько заповедей: «Не убивай», «Не кради», «Не делай себе кумира…»). Составляют кластер, обмениваются мнениями.  Студенты: Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Свидетельством тому является третий сон героя на каторге.   В   болезни   ему   снится   сон,   «весь   мир   осужден какой­то   моровой   язве».   Он   видит   чудовищные   картины разлада   между   людьми,   войн,   революций,   насилия.   «Ему грезилось   в   болезни,   будто   весь   мир   осужден   в   жертву какой­то   страшной,   неслыханной   и   невиданной   моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть,   весьма   немногих, избранных…»    кроме   некоторых, Преподаватель:  На   что   обрекла   бы   людей   теория Раскольникова,   если   бы   она   восторжествовала?   Какое подтверждение   этому   возможному   будущему   есть   в тексте? (анализ сна Раскольникова о моровой язве). Слайд 13 Преподаватель: Основной его идеей  романа является то, что   общество,   построенное   на   сиюминутной   выгоде,   на делении людей на «нужных» и «ненужных», общество, в котором   люди   привыкают   к   страшнейшему   из   грехов   ­ убийству, не может быть нравственным, и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе. Теория   Раскольникова   бесчеловечна,   антигуманна,   она приведет к гибели всего человечества. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,   для   достижения   своих   целей.   Таким образом,   теория   Раскольникова   обрекла   бы   большую часть   человечества   на   рабское   служение   тому,   в   чьих руках   власть.   Началась   бы   стихия   всеобщего преступления.  Многие  захотели  бы  доказать,  что  и  они «наполеончики». Студенты: Убийца Озлобленный, отчаявшийся Страдает, осознает, раскаивается Теория вседозволенности разрушает моральные и  нравственные законы человечества Грешник (Примерный вариант) V. Подведение итогов занятия.  Преподаватель:  теории Раскольникова   не   вызывает   сомнения.   Необходимо понимать и помнить ошибки, совершенные героем.  Античеловечность   Сегодня   на   уроке   мы   поучимся   кратко,   но   емко   изложить   основные проанализировать   прочитанное, философские идеи и представления романа в нескольких словах, используя для этого  всего лишь пять строк. Правила синквейна: Слово происходит от французского слова cinq (пять). Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: Слайд 14 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, предложение выражающие отношение к  предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий  смысл темы или предмета (одно слово). Слайд 15 Преподаватель:   Итак,   мы   с   вами   приходим   к выводу, что никакое благо не стоит того, чтобы принести в жертву человека. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства. Чтобы ни происходило, мы, люди,   можем   попытаться   сделать   мир   лучше   и   в духовном, и в материальном плане. Главное не забывать, что   самое   святое   на   земле,   высшая   ценность   –   это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. «Не   убий!»   –   гласит   заповедь   Закона   Божия,   согласно которому   мы   и   должны   выстраивать   свою   жизнь.   Мы видим,   что   трагическая   ошибка   Раскольникова, выразившаяся   в   стремлении   перешагнуть   через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность. Самое страшное,  что   теория   Раскольникова  –   это   не   вымысел великого гения Ф.М. Достоевского. Фактом остается то, что   идея   не   исчезла,   а   даже   нашла   свое   воплощение сначала в философских трудах, а потом в исторических событиях и об этом мы поговорим на следующих уроках. Постановка задания на дом Дома, вам необходимо написать сочинение­рассуждение  на тему: 1. «Преступление и наказание», я задумался…   Продолжить   размышление:   Перечитывая понял… пересмотрел… осознал… Записывают домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия (проводится в конце урока) Возьмите цветные карточки, которые лежат у вас на столе (зеленые   карточки   –   урок   понравился,   белые   –   нет) выберите   тот   цвет,   который   наиболее   соответствует вашему эмоциональному состоянию. А   теперь   посмотрим,   с   каким   настроением   мы заканчиваем урок. Спасибо за внимание! До свидания! Выбирают цвет,  делятся впечатлениями Список используемой литературы: 1. Агеносов В.В. Русская литература XX в.: учебник. Ч. 1, 2. 11 кл / В.В. Агеносов. ­ М.: Дрофа, 2013. 2. Бахтин М. М. Проблемы творчества поэтики Достоевского. — Киев: Next, 1994.  3. Золотарева, Ирина Васильевна.  Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина XIX века. 10 кл. II  полугодие [Текст]: методические рекомендации / И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова. ­ 2­е изд., доп. ­ М. : ВАКО,  2013.  4. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М.: Художественная литература, 1986.

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)

Разработка урока на тему "Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения" ( литература, 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.