Природа, история и культура малой родины как средство формирования жизнеспособной личности (выступление)
Оценка 5
Педсоветы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
29.01.2017
Все чаще говорится в нашем государстве о необходимости изменения в воспитательном процессе ребенка. Мы стремимся к воспитанию жинеспособной личности. Применительно к воспитательному процессу ребенка жизнеспособная личность - это личность благополучная физически, психически и социально, самостоятельная и способная к самоорганизации, способная к созидательной деятельности, это личность, готовая к дальнейшей успешной жизни, способная самосовершенствоваться.Текст выступления по теме "Природа, история и культура малой родины как средство формирования жизнеспособной личности"
тезисы_Природа, история, культура малой родины как средство...doc
ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА МАЛОЙ РОДИНЫ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
Максимова Л.С., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Эссойльская СОШ»
Все чаще говорится в нашем государстве о необходимости изменения в
воспитательном процессе ребенка. Мы стремимся к воспитанию жинеспособной
личности. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д. Н.
жизнеспособный – приспособленный к жизни,
способный
Ушакова,
существовать и развиваться [Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.
Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. инт "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. издво иностр. и
нац. слов. 19351940]. Применительно к воспитательному процессу ребенка
жизнеспособная личность это личность благополучная физически, психически и
социально,
самостоятельная и способная к самоорганизации, способная к
созидательной деятельности, это личность, готовая к дальнейшей успешной жизни,
способная самосовершенствоваться.
Как подготовить ребенка к такой успешной жизни? Как формировать в школе
именно личность жизнеспособную?
Надо ставить ученика в позицию исследователя, где он сам должен добывать
знания.
Большую роль в этом процессе играет самостоятельная исследовательская
работа ребенка. Работа учителей должна строиться так, чтобы приоритетными
методами работы с учащимися на уроке были частичнопоисковый и
исследовательский. Именно в связи с этим педагоги занимаются и научно
исследовательской работой с учащимися. Научная деятельность – важная сфера
деятельности, она влияет не только на уровень обучения, но и на формирование
личности.
Для меня на протяжении многих лет привлекательны были
нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно
проявить себя как учителя, выявить и развить индивидуальные способности
учащихся. Поэтому миниисследования учащихся проводятся практически постоянно: например, при изучении новой темы ребёнок должен провести
определённые наблюдения, сделать выводы, а затем уже проверить себя.
Ещё один важный метод работы с учащимися – проектноисследовательская
деятельность, в результате которой ребёнок сам видит результат своей достаточно
большой проделанной работы и может представить этот результат другим.
Проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более
актуальной в современной педагогике: ведь именно в процессе правильной
самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура
умственного труда учеников.
Несколько лет назад я начала заниматься проектноисследовательской
деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду
деятельности я осуществляю не только на уроках, но и провожу дополнительные
занятия, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы,
учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку
зрения. В процессе обучения стараюсь учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов
исследовательской культуры учащихся: мыслительных умений и навыков; навыков
работы с различными источниками информации и навыков, связанных с культурой
устной и письменной речи. Причем мы в своей работе не ограничиваемся темами,
связанными непосредственно с изучением русского языка и литературы. Часто мы с
ребятами обращаемся к темам, связанным с окружающей природой, историей и
культурой нашего народа.
Так, к теме природы мы обратились с учениками 7 класса при изучении слов
категории состояния на интегрированном уроке по русскому языку и литературе
Карелии. Ребята подбирали пословицы о труде, делали презентации; Лёша М.
подготовил выступление с презентацией о музеепамятнике Кижи. Ребята провели
большую работу над словом, писали различные миниатюры. Итогом стали сочинения
учеников о красоте и величии труда человека. При подготовке к интегрированному
уроку по литературе Карелии, русскому языку и ИЗО, проведенному совместно в
двух параллельных седьмых классах, ребята учили стихи карельских поэтов, писали
сочинения о красоте природы нашей Карелии. «Удивительное – рядом!» такой
вывод сделали они в своих зарисовках. Работа по изучению родной природы ведется
и на других уроках, и во внеурочное время. Лучшие работы отправляются на различные конкурсы, где ребята занимают и призовые места. А ученики 6 класса при
изучении произведения М.Пришвина «Кладовая солнца» создали проект «Тайны
болот», в процессе работы над ним изучили и способы образования болот, и флору и
фауну болот, и правила поведения в лесу и на болоте. Учащимися 6 «а» класса
выполнены работы, посвященные биографии и творчеству русских поэтов. Ученики 5
«а» и 7 «а» классов провели в библиотеке вечер поэзии русских поэтов о природе
«Есть в осени первоначальной…».
Тема истории, культуры народа затрагивалась не только при изучении,
например, былин в 7 классе, где ребята сочиняли и собственные былины, выполняли
презентации. При изучении «Калевалы» и произведения А. Линевского «Листы
каменной книги» проводились конкурсы кроссвордов, рисунков, викторины. Одна из
предметных недель русского языка и литературы была посвящена празднованию
масленицы. Ребята не только узнали об истории возникновения этого народного
праздника, его обычаях, но и о том, какое отражение нашла тема масленицы в
произведениях литературы, живописи, в музыке.
Для формирования личности школьника важно знание истории своей страны,
своего края, своей семьи. В связи с этим мы с ребятами читаем и обсуждаем
произведения о войне, о человеке на войне, говорим об отношении к войне. Эта
работа идет и на уроках русского языка. Так, обучаясь создавать «обрамление» к
рассказу, ребята провели целую исследовательскую работу, выясняя, что помнят их
родные о войне. В результате появились замечательные сочинения, а сами ученики 8
«а» класса больше узнали о своих близких. Авторы лучших творческих работ
приняли участие в общероссийском конкурсе «Мы достойные внуки Победы».
Семиклассниками был создан проект «Опаленные войной» о ветеранах и тех, чье
детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.
При работе над всеми проектами, которые затем были представлены в той или
иной форме, ребята учились самостоятельно искать нужную для работы
информацию, используя различные источники: справочную и художественную
литературу, материалы Internet, беседы с родными, знакомыми, соседями.
Итак, я веду достаточно большую работу с учениками по проектно
исследовательской деятельности. Можно отметить активное участие ребят в этом
направлении, что позволяет им развиваться творчески, углубляя свои знания и об
изучаемых предметах, и об окружающем мире. Необходимо постоянно стремиться повышать внимание ребят и интерес к
изучаемому материалу, акцентировать внимание учеников на определенных вещах,
учить мыслить логически, систематизировать изученный материал. Только в этом
случае можно будет говорить о воспитании действительно творческой,
жизнеспособной личности.
Литература
1. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос.
инт "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. издво иностр. и нац. слов. 19351940].
2. http://revolution.allbest.ru
3. И. М. Ильинский: Основы коцепции воспитания жизнеспособных поколений.//
http://www.ilinskiv.ru
Природа, история и культура малой родины как средство формирования жизнеспособной личности (выступление)
Природа, история и культура малой родины как средство формирования жизнеспособной личности (выступление)
Природа, история и культура малой родины как средство формирования жизнеспособной личности (выступление)
Природа, история и культура малой родины как средство формирования жизнеспособной личности (выступление)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.