Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"
Оценка 5

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
психологическая работа +1
Взрослым
13.02.2017
Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"
Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 "Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ" разработана для проведения открытого урока в группах обучающихся по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и предназначена для преподавателей социально- экономического профиля общепрофессионального цикла
открытый урок 35 гр.doc
ОГАПОУ «ЮТАНОВСКИЙ АГРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ  ИМЕНИ ЕВГРАФА ПЕТРОВИЧА КОВАЛЕВСКОГО»  открытого урока по МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей Методическая разработка для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Тема «Принципы научной организации труда» Рассмотрено на заседании МК преподавателей профессионального цикла Протокол №___ от «___» _________ 2017 г. Выполнила преподаватель И.Н. Алейникова 2017 1. Тема урока: Принципы научной организации труда  2. Место и роль занятия в изучаемом разделе: изучение нового материала 3. Цель занятия: ознакомиться с научной организацией труда (НОТ) для дальнейшего изучения  основ бережливого производства (БП). 4. Задачи: обучающие: сформировать у обучающих понятие «научная организация труда (НОТ)», создать  изучения   основоположников   теории   НОТ,   для   осознания   значимости  научной условия   для   организации труда  в дальнейшем изучении ее как элемента бережливого производства; развивающие:  создать  условия   для   развития   логического   мышления,   расширения   кругозора, формирования   навыков   работы   с   дополнительными   источниками   информации;   формирование умений называть основоположников теории НОТ, раскрывать задачи НОТ, перечислять основные правила Гастева А.К.  воспитательные:  создать   условия   для   развития   навыков   общения,   формирования   умения работать   в   парах   и   группах,   формирование   у   студентов     познавательного   интереса,   воспитание информационной культуры,  осознания значимости НОТ в работе специалиста. Планируемые результаты: развитие общих компетенций  ОК 1. ­ Понимать сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. ­   Организовывать   собственную   деятельность,   определять   методы   и   способы   выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 9. ­ Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Организовывать   и   проводить   работы   по   техническому   обслуживанию   и   ремонту автотранспорта. ПК 2.1. Планировать   и   организовывать   работы   по   техническому   обслуживанию   и   ремонту автотранспорта. 5. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. 6. Методы обучения:  1. По источнику получения знаний: ­ Словесный (введение ключевых понятий урока); ­ Наглядный (закрепление введенных определений); ­ Практический (выполнение упражнений, работа со справочной литературой). 2. По дидактическим целям: ­ Метод приобретения знаний. 3. По характеру учебной деятельности: частично­поисковый. 7. ТСО: компьютер,  проектор, экран (интерактивная доска) СТРУКТУРА И ХОД  УРОКА 1 этап: Организационный момент: 2 мин. 2 этап: Мотивационно ­ ориентировочный этап (подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний): 10 мин. 3 этап: Операционно­познавательный этап: 45 мин., из них             3.1. Восприятие нового материала: 30 мин.             3.2. Осмысление нового материала: 15 мин. 4 этап: Рефлексивно­оценочный этап (подведение итогов): 10 мин. 5 этап: Формулирование домашнего задания: 2 мин. Преподаватель: (Организация рабочей обстановки в классе)  1 этап: Организационный момент Здравствуйте! Садитесь! Объявление темы, целей и  задач Успешное   развитие   экономики     зависит   от   множества   факторов.   Одним   из   непременных условий достижения высокой результативности  является получение необходимых знаний о формах и методах научной организации труда.  Эпиграфом   к   уроку  я  хочу   взять   слова   одного  из                                       основоположников управленческой науки Ф.Тейлора. «Наука   вместо   традиционных   навыков;   гармония   вместо                             противоречий, сотрудничество   вместо   индивидуальной   работы;   максимальная   производительность   вместо ограничения   производительности;   развитие   каждого   отдельного   работника   до   максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».  Обсуждение со студентами данного высказывания. Сформулируйте   основную   идею   данного   высказывания.  Для   чего   необходимо   улучшать условия труда на производстве. Сталкивали ли Вы с соблюдением данных принципов в процессе прохождения производственной практики? Если да, то, с какими. Можно ли их назвать «Научная организация труда», соответствуют ли данные принципы основам 5S? Именно поэтому в курсе бережливого производства мы изучаем тему: «Научная организация труда». Итак, тема «Научная организация труда», записываем в тетради.  Студенты: Записывают тему урока в тетрадь. 2 этап: Мотивационно­ориентировочный этап  (подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний) Беседа преподавателя со студентами:  1.  Что такое труд и что такое наука? 2. 1. Когда появляется в обществе разделение труда? Назовите их?  Как   получали   свою   максимальную   прибыль   буржуазия   в   19­начале   20   века?   Какие изменения произошли во второй половине 20века? Как вы думаете, какими еще способами можно увеличить прибыль? 2. Это лишь часть вопросов, на которые мы ответили и попытаемся сегодня и в дальнейшем дать  ответ. Преподаватель: Формирование научных основ управления общественным производством началось в последние десятилетия   ХIХ  в.  –  времени  его  становления.  Наиболее   благоприятные   условия   для  развития научного менеджмента сложились в Америке. В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности достаточно четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой работе. Применительно к опыту развитых стран Запада, обычно выделяют два основных подхода в работе с персоналом: В   конце   ХIХ   –   начале   ХХ   вв.   складывается   управленческая   наука   как   самостоятельная отрасль знания. Первыми явились доктрины Ф.Тейлора, Г. Эммерсона, Г. Форда, супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет.  НОТ ­ это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для кого­то из вас это будет делом вашей жизни.  3 этап: Операционно­познавательный этап. 3.1. Восприятие нового материала Преподаватель:   В обширной зарубежной, да и отечественной литературе существует множество определений,   характеризующих   научную   организацию   труда.   Попробуйте   самостоятельно сформулировать определение этим терминам (на доске зафиксированы термины). Студенты:  Студенты высказывают свое мнения и пытаются сформулировать определение: Студент 1. НОТ ­ Научная организация труда  — процесс совершенствования организации. Студент 2. НОТ ­ Научная организация труда — на основе достижений науки и передового опыта. Студент 3.  Термином   «НОТ»   характеризуют   обычно   улучшение   организационных   форм использования   живого   труда   в   рамках   отдельно   взятого   трудового   коллектива   (например, предприятия). Студент 4.   Вместе с тем научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества. Преподаватель:  Теперь запишем в   тетради определение НОТ (записывают в тетради)  На экране определение понятия НОТ. НОТ ­ Научная организация труда — процесс совершенствования организации  труда  на основе достижений  науки  и   передового   опыта.   Термином   «НОТ»   характеризуют   обычно   улучшение организационных   форм   использования   живого   труда   в   рамках   отдельно   взятого   трудового коллектива (например, предприятия). Вместе с тем научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества. Преподаватель:  А   сейчас   нам   необходимо   определить   те   задачи,   которые   решались   в   рамках научной организации труда: Преподаватель:  Сейчас группа студентов делится на 5 подгрупп  и каждая  получает задание  и соответствующую литературу для подготовки к вопросу   «Задачи НОТ»: 1. 2. 3. 4. 5. Совершенствование форм разделения труда;  Улучшение организации рабочих мест;  Рационализация методов труда;  Оптимизация нормирования труда;  Подготовка рабочих кадров Студенты: делятся на подгруппы  и пытаются найти ответы к представленным вопросам с помощью раздаточного дидактического материала: Содержание раздаточного материала: Основные правила Гастева А.К. для всякого труда: 1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее  продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца   продумать   нельзя,   то   продумать   главные   вехи,   а   первые   части   работ   продумать досконально. 2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.  3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть  ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.  4.   Весь   инструмент   и   приспособления   должны   быть  разложены  в   определенном,   по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.  5. За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя,   как   говорится,   зарежешь,   и   работу   <запорешь>.   После   крутого   начального   порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.  6. По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что­нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что­нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала  приладиться, надо все тело на ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу  и  уже после этого приналечь.  7.   Работать   надо   как   можно  ровнее,   чтобы   не   было   прилива   и   отлива;   работа   сгоряча, приступами портит и человека и работу.  8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время   не   тратились   бы   силы   на   совершенно   ненужное   держание   тела   на   ногах.   По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.  9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные.  10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы.  11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применять снова опять­таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы выдержать.  12. Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять­таки исподволь, но ровно.  13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого к самой работе.  14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут   обязательно   надо   <вытерпеть>,   так   сказать,   привыкнуть   к   успеху,   смять   свое удовлетворение,   сделать   его   внутренним,   а   то   в   другой   раз   в   случае   неудачи   получится <отравление> воли, и работа опротивеет.  15. В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11­м правиле.  16. По окончании работы надо  все прибрать; и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенное место, чтобы принимаясь снова за работу, можно было все найти, и чтобы сама работа не опротивела. Тейлор в своей повседневной работе решал проблемы рационализации производства и труда с целью   повышения   производительности   и   эффективности.   При   этом   человеку   отводилась   роль механизма   в   среде   производства.   Его   труды   –   «Принципы   научного   менеджмента»,   «Научная организация труда». Тейлор рассматривал организацию как жестко регламентированный процесс, человек элемент который   должен   четко   вписываться   в   эту   организацию.   Изучая   способы   выполнения   работ   и трудовых   операций,   Тейлор   сформулировал 4   принципа   управления   индивидуальным   трудом рабочих: 1. научный подход к выполнению каждого элемента работ, 2. научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего, 3. кооперация с рабочими, 4. разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Тейлором   разработаны   две   концепции   –   «достигающего   рабочего»   и   достигающего руководителя». Концепция «достигающего рабочего»: человеку   нужно  поручить  такое   задание,   которое требовало бы максимум усилий, но не вредило бы при этом здоровью. После того как он усвоил простой урок, ему следует поручить более сложное задание. Таким способом человек постепенно достигает потолка своих творческих возможностей. Трудолюбивых и инициативных переводят на более интересную работу. Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и   дать   трудное   задание,   людей   необходимо   тщательно   протестировать,   изучит   их   физические   и психологические характеристики. Так появилась идея профессионального отбора. Ее   дополнила   концепция   профессионального   обучения,   которое   состояло   из   системы педагогических приемов: обучения навыкам, расширения знаний, тренировки и самостоятельного изучения своей работы. В обучении людей требуется постепенность. Мастер должен быть настолько квалифицированным,   чтобы   сам   мог   встать   к   станку   и   продемонстрировать   наилучшие   приёмы труда.   Если   многочисленные   уроки   не   помогали,   то   начинала   действовать  штрафная   система санкций.   Она   тоже   применялась   постепенно   –   от   самых   лёгких   наказаний   (выговор)   до   самых сильных   (штраф,  а   затем   увольнение).  Такова  дисциплинарная,  или  штрафная,  система,  которая дополнила   дифференциальную   систему   оплаты   труда   Тейлора,   основанную   на   принципе индивидуального вклада: больше выработал – больше заработал. Концепция   «достигающего   руководителя»: одного   мастера,   отвечавшего   в   цехе   за   всё, заменяла   «функциональная   администрация»,   состоявшая   из   восьми   узкоспециализированных инструкторов.   Если   раньше   рабочий   обо   всем   заботился   сам,   то   теперь   администрация   заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее. Менеджер должен быть не техническим специалистом,   но   и   социальным   инженером:   знать   личные   качества   подчиненных,   разрешать конфликты, заботится о своём лидерском стиле. Преподаватель: Таким образом, делаем выводы и записываем в тетради: Основоположником научной организации труда считается  Фредерик Тейлор  (1856—1915), отсюда её другое название — Тейлоризм.  Видным   деятелем   в   области   научной   организации   труда   и   производства   был  Алексей Капитонович Гастев (1882—1939).  А. К. Гастев   был   «создателем»   Институт   труда   при   ВЦСПС,   преобразованный   в   1921 г.   в Центральный институт труда (ЦИТ). В настоящее время «НОТ» развивается, но уже в рамках внедрения новых теорий концепции «ЛИН» или, другими словами, «бережливого производства». Студенты: записывают  в тетрадь. 3.2. Осмысление нового материала Беседа преподавателя со студентами: Преподаватель: Так в чем же заключается НОТ в понимании Гастева? Студенты: Студенты высказывают мнения: Студент 1: работу надо продумать, приготовить весь рабочий инструмент, не должно быть ничего лишнего. Студент   2:  инструмент   и   приспособления   должны   быть  разложены  в  установленном порядке, сразу, не срываться с места. Студент 3: нужно все тело на ум настроить на работу, работать надо ровнее. Студент   4:  необходимо,   что   бы   было  удобно   работать,   обязательно   отдыхать,  вовремя работы не нужно пить чай, курить. Студент 5:  если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься. Преподаватель: Еще в чем? Студент 1: привести в порядок рабочее место, Не надо в работе отрываться для другого дела. Студент 2: не показывать радости от успешно выполненной работы. Студент 3: не расстраиваться в случае полной неудачи. Студент 4: по окончании работы надо все прибрать. Преподаватель: Совершенно верно. Студенты: записывают в тетрадь. Студенты: высказывают свои мнения, в ходе обсуждения формулируются понимание использования НОТ в производстве и ее важность. Преподаватель: Используя полученные знания, ответить на тестовые задания.  1.  Основоположником науки об организации труда считается: 1. Д.К. Советкин 2. Ф.У. Тейлор 3. В.Р. Поляков 4. Ф.Б. Гилберг 5. Г. Форд   2. Начало развития НОТ относится к: 1. началу XIX в. 2. середине XIX в. 3. концу XIX в. 4. началу ХХ в. 5. середине ХХ в.   3. Первым доказал возможность рациональной организации в любом масштабе: 1. Ф.У. Тейлор 2. Ф.Б. Гилберт 3. Г. Эмерсон  4. Э. Мэйо 5. Г. Форд   4. Автором теории «человеческих отношений» является: 1. Ф.Б. Гилберт 2. Г. Эмерсон 3. Э. Мэйо 4. А. Файоль 5. А.К. Гастаев    5.  Какая из концепций включает в себя штрафную систему санкций?              1. Концепция «достигающего рабочего 2. Концепция «достигающего руководителя» 6. В чем наиболее существенный недостаток классической школы менеджмента 1.Деление производственного процесса на операции 2.Увольнение отстающих 3.Интенсификация труда 4.Отношение к персоналу    7. Какая из перечисленных ниже категорий населения входит в понятие «трудовые ресурсы», но не входит в понятие «экономически активное население»? Работающие инвалиды; Работающие пенсионеры; Работающие подростки; Безработные; Учащиеся с отрывом от производства в трудоспособном возрасте.   8. Какая из перечисленных ниже категорий не относится к занятому населению? Предприниматели; Работающие по найму; Учащиеся; Лица свободных профессий. 9. Труд обеспечивает его владельцу доход в виде: Заработной платы; Процента; Ренты; Прибыли.   10. Кем был создан Центральный институт труда: 1. Гастевым; 2. Тейлором; 3. Ерманским. Взаимопроверка выполненного теста: Преподаватель: Поменяйтесь своими решениями и проверьте ответы соседа по парте. Студенты проверяют ответы и выставляют оценку. 4 этап: Рефлексивно­оценочный этап (подведение итогов) Преподаватель: Итак, подводя итоги, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале нашего занятия? С какими новыми понятиями Вы познакомились? В каких вопросах расширили свои знания? Студенты: отвечают на поставленные вопросы.  Преподаватель:  выставляет   оценки   за   самостоятельную   работу   всем   студентам,   а   также дополнительную оценку наиболее активным учащимся. 5 этап: Формулирование домашнего задания Преподаватель: Перелистав страницы истории, мы возвращаемся в сегодняшнюю действительность. Вопрос: Знаете ли вы фамилии видных деятелей, работающих над темой научной организации труда? Функции Центрального института труда, его достижения в сфере организации труда. Подготовить сообщение о видных деятелях в сфере НОТ, работу оформить в формате А­4.  Студенты: Записывают домашнее задание. Список литературы 1. Менеджмент   Аветисян   М.В.,   Гайдаренко   Л.В.,   Деева   В.А.,   Князев   В.В.,   Кобулов   Б.А., Кобиашвили Н.А., Юриспруденция, 2012. 2. Менеджмент. Краткий курс Юкаева В.С., Дашков и К, 2010. 3. Организация   труда   персонала   Гаврилова   С.В.,   Иванова­Швец   Л.Н.,   Евразийский   открытый институт, 2010. 4. Основы менеджмента  Исаев Р.А., Дашков и К, 2010 5. Управление персоналом  Мелихов Ю.Е., Малуев П.А., Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2010. 6. Управление персоналом  Михайлина Г.И., Матраева Л.В., Михайлин Д.Л., Беляк А.В., Дашков и К, 2012. 7. Управление персоналом Маслова В.М., Дашков и К, 2013. 8. Брайан Маскелл, Брюс Баггали. Практика бережливого учета.­ М.: ИКСИ, 2010. 9. Рофе А. И. Организация и нормирование труда. «МИК», 2003 г. 10.Д. Лайкер и Д. Майер. Практика Дао Toyota. Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota. / Альпина Паблишерз, 2009.

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей " Понятие и принципы НОТ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017