ЭТАПЫ УРОКА ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ
Цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.
На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик
"включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он
"хочет"!
- начать урок с добрых пожеланий
- привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками
- провести интеллектуальную разминку
- привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"
Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены. То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.
«Кластер». Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
«Сорбонки». Это небольшая двусторонняя карточка, на одной стороне которой записывается понятие, пример, формула, слово, дата, картинка, схема и т. п., а на другой – ответ. Обучающийся, перебирая карточки, устно дает ответ на вопрос карточки и сразу имеет возможность его проверить, перевернув карточку другой стороной. То есть, такой прием используется, когда есть устные задания типа вопрос – ответ. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.
«Текст с пропусками». Вписать в каждый пропуск одно или несколько слов так, чтобы в целом получался связанный рассказ
«Блиц-опрос». Прием представляет собой перечень вопросов, на которые возможен ответ «Да» или «Нет». Первый ученик задаёт короткий вопрос второму. Второй — третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ — несколько секунд, учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен.
«Рафт». Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — уравнение. Расскажи о себе" и т.д.
«Корзина идей». Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.
"Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару. Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.
Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.
Удобнее всего работать по вопросам:
- какое задание я выполнял?
- какое знание я использовал / каким способом решал задачу?
- что делал сначала? Потом?
- где возникло затруднение?
- почему? Чего мне хватает для правильного решения?
«Дуэль». Класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу, причем к выступлению готовят наиболее слабых участников. "Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое, учитель ставит оценку по результатам "дуэли" всем участникам.
«Вопрос к тексту». Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. Формирует: - умение содержательно формулировать вопросы; - умение оценивать границы своих знаний.
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить.
«Лови ошибку». Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации; - умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
«Ассоциативный ряд». к теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Результат будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.
Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться различать приставки пре- и при-, научиться решать задачи по данной формуле, запомнить важные даты эпохи Петра I и т.д.
Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д.
Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание, пересказать текст, выписать ключевые слова и т.д.) Для начала ученику можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.
«Ромб ассоциаций». приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций. Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.
«Письменное высказывание». для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика.
«Перепутанные логические цепочки». Прием используется для формирования логического мышления.
I вариант: ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
II вариант: на отдельных листах выписываются 5–6 событий из текста и демонстрируются классу в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После прочтения текста необходимо определить, верны ли были их предположения.
"Двойные (двухчастные) дневники». Использование данного приема позволяет связать содержание текста или визуального источника информации с личным опытом учащегося. Чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией.
Записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (вызвала воспоминания, протест или ассоциации). Даем комментарии: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Заполнение надо начинать с левого столбика таблицы. Цитату не обязательно выписывать полностью. Прием целесообразно использовать на стадиях осмысления и рефлексии. Особенно полезны, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст вне класса.
Самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.
«Минни-рассказ». Составь мини рассказ, используя термины из списка, а также словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе.
«Упрости». Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала).
«Создай коллекцию». Собрать, оформить, описать коллекцию.
«Проблемный поиск». Найти информацию по проблемному вопросу.
Оформить в виде карточки или списка с аннотированными ссылками.
«Облака мыслей». Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий. Важно на данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).
«Зигзаг». Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку; самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
«Генераторы-критики». Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Например. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
«Публичное выступление». Подготовить публичное выступление по теме по определенной продолжительности по времени.
«Перекрестная дискуссия». Данный прием помогает избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов. Порядок проведения дискуссии:
- сформулируйте вопрос;
- оставьте таблицу для записи аргументов:
Да (за) Нет (против)
- составить список аргументов (в каждой графе обязательно);
- обменяться аргументами в группе, классе (в таблицу вписать наиболее интересные);
- записать свой вывод: да, потому что…. нет, потому что…
Прием может использоваться при подготовке к эссе, сочинению дебатам, полемике, закончить очерком, построенным по следующей схеме:
- моя позиция;
- краткое обоснование;
- возможные возражения;
- доказательство правильности моей позиции; - заключение.
«Реклама». Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку определенное время (5-10 минут). Работу можно организовать в группе.
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по-новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.
«Фактологический диктант". Диктант проводиться по «Базовому
листу» (5-7 вопросов на вариант)
"Цифровой диктант" в письменной форме после просмотра
видеофрагмента; «на слух» письменно (да -1, нет - 0)
"Буквенный диктант". По первым буквам ответов получиться задуманное слово.
"Тренировочная контрольная работа". Учитель проводит мини-к/р, но отметки в журнал выставляются по желанию учеников.
"Блиц-контрольная". Контроль проводиться в высоком темпе для выявления усвоения степени простых учебных навыков, которыми обязательно должны овладеть учащиеся для успешной работы. 7-10 заданий по минуте на каждое.
"Творческий тест». Проверка на уровне восприятия:
Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос; впиши пропущенное слово; закончи предложение; дай ответ на вопрос; творческие задания.
"Соответствие фактов и понятий". Классификация фактов: соотношение реального факта с обобщающим словом. Соедини линиями.
На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание, умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого необходимо:
- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
- довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;
- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
"Создай презентацию". Создай презентацию к изученной теме, листовку по теме.
"Своя опора». Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам).
"Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
"Повторяем с расширением". Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания
"Свои примеры". Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание
"Составление текста". С одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись
"Починить цепочку". Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями.
"Дай информацию". Извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод и т.д.
"Составь систему". Составить систему понятий и прочитать ее. "Кроссворд". Составить или решить
Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.
«Облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что… - меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
«Графический» на доске таблица со знаками
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
«Фразеологизм или пословица». Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
«Анкета»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.