Выступление "Как помочь ученику: Из опыта работы"
Оценка 5

Выступление "Как помочь ученику: Из опыта работы"

Оценка 5
Особые потребности +2
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
28.01.2017
Выступление "Как помочь ученику: Из опыта работы"
Выступление Максимовой Л.С. на школьной конференции учителей"Из опыта работы учителя русского языка и литературы: Как помочь ученику?" Не секрет, что успеваемость учащихся в значительной степени зависит от интереса школьников к учебному предмету, от определенных успехов и неудач. «Слабые» ученики, порой окончательно утрачивают веру в возможность собственных успехов, даже самых маленьких, а это ведет к новым неудачам. Получается замкнутый круг. Не открою тайны, если скажу, что у таких ребят неуспехи, неудачи начинают расти с огромной скоростью подобно снежному кому. Такие ученики есть во многих классах. Как быть в такой ситуации?Выступление на школьной конференции учителей «Шаги к успеху». Тема: Из опыта работы учителя русского языка и литературы: Как помочь ученику?
выступление на конф Шаги к успеху.doc
Выступление Максимовой Л.С. на школьной конференции учителей «Шаги к успеху»  Тема: Из опыта работы учителя русского языка и литературы: Как помочь ученику?  Не   секрет,   что   успеваемость   учащихся   в   значительной   степени   зависит   от интереса   школьников   к   учебному   предмету,   от   определенных   успехов   и   неудач. «Слабые» ученики, порой окончательно утрачивают веру в возможность собственных успехов, даже самых маленьких, а это ведет к новым неудачам. Получается замкнутый круг. Не открою тайны, если скажу, что у таких ребят неуспехи, неудачи начинают расти с огромной скоростью подобно снежному кому. Такие ученики есть во многих классах.  Как быть в такой ситуации? Как помочь таким ученикам поверить в себя, помочь сделать какие­то шаги к собственному самоуважению и, вполне возможно, дальнейшим, пусть маленьким, но для них очень значительным успехам, победам?  Один из классов, где я работаю, вызывает у многих учителей едва ли не тихий ужас: мало того, что состав детей подобрался там в основном, мягко говоря, не очень сильный,  большинство  ребят, глядя на вновь прибывающих  учеников,  делают из  них своих кумиров, следуют за ними не в том направлении, как нам бы хотелось. Как же помочь   и   «удержаться   на   плаву»   таким   ребятам,   и   повернуть   в   нужное   русло «новеньких»? Наверное, этим вопросом задаются многие.  Расскажу немного о том, что делаю я на уроках русского языка и литературы.  Первое – это справочники, в которые мы записываем основную информацию в виде опорных конспектов, таблиц как по русскому языку, так и по литературе. Такие справочники   ребята   начали   вести   с   5­го   класса,   но,   к   сожалению,   они   есть   сегодня далеко не у каждого из них. И для таких учеников я распечатываю опорные конспекты, таблички, алгоритмы выполнения заданий. Причем часто приходится эти инструкции и дублировать.  1­ый   вариант   их   представляет   собой   теоретические   сведения,   предлагаемые   в виде схем, таблиц. В расчете на совсем «слабых», плохо ориентирующихся в опорных конспектах, прописываю самое важное и подробно – фразами, предложениями.  2­ой   вариант   –   когда   на   предлагаемых   ученикам   индивидуальных   карточках даются алгоритмы и образцы выполнения заданий: ученик смотрит – выбирает нужное – делает.  Конкретный   пример:   один   из   учеников   не   выучил   дома   материал   (виды односоставных предложений), справочник он давно уже не ведет, теряет постоянно все свои записи. По табличке, положенной до урока перед ним на стол, сориентировался, хотя и не сразу, стал отвечать сначала по ней, а потом включился и в практическую работу, стал даже руку поднимать, хотя обычно отвечать боится.  Подобные   карточки­инструкции   используются   во   всех   классах,   такой   прием используется и на индивидуальных занятиях.  Однако кроме опорных конспектов требуется и нечто другое. Надо пробудить желание учиться, двигаться дальше. И тут сами ученики порой подсказывают, чем и как можно привлечь их внимание к предмету.  Так,   в   8   «б»   возникла   идея   создания   общешкольного   стенда,   название   его   – «Юный филолог» ­ ребята придумали сами, сами же написали заголовки разделов, а сейчас работают над подборкой материалов.  Идея эта, если честно, моя давняя уже мечта,   родившаяся   в  результате  отсутствия  определенного   и  постоянного  места  для размещения  определенной информации, материалов  по предмету, ученических  работ. Ребята подхватили предложение сделать такой стенд для всей школы. Высказывались, правда, ими опасения, что могут найтись такие, кто начнет портить работы, но тут же решили, что ребята сами и будут присматривать за порядком.  Различные   конкурсы,   в  которых  ученики   принимают  участие,   также  способны будить интерес ребят к учебным предметам, даже если это просто игра в командах прямо   на   уроке.   Использовались   такие   приемы   и   в   работе   с   группой   ребят, сформированной на базе школьного лагеря «Солнышко»: викторины, литературные и лингвистические игры, в которых ребята участвовали с удовольствием. Правда, здесь выявился   и   достаточно   серьезный   «минус»:   организуя   такие   группы   (предметные), думаю, следует все же учитывать их возрастной состав (у нас занимались вместе и 5, и 8 классы), и занятие целесообразнее проводить не в рамках оздоровительного, а именно профильного, предметного лагеря.  Игровые   формы   работы:   викторины,   конкурсы,   ролевые   игры   ­   способствуют корректированию успеваемости и успехов учащихся. В старших классах это и диспуты, конференции, исследовательская работа. Так, на уроке литературы в 10 «а» классе при анализе одного из стихотворений А.Фета у ученицы возник вопрос: почему, говоря о красоте заснеженной березки, автор использует такую странную метафору – «траурный наряд»?   Сопоставили   с   реальностью,   удивились   (у   нас   траурный   цвет   –   черный!)   и решили   найти   дополнительную   информацию.   Вполне   возможно,   что   родится   новый проект или исследование на основе литературного материала. Не ограничивать какими бы то ни было информационными рамками – тоже важно. Ученики сами создают и учебные дидактические материалы. 10­м классом «а» разработан уже целый цикл презентаций по морфологии, орфографии. Эти материалы использовали мы с ними на уроках. Представляют они собой своеобразные исследования на основе справочных пособий, материалов Internet, включают в себя как теоретические сведения по конкретным темам, так и практические задания, которые выполняют и сами авторы данных работ, и их одноклассники.  Таким образом, большое значение для любого из учащихся имеют и пробуждение интереса ребенка, и развитие, и, конечно, индивидуальная помощь ученику.

Выступление "Как помочь ученику: Из опыта работы"

Выступление "Как помочь ученику: Из опыта работы"

Выступление "Как помочь ученику: Из опыта работы"

Выступление "Как помочь ученику: Из опыта работы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017