Урок географии в 7 классе
Тема: Природные зоны земли
Цели: познакомить с природными зонами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену. Сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
1. Понятие «Природный комплекс».
Учитель: Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения.
- многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);
- все неровности земной поверхности (рельеф);
- может находиться в трех состояниях (вода);
- все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);
- верхний плодородный слой (почва);
- организмы производители (растения);
- организмы потребители (животные).
- Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются? (компоненты ПК).
- Образуйте природный комплекс (берутся за руки, образуют круг).
- А теперь дайте определение ПК. ( ПК – это участок земной поверхности, где все компоненты природы взаимодействуют друг с другом)
2. Определение ПК суши, океана и антропогенные ПК.
- На доске примеры ПК (лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море). Внимательно прочтите, на какие группы можно их распределить (ПК суши, океаны, антропогенные ПК)
- Первый ряд перечисляет ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные. (ПК суши: лес, материк, овраг, горная система, озеро.
ПК океана: океан, залив, пролив, море.
ПК антропогенные: город, поля, фруктовый сад, парк.)
III. Изучение новой темы.
1. Формирование понятия «природная зона» (ПЗ).
-ПК отличаются большим разнообразием. Крупным ПК являются ПЗ. Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата. Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов. Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.
- Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).
- Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ (запись в тетради). ( Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.)
2. ПЗ океана.
Учитель: ПЗ есть и в океане. Они различаются водными массами, но внешне не отличаются. Называются, как и климатические пояса.
3. Размещение ПЗ.
- Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы. Но сначала вспомним и напишем в тетрадях в столбик климатические пояса от экватора к северу (запись в тетрадях).
- Начнем путешествие от экватора. На экваторе жарко и очень влажно → здесь формируются влажные экваториальные леса.
Климатические пояса Природные зоны
- экваториальный - влажные экваториальные леса
- субэкваториальный - саванны
- тропический - пустыни
- субтропический - жестколистные вечнозеленые леса
- умеренный - тайга, смешанные леса, широколиственные леса
- субарктический - тундра, лесотундра
- арктический - арктическая пустыня
Работа в группах : Мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли. Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников. Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать записи в таблице.
Природные зоны |
Климатические особенности |
Животный мир |
Растительный мир |
Арктические пустыни и тундра |
|||
Лесная зона |
|||
Степная зона |
|||
Зона пустынь |
|||
Зона саванны |
|||
Зона экваториальных лесов |
Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.
– Итак, мы отправляемся в заочное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, ( а каждая команда будет путешествовать по трем природным зонам.) вам предстоит сдать отчеты. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата. Также вы можете воспользоваться определителем- вашим учебником стр 170-173. Во время путешествия необходимо обратить внимание на то, что многие природные зоны мира сильно изменены человеком: леса вырубаются, луга и пашни истощаются. Во всех природных зонах возникают крупные города, прокладываются дорожные трассы, ведется добыча полезных ископаемых. Воздействие человека на природные зоны приводит к тому, что многие растения и животные находятся под угрозой вымирания
1 команда: арктические пустыни и тундра
2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов
3 команда: степная зона, зона саванн и редколесий
-Итак, мы закончили наше путешествие. Попробуем сделать вывод. Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)
3.1. Широтная зональность.
- Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность.
3.2. Высотная поясность.
- Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).
- Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:
1. тайга;
2. горная тундра;
3. снега.
- Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты)
IV. Закрепление.
1. - Чем мы с вами сегодня познакомились?
2. Географический диктант.
- Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)
- Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)
- ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)
- Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…
- Смена в горах…(высотная поясность)
- Самый нижний высотный пояс в горной системе расположенной в ПЗ степей является …(степи)
3. Самопроверка (ответы и баллы для оценок на доске).
Природная зона
Соотношение тепла и влаги 6 –«5»
Растительность 5--- «4»
Широтная зональность 3-4 ---«3»
Высотная поясность
Степи
Итоги урока:
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.