Урок литературы в 6 классе
Тема урока. Тропа Насти (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).
Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Образовательные задачи.
1.Учить умению анализировать текст, мотивировать свои суждения. 2.Совершенствовать технику чтения.
Развивающие задачи. 1.Развивать речь, творческие способности учащихся. 2.Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты, олицетворение).
Воспитательные задачи. 1.Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе.
2.Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Тип урока: урок анализа эпического произведения
Ход урока
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин
Оргмомент.
1.Вхождение в тему.
2.Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Здравствуйте, ребята.
Хотелось бы начать наше знакомство с нескольких вопросов, не совсем обычных, а хитрых. Говорят, вы ребята умные, значит, справитесь. Итак: за чем вода в стакане? От чего гусь плавает? По чему вы в школу идёте?
А какие синонимы есть у слова дорога? Тропа, стёжка, путь.
А теперь предскажем вам судьбу: представьте дорогу, тропу, стёжку...
Так значит, когда мы говорим о дороге, тропе..., то исходя из текста, смысла, можем иметь дело с контекстуальными синонимами, в данном случае дорога – судьба.
И поговорим сейчас об одном из героев, а вернее, героине повести «Кладовая солнца» Насте.
Кто автор повести?
И мы продолжаем разговор о М.Пришвине - об одном из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож. Возможно, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина есть - это русский народ. В повестях и рассказах писателя все объединено человеком - неспокойным, думающим, с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку…
Сегодня на уроке в центре нашего внимания будет Настя.
Тема нашего урока звучит так: Тропа Насти
Цель нашего урока: пройти Настиной тропой, чтобы ответить на вопрос: что она потеряла и что приобрела, а чтобы ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти.
-Для начала давайте порассуждаем, какое значение имеет слово «тропа», какие ассоциации возникают с этим словом . Подберите синонимы к этому слову.
( тропа- дорожка, по которой идут люди; тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка)
Мы знаем, что дети, Настя и Митраша, пошли за клюквой, но в какой-то момент каждый из них выбрал свою дорогу. Как вы думаете, чем это было вызвано? (Ответы детей). Давайте поговорим о Насте, о том, какую дорогу выбрала она.
Вопросы:
Найдите в тексте описание Насти. С помощью каких
изобразительно-выразительных средств дается это описание?
(эпитет -золотая курочка, сравнения-веснушки, как золотые монетки.)
-Какие отношения были с братиком Митрашей ?
- Какая ассоциация возникает, когда говорим о Насте? (солнышко, в тексте – катилась в избу).
Учащиеся рассказывают о героине. Составляем и записываем в тетради таблицу.
Внешний |
Внутренний |
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком). Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Сравнение – как золотая курочка. Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх. |
Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку Любит родителей: как и покойная мать… |
- -Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь?
3. Анализ текстового фрагмента.
- Давайте проследим, какой предстает природа в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца".
- С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание.
(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).
- Какую роль в развитии событий играет природа?
(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).
- Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)
- Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)
Инсценировка спора между детьми.
- А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. («Тогда серая хмарь плотно надвинулась… завыли, застонали... ворон-самец долбанул косача. )
- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.
- Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши ( парная работа). Обмен мнениями.
Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений.
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
-Какая болезнь развивается во время сбора клюквы (приведите примеры из текста)?
-Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час?
-Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания?
- Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?
4. Работа с текстовым фрагментом.
-Прочитайте и ответьте на вопросы: « На самой середине палестинки не было клюквы…»
-Что помогло Насте обрести прежний облик?
-Как повлияла на неё встреча со змеёй и Травкой?
-Какие чувства испытала Настя, вспомнив о брате?
Ученики, отвечая на вопросы, рассказывают о Насте. Пришвин, изображая путь девочки, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
-Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте.
-Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда?
-Сделайте вывод, обобщение. Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти?
Учащиеся должны прийти к следующим основным выводам:
1. В повести показано, как от матери к дочери передаётся жизненный опыт женщины-хозяйки и хранительницы мира и любви в семье. Главное оружие женщины - ласка и доброта.
2. Женщине более свойственно идти надёжной, проторенной дорогой, и она хочет, чтобы этой же дорогой шли близкие, за жизнь которых она переживает.
3. Жадность, раздражение, озлобление губят человека, заставляют забыть о любви и добре. Нужно подняться над этими мелкими чувствами, искупить вину перед людьми щедростью и добротой.
Итог урока: М.Пришвин проводит своих героев через испытания, которые они выдержали. Каждому из нас придется решать много жизненных задач, идти своей дорогой или тропкой, но самое главное – это не потерять себя, не потерять человеческое достоинство.
И хотелось бы предложить вам в завершении нашего разговора о повести Пришвина и его героях такое домашнее задание:
l Тема нашего следующего урока «Тропа Митраши». Ответьте на такой вопрос:
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
Как описание природы помогает понять состояние героя?
l Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»
Рефлексия:
Что вам понравилось на уроке?
Что было непонятно? Узнали ли что-то новое?
А теперь поблагодарим себя! Какие мы молодцы! Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.