Пришвин тропа насти
Оценка 5

Пришвин тропа насти

Оценка 5
docx
31.05.2021
Пришвин тропа насти
пришвин тропа насти.docx

Урок литературы в 6 классе

Тема урока. Тропа Насти (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).

Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Образовательные задачи.

1.Учить умению анализировать текст, мотивировать свои суждения. 2.Совершенствовать технику чтения.

Развивающие задачи. 1.Развивать речь, творческие способности учащихся. 2.Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты, олицетворение).

Воспитательные задачи. 1.Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе.

2.Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

Тип урока: урок анализа эпического произведения

 

 

 

Ход урока

 

                                                                 Я ведь, друзья  мои, пишу о природе,

                                                                 сам же только о людях и думаю.

                                                                                              М.М.Пришвин

 

 

Оргмомент.

1.Вхождение в тему.

 

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

 

- Здравствуйте,  ребята.

Хотелось бы начать наше знакомство с нескольких вопросов, не совсем обычных, а хитрых. Говорят, вы ребята умные, значит, справитесь. Итак: за чем вода в стакане? От чего гусь плавает? По чему вы в школу идёте?

А какие синонимы есть у слова дорога? Тропа, стёжка, путь.

А теперь предскажем вам судьбу: представьте дорогу, тропу, стёжку...

Так значит, когда мы говорим о дороге, тропе..., то исходя из текста, смысла, можем иметь дело с контекстуальными синонимами, в данном случае дорога – судьба.

И поговорим сейчас об одном из героев, а вернее, героине повести «Кладовая солнца» Насте.

Кто автор повести?

 

  И мы  продолжаем  разговор о М.Пришвине - об одном  из  своеобразнейших  писателей. Он  ни на кого не  похож. Возможно, поэтому существует  мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина  есть - это русский  народ. В повестях и рассказах писателя все  объединено  человеком - неспокойным, думающим, с открытой  и смелой  душой. Великая  любовь Пришвина  к природе  родилась из его  любви к  человеку…

 Сегодня  на  уроке в центре  нашего внимания  будет Настя.

Тема нашего урока звучит так: Тропа Насти

Цель нашего урока: пройти Настиной тропой, чтобы  ответить на вопрос: что она потеряла и что  приобрела, а чтобы  ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти.

 -Для  начала  давайте  порассуждаем, какое значение имеет слово  «тропа», какие ассоциации возникают с этим словом . Подберите  синонимы к этому слову.

( тропа- дорожка, по которой идут люди;  тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка)

 

Мы знаем, что дети, Настя и Митраша, пошли за клюквой, но в какой-то момент каждый из них выбрал свою дорогу. Как вы думаете, чем это было вызвано? (Ответы детей). Давайте поговорим о Насте, о том, какую дорогу выбрала она.

 

Вопросы:

Найдите в тексте  описание Насти. С помощью каких

изобразительно-выразительных средств  дается это описание?

(эпитет -золотая курочка, сравнения-веснушки, как золотые монетки.)

 -Какие отношения были с братиком Митрашей ? 

 - Какая ассоциация возникает, когда говорим о Насте? (солнышко, в тексте – катилась в избу).

Учащиеся рассказывают о героине. Составляем и записываем в тетради таблицу.

 

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

- -Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь?

3. Анализ текстового фрагмента.

- Давайте проследим, какой предстает  природа в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца".

- С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание.

(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).

Какую роль в развитии событий играет природа?

(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).

- Как ведут себя дети в лесу? (Могучая  природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)

- Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)

Инсценировка спора между детьми.

- А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. («Тогда серая хмарь плотно надвинулась… завыли,  застонали... ворон-самец долбанул косача. )

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему?  ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.

-  Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши ( парная работа). Обмен мнениями.

Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений.

Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.

 

-Какая болезнь развивается во время сбора клюквы (приведите примеры из текста)?

-Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час?

-Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания?

- Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?

 

4. Работа с текстовым фрагментом.

-Прочитайте и ответьте на вопросы: « На самой середине палестинки не было клюквы…»

-Что помогло Насте обрести прежний облик?

-Как повлияла на неё встреча со змеёй и Травкой?

-Какие чувства испытала Настя, вспомнив о брате?

Ученики, отвечая на вопросы, рассказывают о Насте. Пришвин, изображая путь девочки, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

 

-Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте.

-Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда?

-Сделайте вывод, обобщение. Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти?

 

Учащиеся должны прийти к следующим основным выводам:

1. В повести показано, как от матери к дочери передаётся жизненный опыт женщины-хозяйки и хранительницы мира и любви в семье. Главное оружие женщины - ласка и доброта.

2. Женщине более свойственно идти надёжной, проторенной дорогой, и она хочет, чтобы этой же дорогой шли близкие, за жизнь которых она переживает.

3. Жадность, раздражение, озлобление губят человека, заставляют забыть о любви и добре. Нужно подняться над этими мелкими чувствами, искупить вину перед людьми щедростью и добротой.

 

Итог урока: М.Пришвин  проводит своих  героев через  испытания, которые  они  выдержали. Каждому  из  нас  придется  решать много  жизненных  задач, идти  своей  дорогой или  тропкой, но  самое  главное – это  не  потерять  себя, не  потерять  человеческое  достоинство.

 

И хотелось бы предложить вам в завершении нашего разговора о повести Пришвина и его героях такое домашнее задание:

l  Тема нашего следующего урока «Тропа Митраши». Ответьте на такой вопрос:

 Что  заставило Митрашу  пойти  по неизведанной  тропе? Почему  он  попал  в  беду?

Как  описание  природы  помогает  понять состояние  героя?

l  Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»

Рефлексия:

Что вам понравилось на уроке?

Что было непонятно? Узнали ли что-то новое?

А теперь поблагодарим себя! Какие мы молодцы! Спасибо за урок!

 


 

Урок литературы в 6 классе Тема урока

Урок литературы в 6 классе Тема урока

Вопросы: Найдите в тексте описание

Вопросы: Найдите в тексте описание

Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам

Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021