Приём "Работа в паре" на уроках литературы
Оценка 4.8

Приём "Работа в паре" на уроках литературы

Оценка 4.8
docx
24.05.2023
Приём "Работа в паре" на уроках литературы
Приём Работа в паре.docx

Приём работы в паре на уроках литературы

  

       В современных условиях  формирования духовно богатой, гармонически развитой личности в соответствии с ФГОС имеет большое значение  художественная литература. Цель литературного образования  в школе- приобщение учащихся к искусству слова, богатству классической литературы. Основа изучения литературы – чтение и изучение художественных произведений

    «Чтение-вот лучшее учение»,- утверждал А.С.Пушкин. Прочитанные, осознанные, интерпретированные произведения словесного искусства благотворно влияют на формирование личности с высокими нравственными идеалами. Но повальное увлечение  гаджетами и теми продуктами, которые они предлагают,   совсем не располагает современного ребёнка к чтению произведений и самостоятельному извлечению эстетического  материала из прочитанного. Возникает необходимость стимулировать детей  к чтению, расширять их  круг чтения, повышать качество этого чтения.

    Сегодня в образовательных учреждениях ведётся обучение новому предмету- «Родная литература». Цель его - изучение родных для национального самосознания произведений. Чтобы знакомство с искусством слова  стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо научить их грамотному анализу прочитанного произведения, развивать потребности в чтении, в книге.

     Помогает на моих уроках литературы и родной литературы приём работы в паре  «Спроси меня». Я применяю его в тех случаях, когда произведение необходимо прочитать летом в целом списке, прочитать для проведения следующего урока или для самостоятельного прочтения. Цель приёма- контроль чтения произведения каждым учащимся.

     Приём заключается в следующем. Дети прочитывают произведение, осознают его содержание и формулируют вопросы любого характера: по сюжету произведения, основной характеристике его героев, по определению темы и основной мысли  и т.д. Вопросы фиксируются в рабочей тетради или дневнике чтения. На уроке проводится опрос «Спроси меня» обычно в паре: один ученик задаёт второму приготовленный вопрос, тот- отвечает. Приготовивший вопрос – соглашается с ответом или нет. Если нет, то просит помощь у других учащихся класса. Если ответ не устраивает всё равно, то сам спрашивающий должен сформулировать свой ответ. Все внимательно слушают, чтобы в следующий раз вопросы не повторялись. И так проводится опрос на уроке в нескольких парах. Потом сами ученики оценивают себя: сформулировавшего вопросы и отвечающего на них. Высоко ценятся проблемные вопросы. 

    Ребята к этой работе готовятся дома, читают произведение, потому что без знания текста хорошего вопроса не сформулируешь. Дети заинтересованы создать такой вопрос, чтобы напарник не ответил. А отвечающему стыдно не ответить, показав тем самым слабость перед товарищем. Тоже стимул для прочтения произведения.

      Такую работу я практикую на небольших произведениях. Например, такого вида задание было дано при работе по родной русской литературе при изучении произведения А.А.Бестужева- Марлинского «Вечер на бивуаке».

Учащийся 8 класса  для работы в паре приготовил  такие вопросы : что заставило князя Ольского отправиться к французам ?(чувство голода);  какое событие случилось с Мечиным после бала у графа ?(его ранили); зачем Мечина вызвали к генералу? (отправить документы Кутузову); почему семейная жизнь княжны не задалась? ( муж проиграл её состояние и бросил её); какую историю рассказывал Мечин? (про медальон); в каком городе Мечин знакомится с Софией? (в Петербурге); в чём проявилось благородство главного героя? (он сражался за честь девушки).

     Понимать прочитанное как можно глубже- это должно стать главным желанием для каждого ученика.


 

Приём работы в паре на уроках литературы

Приём работы в паре на уроках литературы

Вопросы фиксируются в рабочей тетради или дневнике чтения

Вопросы фиксируются в рабочей тетради или дневнике чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023