Приёмы адаптации детей, требующих особого внимания учителя

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приёмы адаптации.docx

Приёмы адаптации детей, требующих особого внимания учителя

 

         С каждым годом в общеобразовательных школах  появляется все больше ребят, которые требуют особого внимания учителя. Это могут быть как часто болеющие, так и те дети, которым требуется коррекционное обучение.

         Ребёнок не виноват, в том, что родился с отклонениями в здоровье, и каждый учитель должен это понимать отчётливо и быть терпеливым, обладать педагогическим тактом, оказывать своевременную помощь и развивать у ученика чувство веры в собственные силы. То есть учитель должен быть не только учителем, но и воспитателем, и психологом. Любой родитель хочет видеть своего ребёнка успешным и социально адаптированным. А где же ему ещё проходить адаптацию, как не в школе, среди сверстников. Это школа не имеет права выбирать себе учеников, а каждый родитель имеет право выбирать школу для своего ребёнка и обучать его вместе с другими детьми.

         Задача учебного учреждения состоит в создании необходимых условий для развития и обучения детей в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

         А для этого необходимо найти индивидуальный подход к каждому особенному ребёнку, использовать разнообразные методы и формы проведения занятий, способствующих развитию познавательной активности, устной и письменной речи, навыкам письма и чтения.

         Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ являются:

-  игровые ситуации;

- дифференцированное обучение;

- смена видов деятельности;

- максимальное использование наглядных средств;

- работа в группах и парах;

- работа с опорным материалом( схемами, таблицами, рисунками и т.д.)

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.

         Учителю необходимо контролировать процесс обучения особенного ребёнка, а для этого нужно сделать три простые вещи: во-первых, посадить такого ученика ближе к себе; во-вторых,  посадить его с более сильным учеником; в-третьих, давать посильное задание, правильное выполнение которого будет стимулировать ребёнка к дальнейшей деятельности, ведь он, как никто другой, нуждается в успехе и похвале. Если же работа выполнена не совсем правильно, то стоит успокоить ученика и, указав на ошибки, ещё и ещё раз объяснить пройденный материал. 

         В дальнейшем трудность заданий можно будет увеличивать при условии, если учитель увидит, что ребёнок готов к их выполнению.

         Внедрение современных компьютерных технологий в школьное образование позволяет сделать работу преподавателя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ на уроке вносит разнообразие и позволяет эффективно и быстро оценить ученика в условиях онлайн-тестирования.
Особенные дети достаточно часто очень неплохо владеют компьютером, а это значит, что им (иногда с помощью взрослого или одноклассника) подвластно сделать презентацию или подобрать материал к уроку, выполнить проект. В процессе такой работы формируются правильные речевые навыки, внимательность, способность сортировать материал, самостоятельность, познавательная активность, аккуратность и эстетичность.

         Ещё одним способом адаптации особенного ребёнка в социальной среде служит проведение классных и школьных мероприятий, в которые он может внести посильную лепту: помочь подготовить костюмы, написать или отыскать сценарий, выучить небольшую роль, стихотворение или реплику. В результате ребёнок чувствует себя не одиноким, а нужным и полезным. Это поднимает его социальный статус в не только в глазах одноклассников, но и в своих собственных. Он начинает понимать, что ему, кроме родителей, есть с кем поделиться своими тревогами и радостями. А это делает ребёнка с ОВЗ более уверенным в себе, а значит, в дальнейшем социально адаптированным.



Литература

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8

2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-054-6