МАСТЕР-КЛАСС
Подготовила: Александра Павловна Мальцева, учитель начальных классов МБОУ «Тасеевская средняя общеобразовательная школа Тасеевского района Красноярского края»
Тема мастер-класса: приемы формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы.
Цель мастер-класса: обмен опытом педагогической деятельности по проблеме формирования читательской грамотности младших школьников; познакомить участников мастер-класса с некоторыми приёмами формирования смыслового чтения
Планируемые результаты: участники мастер-класса получат знания о некоторых приемах и заданиях по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагменты, конверты с заданиями для работы.
Ход мастер-класса.
Мотивация.
Слайд 1.
«Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
К. Д. Ушинский
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Предлагаю Вам посмотреть фрагмент мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» и ответить на вопрос: «Способствуют ли задания Василис Премудрых формированию функциональной грамотности?»
Слайд 2.
Просмотр видеофрагмента «Песня Василис Премудрых» из м/ф «Вовка в Тридевятом царстве»
(Да, задания Василис Премудрых направлены на формирование функциональной грамотности)
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, способность самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретённые знания для решения личных и социальных жизненных задач.
Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.
Актуализация знаний, постановка проблемы.
В обновленном Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели выделяется «…формирование функциональной грамотности обучающихся…».
Слайд 3.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, способность самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретённые знания для решения личных и социальных жизненных задач. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися ООП НОО, в качестве результата рассматривается формирование у школьников универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией «…достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий».
В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные процедуры международного уровня (PISA, PIRLS) и федерального уровня (ВПР и НИКО), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность. Например, одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС (ВПР 4 класс, русский язык): «умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста». Оно является одной из проблемных зон достижения планируемых результатов.
Слайд 4.
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская грамотность:
|
Таким образом, существует необходимость решать проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую грамотность как одну из ключевых компетенций, которая составляет основу умения учиться.
Мы живем в то время, когда приходится иметь дело с огромными потоками информации.
Как не потеряться человеку, а особенно ребенку, в потоке информации, когда на второй план уходят чувства, мысли, отношения?
(Ответ очевиден - нужно ориентироваться в этом потоке, анализировать, интерпретировать, сортировать, оценивать информацию. Это возможно только при условии овладения читательской грамотностью.)
Содержательный этап (с указанием предполагаемых ответов членов фокус-группы).
Приемов и заданий, направленных на формирование метапредметных результатов в области читательской грамотности учащихся в начальной школе, немалое множество. Я хотела бы представить Вашему вниманию лишь некоторые из них.
Слайд 5.
Предлагаю Вашему вниманию метод Валерия Борисовича Эдигея. Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.
У Вас на столах лежат карточки, на одной стороне которых размещена анаграмма на оборотной стороне – задуманное слово.
Задание: прочтите слова.
Карточки: гитр, онсл, утифл, афижр
(Тигр, слон, туфли, жираф.)
Задание: найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
(Лишнее слово – туфли, так как все остальные обозначают животных.)
Постепенно переходим к более сложному заданию.
Слайд 6.
Задание: прочтите предложение.
ашНа анТя моркго апчлте.
Примечание: не меняя порядок слов в предложении, обязательно указываем заглавную букву и печатаем ее большой.
(Наша Таня громко плачет.)
Подобные задания легко вписываются в структуру урока, снимая напряжение и усталость детей.
Большинство учащихся
увлекаются процессом расшифровки, тем самым повышая скорость чтения обычного текста. Ребенок, которому
легко читать,
обязательно будет читать, читать без принуждения.
Развивающий эффект при использовании данного метода
безусловно позитивный:
это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость,
самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое
мышление, активизация лингвистических способностей.
Предлагаю Вам выполнить следующие задания, основанные на методе анаграмм.
Задания: (на карточках)
1. Прочитайте. НЬДЕ стал короче. Зимнее ЦЕСОЛН светит мало. Лес стоит ЛЫЙГО. Только ЛЬЕ зеленеет. 2. Выполните математические действия и прочитайте слово: ЗА+К+СМ+ОВ-АС+Ё-ЗМ+Р= 3. Прочитайте деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставьте значок. СОЛНЦЕ = ЖДЬДО = ТУЧА = ЛУНА = |
Слайд 7.
Ответы: 1. День стал короче. Зимнее солнце светит мало. Лес стоит голый. Только ель зеленеет. 2. Ковёр. 3. Дождь = |
Подобные задания, в силу их необычности, вызывают целеустремленность в ребенке и способствуют овладению техникой чтения. Развиваемые в детях качества измеряются не столько скоростью чтения, что, конечно, немаловажно, но и умениями обобщения, анализа, сопоставления, наблюдения, догадки, воображения и т. д. Чтение с такими качествами поможет ребенку в дальнейшем расширить грани своих интересов, грани познания. Овладев такой техникой чтения, ребенок будет с интересом и читать, и познавать; чтение станет основой его успешной учебной деятельности.
Хорошо ли Вы запоминаете прочитанное?
(Все зависит от текста, внешних факторов, эмоционального состояния.)
Возможно, вы очень серьезно относитесь к чтению: вникаете в суть каждого предложения, уделяете внимание деталям, стараетесь обдумывать каждую мысль в тексте. Однако, случается, что даже при таком подходе полученная информация быстро уходит из головы.
Слайд 8.
Рассмотрим педагогический прием технологии критического мышления под названием «Кубик Блума», который помогает лучше понять текст, проанализировать и запомнить его в деталях.
О замечательном американском педагоге и психологе Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей», но он является и автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники, в том числе «Кубик Блума».
Чижа захлопнула злодейка - западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
А теперь давайте поиграем. У меня в руках кубик, на каждой грани которого напечатано слово, с которого я начну свой вопрос по прочитанному тексту.
Подхожу поочередно к участникам, бросаю кубик, задаю вопрос.
- НАЗОВИТЕ автора басни. (И. А. Крылов)
- ПОЧЕМУ голубь смеялся над чижом? (Голубь думал, что с ним никогда такого не случится.)
- ОБЪЯСНИ как Вы понимаете выражение: «Вперед чужой беде не смейся, голубок»? (Не смейся над попавшим в беду человеком, потому что беда может случиться с каждым.)
Давайте поменяемся ролями. Теперь бросать кубик и задавать вопросы будете Вы.
Продолжаю работать с участниками, предлагая им бросить кубик.
- ПРЕДЛОЖИ своё решение проблемы в случившейся с чижом ситуации. (Голубь мог бы помочь чижу выбраться из западни.)
- ПОДЕЛИСЬ своим мнением о героях басни. (Голубь - неприятен, с таким героем мне не хотелось бы дружить. Чиж вызывает жалость.)
- ПРИДУМАЙ своё продолжение басни. (Голубь пытался выбраться из силка, но самостоятельно это сделать ему не удалось. На его счастье мимо пролетала синичка, которая и помогла ему освободиться. Голубь теперь никогда не смеется над чужой бедой, а даже приходит на помощь.)
Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
· Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
· Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
· Объясни. Это вопросы уточняющие.
· Предложи. Ученик должен предложить свои идеи.
· Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
· Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Например, можно использовать следующие:
· Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
· Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
· Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
· Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
· Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
· Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
Возможны два режима использования данного приёма:
· Учитель задаёт соответствующие вопросы.
· Ученики формулируют вопросы.
Прием «Кубик Блума» нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Подведение итогов.
Коллеги, на Ваших столах лежат разноцветные бабочки. Выберите и положите себе на ладонь бабочку того цвета, который наиболее соответствует Вашему настроению после нашей работы.
Бабочки красного, желтого, синего, зеленого цвета.
Слайд 10.
Цвет моего настроения: красный – активное, желтый – приятное, зеленый – ровное, синий – грустное
Пусть бабочка на Вашей ладони напомнит Вам о солнечных летних днях, пусть Ваше настроение будет приятным.
Слайд 11.
Предлагаю Вам посмотреть притчу.
Просмотр притчи «Все в твоих руках».
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.
Слайд 12
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Использованная литература:
1. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004. – 320 с.
2. Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. — 288 с.
3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
5. Эдигей Валерий Борисович Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. 3.2. – М.: УЦ «Перспектива», 1997. – 112 с.
6. http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.