Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)
Оценка 4.6

Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
русская литература +1
9 кл—11 кл +1
02.08.2019
Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)
Данная статья посвящена исследованию проблемы ˈжизниˈ и ˈсмертиˈ в творчестве Леонида Андреева на примере рассказа «Молчание». Работа может оказать помощь в знакомстве учеников с жизнью и творчеством Леонида Андреева. Рекомендуется к использованию учёным, преподавателям, учителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами педагогики и образования.
Тема жизни и смерти в творчестве Андреева.docx
ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА: ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ  (на примере рассказа «Молчание») Философский вопрос жизни и смерти всегда был актуальным и занимал очень многих русских писателей. Особенно ярко он выражен в произведениях Л.Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И.С. Тургенева и другие. Важность указанной проблематики для русской литературы в целом и в творчестве Леонида Андреева в частности позволило определить актуальность нашей работы.  Что   такое   жизнь?   В   традиционном   сознании   жизнь   –   это   физиологическое состояние человека, полнота проявление жизненных сил и здоровья. Диапазон понятия  жизнь  в языке русской традиционной культуры чрезвычайно ˈ ˈ широк. Его дополняет и раскрывает логику смысла человеческой жизни глагол жить. Жить – это прежде всего быть и существовать; это находиться и пребывать где­ либо;   это   трудиться;   это   устойчивое   положение;   это   движение;   это,   наконец,   путь человека от рождения до смерти. ˈ ˈ ˈ ˈ Понятие  жизнь  неотделимо от понятия  смерть . Осознание смерти человеком дает возможность для более полного осмысления духовно­нравственной цели – жизни. На ранних этапах становления человечества смерть представлялась как неизбежное, но постепенно   она   приобретает   характер   своеобразной   нравственной   ценности   и трактуется   как   избавление   от   тягостного   земного   существования.   Философский словарь   дает   нам   следующее   определение   смерти   –   это   прекращение жизнедеятельности живого существа [2].  Эти вопросы волновали и Леонида Андреева. Что такое жизнь и в чем ее смысл? Что такое смерть? Что есть истина? Пытаясь выстроить свою концепцию человека, Андреев снова и снова возвращается к этим вопросам, ответы на которые он ищет в своих персонажах, примечательно, кто бы ни был его герой, он не прост, у каждого «свой крест», каждый страдает. Жизнь у Андреева вне смерти немыслима – движение к смерти идет от «колыбели к могиле» [5].   Во многом творческие искания и философию Андреева предопределили работы Ницше   и   Шопенгауэра.   Философия   последнего   оказала   огромное   влияние   на миросозерцание писателя. Вслед за ним он начинает обнаруживать в сознании личности «такие   глубины,   темные   бездны   и   извилины,   которые   в   высшей   степени   трудно осветить и распутать» [4]. У писателя сформировалось убеждение, что жизнь человека имеет   исключительно   трагический   характер,   обреченная   на   бесконечные   лишения, страдания и одиночество. По словам Андреева, человек является рабом смерти, и что еще страшнее – человек всю жизнь ходит у нее на поводу. Тема жизни и смерти в творчестве   Андреева   рассматривается  в  таких  произведениях  как:  «Рассказ   о семи повешенных», «Молчание», «Красный смех» и др. Впервые читатели познакомилась с рассказов «Молчание» в 1900 году. Рассказ основан   на   реальных   событиях   –   священник   церкви   Архангела   Михаила   лишился дочери,   которая   покончила   жизнь   самоубийством.   «Молчание»   –   это   подлинная история очевидца.  «Молчание» — один из первых рассказов, в котором проявляется стремление Андреева на материале реальных событий рассмотреть философские вопросы. Жизнь и смерть,   человек   и   религия,   противостояние   судьбе,   року,   смерти   –   эти   проблемы рассматриваются Андреевым во многих произведениях. Отец Игнатий – это первый бунтующий герой в творчестве Андреева. Его бунт носит онтологический характер, он восстает против смерти, что не характерно для православного священника и вообще для   глубоко   верующего   человека.   Цель   создания   такого   образа   –   не   стремление дискредитировать   русское   священство,   автор   наделяет   героя   своим   собственным отношением к смерти, ее неприятием, страхом смерти.   В   основе   сюжета   –   самоубийство   дочери   священника.   Дочь   деспотичного священника возвращается из Петербурга, где училась в гимназии, через несколько дней заканчивает жизнь самоубийством. Мы так и не узнаем причины самоубийства, но это неважно для автора. Главное – погрузить читателя в атмосферу смерти, от которой нет спасения   нигде   и   никому.   Рассказ   погружает   читателей   в   муки   человека, встретившегося   со   смертью.   Рассказ   символичен,   как   и   все   творчество   Андреева. Символично   название,   мотивы,   образы,   детали.   Мотив   молчания   символизирует смерть,   которая   для   Андреева   сильнее   жизни.   Этот   мотив,   зародившись   в   начале повествования, захватывает все пространство рассказа: последовательно, от первого предложения до последнего, усиливается напряжение, связанное со смертью.  Для доказательства выше сказанного, приведем примеры из текста, в которых отчетливо   прослеживается   мотив   молчания:   1)   приезд   дочери   –   она   закрывается   в комнате и молчит, не желая ни с кем разговаривать о случившимся в Петербурге. 2) В результате   отказа   дочери   все   объяснить,   отец   перестает   с   ней   разговаривать.   3) Самоубийство Веры погружает весь дом в атмосферу гнетущего молчания. «Со дня похорон в маленьком домике наступило молчание. <…> это было молчание, когда те, кто   молчит,   казалось,   могли   бы   говорить,   но   не   хотят»   [1].   4)   Молчание   матери, перенесшей удар. 5) И, наконец, невысказанность и недоговоренность сводит отца с ума. Он пытается найти ответ на кладбище, на могиле дочери,   но в ответ слышит молчание… «И с ужасом почувствовал отец Игнатий, что в ухо его вливается что­то могильно­холодное и студит мозг и что Вера говорит, ­ но говорит она все тем же долгим молчанием» [1]. Молчание, как и тьма, бездна, стена в одноименных произведениях Андреева, становится символом рока и смерти. Все герои рассказа не случайно представлены схематичными образами – это часть философского сюжета на тему жизни и смерти, главное место в котором отводится именно смерти. Символичен   в   рассказе   образ   священника.   Традиционно,   священник   –   это проводник между жизнью и смертью. Но в рассказе мы видим грубого, не уважающего своих прихожан и свою семью человека. После смерти дочери «всем хотелось видеть его страдающим, сломленным и сознающим, что он виновен дважды в смерти дочери: как жестокий отец и дурной священнослужитель, не могший уберечь от греха свою же плоть»   [1].   Но   он   не   показывает   своего   горя,   думая   только   о   том,   как   он   будет выглядеть. Это маска несчастного отца – до конца рассказа он борется и пытается найти ответы на мучающие его вопросы и призывает Веру раскрыть причину ее смерти. Достаточно посмотреть как меняется его образ: в начале рассказа «высокий, твердый и прямой», затем он бежит с кладбища «с перекосившимся безумным лицом». Для того чтобы   бороться   со   смертью,   нужна   противоположная   по   силе   энергия   –   любовь: родительская,   человеческая,   которой   не   хватает   отцу   Игнатию,     его   постепенно поглощает молчание – смерть (физическая, моральная, духовная). Интересен момент, который произошел с отцом Игнатием на кладбище. В нем изначально боролись две стихии: 1) проклятие своей дочери: «Смерть такую выбрала. Жестокую, позорную смерть. Стыдно мне! На улицу выйти стыдно! Из алтаря выйти стыдно!  Перед  богом   стыдно! Жестокая,  недостойная   дочь! В  гробу  проклясть  бы тебя...» [1]; 2) любовь дочери: «Сердце мое, и кровь моя, и жизнь моя. Отец... просит тебя. Твое горе, твои страдания ­ они и мои. Больше, чем мои! Скажи, о чем тоскует твоя головка, и я ­ вот этими руками ­ я удушу твое горе» [1]. Отец приходит на кладбище и слышит что­то могильно­холодное, что заставляет леденеть сердце и мозг, он слышит не просто тишину, а молчание Бога – это молчание презрительно и зловеще, словно «ледяные удары разбиваются о грудь».  Для Леонида Андреева важна идея смерти, и эта идея представлена в образе молчания. Молчание – это смерть для отца Игнатия. Желание найти ответы, разгадать мысли жены и дочери, кажущаяся близость к истине снова и снова оборачиваются для отца Игнатия молчанием и это сводит его с ума.  Андреев обращался к настолько острым, переломным состояниям человека, что смертельный исход давал необходимый исход для напряжения. Но физическая гибель нередко сменялась гибелью моральной, душевной. Для него вопрос жизни и смерти, как человека, не имеющего твердой веры, всегда являлся загадкой, но то, что смерть сильнее жизни – истина для Андреева.  Библиографический список: 1) Андреев Л. Н. Собр. соч. В 6 т. – 1990. – 1996; 2) Словарь   философских   терминов.   И.   Г.   Митченков,   Д.   Б.   Безруков,   А.   И. Вознесенская, С. Б. Максюкова, С. П. Мякинников, М. Ю. Яцевич– 2­е изд., доп. и испр. – Кемерово, 2011 – 255 с.; 3) Чулков Г.И. Леонид Андреев. – 1930; 4) Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. – М. – 1910. – Т. I. – С. 413. – 418; 5) Янкелевич В. Смерть / Пер. с франц. – М.: Издательство Литературного Института, 1999. – 446 с.

Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)

Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)

Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)

Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)

Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)

Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)
Скачать файл