Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)
Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
русская литература +1
9 кл—11 кл +1
02.08.2019
Данная статья посвящена исследованию проблемы ˈжизниˈ и ˈсмертиˈ в творчестве Леонида Андреева на примере рассказа «Молчание». Работа может оказать помощь в знакомстве учеников с жизнью и творчеством Леонида Андреева. Рекомендуется к использованию учёным, преподавателям, учителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами педагогики и образования.
Тема жизни и смерти в творчестве Андреева.docx
ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА: ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
(на примере рассказа «Молчание»)
Философский вопрос жизни и смерти всегда был актуальным и занимал очень
многих русских писателей. Особенно ярко он выражен в произведениях Л.Н. Толстого,
Ф. М. Достоевского, И.С. Тургенева и другие. Важность указанной проблематики для
русской литературы в целом и в творчестве Леонида Андреева в частности позволило
определить актуальность нашей работы.
Что такое жизнь? В традиционном сознании жизнь – это физиологическое
состояние человека, полнота проявление жизненных сил и здоровья.
Диапазон понятия жизнь в языке русской традиционной культуры чрезвычайно
ˈ
ˈ
широк. Его дополняет и раскрывает логику смысла человеческой жизни глагол жить.
Жить – это прежде всего быть и существовать; это находиться и пребывать где
либо; это трудиться; это устойчивое положение; это движение; это, наконец, путь
человека от рождения до смерти.
ˈ
ˈ
ˈ
ˈ
Понятие жизнь неотделимо от понятия смерть . Осознание смерти человеком
дает возможность для более полного осмысления духовнонравственной цели – жизни.
На ранних этапах становления человечества смерть представлялась как неизбежное, но
постепенно она приобретает характер своеобразной нравственной ценности и
трактуется как избавление от тягостного земного существования. Философский
словарь дает нам следующее определение смерти – это прекращение
жизнедеятельности живого существа [2].
Эти вопросы волновали и Леонида Андреева. Что такое жизнь и в чем ее смысл?
Что такое смерть? Что есть истина? Пытаясь выстроить свою концепцию человека,
Андреев снова и снова возвращается к этим вопросам, ответы на которые он ищет в
своих персонажах, примечательно, кто бы ни был его герой, он не прост, у каждого
«свой крест», каждый страдает. Жизнь у Андреева вне смерти немыслима – движение
к смерти идет от «колыбели к могиле» [5].
Во многом творческие искания и философию Андреева предопределили работы
Ницше и Шопенгауэра. Философия последнего оказала огромное влияние на
миросозерцание писателя. Вслед за ним он начинает обнаруживать в сознании личности
«такие глубины, темные бездны и извилины, которые в высшей степени трудно
осветить и распутать» [4]. У писателя сформировалось убеждение, что жизнь человека
имеет исключительно трагический характер, обреченная на бесконечные лишения,
страдания и одиночество. По словам Андреева, человек является рабом смерти, и что
еще страшнее – человек всю жизнь ходит у нее на поводу. Тема жизни и смерти в
творчестве Андреева рассматривается в таких произведениях как: «Рассказ о семи
повешенных», «Молчание», «Красный смех» и др.
Впервые читатели познакомилась с рассказов «Молчание» в 1900 году. Рассказ
основан на реальных событиях – священник церкви Архангела Михаила лишился дочери, которая покончила жизнь самоубийством. «Молчание» – это подлинная
история очевидца.
«Молчание» — один из первых рассказов, в котором проявляется стремление
Андреева на материале реальных событий рассмотреть философские вопросы. Жизнь и
смерть, человек и религия, противостояние судьбе, року, смерти – эти проблемы
рассматриваются Андреевым во многих произведениях. Отец Игнатий – это первый
бунтующий герой в творчестве Андреева. Его бунт носит онтологический характер, он
восстает против смерти, что не характерно для православного священника и вообще
для глубоко верующего человека. Цель создания такого образа – не стремление
дискредитировать русское священство, автор наделяет героя своим собственным
отношением к смерти, ее неприятием, страхом смерти.
В основе сюжета – самоубийство дочери священника. Дочь деспотичного
священника возвращается из Петербурга, где училась в гимназии, через несколько дней
заканчивает жизнь самоубийством. Мы так и не узнаем причины самоубийства, но это
неважно для автора. Главное – погрузить читателя в атмосферу смерти, от которой нет
спасения нигде и никому. Рассказ погружает читателей в муки человека,
встретившегося со смертью. Рассказ символичен, как и все творчество Андреева.
Символично название, мотивы, образы, детали. Мотив молчания символизирует
смерть, которая для Андреева сильнее жизни. Этот мотив, зародившись в начале
повествования, захватывает все пространство рассказа: последовательно, от первого
предложения до последнего, усиливается напряжение, связанное со смертью.
Для доказательства выше сказанного, приведем примеры из текста, в которых
отчетливо прослеживается мотив молчания: 1) приезд дочери – она закрывается в
комнате и молчит, не желая ни с кем разговаривать о случившимся в Петербурге. 2) В
результате отказа дочери все объяснить, отец перестает с ней разговаривать. 3)
Самоубийство Веры погружает весь дом в атмосферу гнетущего молчания. «Со дня
похорон в маленьком домике наступило молчание. <…> это было молчание, когда те,
кто молчит, казалось, могли бы говорить, но не хотят» [1]. 4) Молчание матери,
перенесшей удар. 5) И, наконец, невысказанность и недоговоренность сводит отца с
ума. Он пытается найти ответ на кладбище, на могиле дочери, но в ответ слышит
молчание… «И с ужасом почувствовал отец Игнатий, что в ухо его вливается чтото
могильнохолодное и студит мозг и что Вера говорит, но говорит она все тем же
долгим молчанием» [1].
Молчание, как и тьма, бездна, стена в одноименных произведениях Андреева,
становится символом рока и смерти. Все герои рассказа не случайно представлены
схематичными образами – это часть философского сюжета на тему жизни и смерти,
главное место в котором отводится именно смерти.
Символичен в рассказе образ священника. Традиционно, священник – это
проводник между жизнью и смертью. Но в рассказе мы видим грубого, не уважающего
своих прихожан и свою семью человека. После смерти дочери «всем хотелось видеть
его страдающим, сломленным и сознающим, что он виновен дважды в смерти дочери: как жестокий отец и дурной священнослужитель, не могший уберечь от греха свою же
плоть» [1]. Но он не показывает своего горя, думая только о том, как он будет
выглядеть. Это маска несчастного отца – до конца рассказа он борется и пытается
найти ответы на мучающие его вопросы и призывает Веру раскрыть причину ее смерти.
Достаточно посмотреть как меняется его образ: в начале рассказа «высокий, твердый и
прямой», затем он бежит с кладбища «с перекосившимся безумным лицом». Для того
чтобы бороться со смертью, нужна противоположная по силе энергия – любовь:
родительская, человеческая, которой не хватает отцу Игнатию, его постепенно
поглощает молчание – смерть (физическая, моральная, духовная).
Интересен момент, который произошел с отцом Игнатием на кладбище. В нем
изначально боролись две стихии: 1) проклятие своей дочери: «Смерть такую выбрала.
Жестокую, позорную смерть. Стыдно мне! На улицу выйти стыдно! Из алтаря выйти
стыдно! Перед богом стыдно! Жестокая, недостойная дочь! В гробу проклясть бы
тебя...» [1]; 2) любовь дочери: «Сердце мое, и кровь моя, и жизнь моя. Отец... просит
тебя. Твое горе, твои страдания они и мои. Больше, чем мои! Скажи, о чем тоскует
твоя головка, и я вот этими руками я удушу твое горе» [1]. Отец приходит на
кладбище и слышит чтото могильнохолодное, что заставляет леденеть сердце и мозг,
он слышит не просто тишину, а молчание Бога – это молчание презрительно и зловеще,
словно «ледяные удары разбиваются о грудь».
Для Леонида Андреева важна идея смерти, и эта идея представлена в образе
молчания. Молчание – это смерть для отца Игнатия. Желание найти ответы, разгадать
мысли жены и дочери, кажущаяся близость к истине снова и снова оборачиваются для
отца Игнатия молчанием и это сводит его с ума.
Андреев обращался к настолько острым, переломным состояниям человека, что
смертельный исход давал необходимый исход для напряжения. Но физическая гибель
нередко сменялась гибелью моральной, душевной. Для него вопрос жизни и смерти, как
человека, не имеющего твердой веры, всегда являлся загадкой, но то, что смерть сильнее
жизни – истина для Андреева.
Библиографический список:
1) Андреев Л. Н. Собр. соч. В 6 т. – 1990. – 1996;
2) Словарь философских терминов. И. Г. Митченков, Д. Б. Безруков, А. И.
Вознесенская, С. Б. Максюкова, С. П. Мякинников, М. Ю. Яцевич– 2е изд., доп. и испр.
– Кемерово, 2011 – 255 с.;
3) Чулков Г.И. Леонид Андреев. – 1930;
4) Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. – М. – 1910. – Т. I. – С. 413. – 418;
5) Янкелевич В. Смерть / Пер. с франц. – М.: Издательство Литературного Института,
1999. – 446 с.
Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)
Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)
Творчество Леонида Андреева: проблемы жизни и смерти (на примере рассказа «Молчание»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.