Сейчас обучение считается информационным процессом, и педагоги ставят вопрос целенаправленного развития способности обучающихся работать с различными информационными ресурсами, то есть развития информационной культуры обучающихся.
Информационная культура подразумевает следующие компетентности в области информационных технологий:
- владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, модем, телефон, факс, компьютер, принтер, копир и т. п.)
- поиск, понимание и преобразование, применение и представление необходимой информации, т. е. умение работать с информацией.
- владение информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
Информационная культура личности формируется в течение всей жизни. В его формировании большую роль играет школа.
В планируемых результатах основного общего образования говорится, что:
- в процессе изучения всех предметов, без исключения, выпускник должен приобрести первоначальные навыки в области обработки информации. Они могут осуществлять поиск, выделение и хранение нужной информации, сопоставление, систематизацию, анализ и обобщение информации, интерпретацию и преобразование информации;
- при правильной и систематической подготовке для работы с информацией выпускники сформируют универсальные учебные действия, основой которых является умение учить.
Чтобы формировать информационную культуру обучающихся, учебные задания должны быть разработаны таким образом, чтобы обучающиеся с первого дня учебы в школе непрерывно обращались к необходимости:
- получение и хранение информации;
- знание информации и умение преобразовывать ее;
- применение информации в учебном процессе;
- уметь критически относиться с полученной информацией, оценивать уровень ее достоверности.
И учебники, и тетради на печатном носителе могут быть материалами, которые постоянно, планомерно ставят каждого обучающегося перед необходимостью работать с данными. На страницах учебника содержатся иллюстрации, схемы, таблицы. Задания предназначены для создания таких образовательных ситуаций, где осуществляется поиск информации и самостоятельный исследовательский процесс. В конце учебника представлены различные словари, позволяющие учащимся научиться работать со справочными материалами.
Учебники представляют собой предметное содержимое в наиболее разнообразных формах: рисунки и изображения, текст и лексика, условные значения, пиктограмма, таблица, диаграмма, схема и др.
Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:
1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике;
2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии.
Информация о выполнении заданий представлена явно или неявно. Обучающиеся задают различные параметры поиска информации: выбор фрагмента, выбор темы, выбор интерпретации, сравнение, по заданному критерию и так далее.
Задания учебников также предусматривают получение обучающимися дополнительных данных из самых различных ресурсов:
- справочных, научно-художественных, периодических литератур;
- сетей Интернет;
- от детей;
- дисковых, плакатных;
- от наблюдений, опыта взаимодействия.
Информация, которую получают обучающихся, должна быть фиксирована и использована. Учебное задание предлагает для учащихся широкий выбор методов и приемов их фиксации. Это в первую очередь запись готового фрагмента, создание своих текстов разного стиля и жанра по полученным данным; краткие записи, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки и так далее. Отметим, что для получения и хранения информации всегда нужно понимать и преобразовывать ее.
Полученные данные усваиваются только в том случае, если они используются обучающимися для выполнения учебных заданий. На данном этапе можно еще раз преобразовать информацию для ее распространения т.е. создать собственный текст - комментарии, посты, тезисы, выводы. Также «встраивать» имеющиеся данные в уже существующую информацию, например, к решению задачи; подготовить презентационные материалы – таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, компьютерные презентации и др.; развивать навыки устной речи – умение построить монологические высказывания; умение формулировать, задать и ответить на вопросы; вести диалог, отстаивать свою точку зрения; слышать и слушать собеседников, оппонентов и др.
На всех указанных этапах подготовки информации учащийся оценивает его достоверность, т.е. фактическое соответствие, научность, соответствие учебной задачи, уместность в речи; соответствие заданных параметров и так далее. Контроль может быть осуществлен в различных формах: самоконтроля и самооценки, опытной экспертизы, аналитической работы, получения искомых результатов; внешнего контроля со стороны остальных учащихся в парном, групповом или фронтальном процессе, со стороны преподавателя.
Для достижения поставленных задач формирование информационного культурного потенциала обучающихся способствует:
выбор современных технологий:
- технология критического мышления;
- игровая технология;
- технология диалоговой взаимопомощи;
- проблемно-диалоговое обучение.
приёмы работы:
- система вопросов и заданий учителя
- составление плана текста
- моделирование
- художественный анализ произведения
- составление алгоритма, простейшей инструкции
формы работы для достижения результатов:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- в парах.
Чтобы формировать первичные навыки управления информацией, желательно выполнять следующие задания:
- поиск лишнего;
- сравни;
- составление и распознавание диаграмм;
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- «на что похоже?»;
- «лабиринты»;
- составление схем-опор;
- хитроумные решения;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями.
Для диагностики уровня формирования информационных умений можно применять следующую форму:
- наблюдение;
- индивидуальные задания;
- тестирование;
- самостоятельные и групповые работы;
- анкетирование;
- контрольные работы;
- практические работы с использованием компьютера.
Мне кажется, целенаправленная деятельность учителя по воспитанию у учащихся информационных культур и, особенно, умения работать с информации открывает ученику новые возможности:
- создание благополучного эмоционального фона;
- доступ к нетрадиционным источникам информации;
- повышение информационной вооружённости;
- развитие творческих способностей;
- усиление мотивации обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.