Приёмы формирования информационной культуры обучающихся
Оценка 4.6

Приёмы формирования информационной культуры обучающихся

Оценка 4.6
docx
12.12.2024
Приёмы формирования информационной культуры обучающихся
Приёмы формирования информационной культуры обучающихся.docx

Приёмы формирования информационной культуры обучающихся

Сейчас обучение считается информационным процессом, и педагоги ставят вопрос целенаправленного развития способности обучающихся работать с различными информационными ресурсами, то есть развития информационной культуры обучающихся.

Информационная культура подразумевает следующие компетентности в области информационных технологий:

-                    владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, модем, телефон, факс, компьютер, принтер, копир и т. п.)

-                    поиск, понимание и преобразование, применение и представление необходимой информации, т. е. умение работать с информацией.

-                    владение информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

Информационная культура личности формируется в течение всей жизни. В его формировании большую роль играет школа.

В планируемых результатах основного общего образования говорится, что:

-                    в процессе изучения всех предметов, без исключения, выпускник должен приобрести первоначальные навыки в области обработки информации. Они могут осуществлять поиск, выделение и хранение нужной информации, сопоставление, систематизацию, анализ и обобщение информации, интерпретацию и преобразование информации;

-                   при правильной и систематической подготовке для работы с информацией выпускники сформируют универсальные учебные действия, основой которых является умение учить.

Чтобы формировать информационную культуру обучающихся, учебные задания должны быть разработаны таким образом, чтобы обучающиеся с первого дня учебы в школе непрерывно обращались к необходимости:

-                   получение и хранение информации;

-                   знание информации и умение преобразовывать ее;

-                   применение информации в учебном процессе;

-                   уметь критически относиться с полученной информацией, оценивать уровень ее достоверности.

И учебники, и тетради на печатном носителе могут быть материалами, которые постоянно, планомерно ставят каждого обучающегося перед необходимостью работать с данными. На страницах учебника содержатся иллюстрации, схемы, таблицы. Задания предназначены для создания таких образовательных ситуаций, где осуществляется поиск информации и самостоятельный исследовательский процесс. В конце учебника представлены различные словари, позволяющие учащимся научиться работать со справочными материалами.

Учебники представляют собой предметное содержимое в наиболее разнообразных формах: рисунки и изображения, текст и лексика, условные значения, пиктограмма, таблица, диаграмма, схема и др.

Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:

1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике;

2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии.

Информация о выполнении заданий представлена явно или неявно. Обучающиеся задают различные параметры поиска информации: выбор фрагмента, выбор темы, выбор интерпретации, сравнение, по заданному критерию и так далее.

Задания учебников также предусматривают получение обучающимися дополнительных данных из самых различных ресурсов:

-                   справочных, научно-художественных, периодических литератур;

-                   сетей Интернет;

-                   от детей;

-                   дисковых, плакатных;

-                   от наблюдений, опыта взаимодействия.

Информация, которую получают обучающихся, должна быть фиксирована и использована. Учебное задание предлагает для учащихся широкий выбор методов и приемов их фиксации. Это в первую очередь запись готового фрагмента, создание своих текстов разного стиля и жанра по полученным данным; краткие записи, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки и так далее. Отметим, что для получения и хранения информации всегда нужно понимать и преобразовывать ее.

Полученные данные усваиваются только в том случае, если они используются обучающимися для выполнения учебных заданий. На данном этапе можно еще раз преобразовать информацию для ее распространения т.е. создать собственный текст - комментарии, посты, тезисы, выводы. Также «встраивать» имеющиеся данные в уже существующую информацию, например, к решению задачи; подготовить презентационные материалы – таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, компьютерные презентации и др.; развивать навыки устной речи – умение построить монологические высказывания; умение формулировать, задать и ответить на вопросы; вести диалог, отстаивать свою точку зрения; слышать и слушать собеседников, оппонентов и др.

На всех указанных этапах подготовки информации учащийся оценивает его достоверность, т.е. фактическое соответствие, научность, соответствие учебной задачи, уместность в речи; соответствие заданных параметров и так далее. Контроль может быть осуществлен в различных формах: самоконтроля и самооценки, опытной экспертизы, аналитической работы, получения искомых результатов; внешнего контроля со стороны остальных учащихся в парном, групповом или фронтальном процессе, со стороны преподавателя.

Для достижения поставленных задач формирование информационного культурного потенциала обучающихся способствует:

выбор современных технологий:

-                    технология критического мышления;

-                    игровая технология;

-                    технология диалоговой взаимопомощи;

-                    проблемно-диалоговое обучение.

приёмы работы:

-                    система вопросов и заданий учителя

-                    составление плана текста

-                    моделирование

-                    художественный анализ произведения

-                    составление алгоритма, простейшей инструкции

формы работы для достижения результатов:

-                    индивидуальная;

-                    групповая;

-                    коллективная;

-                    в парах.

Чтобы формировать первичные навыки управления информацией, желательно выполнять следующие задания:

-                   поиск лишнего;

-                   сравни;

-                   составление и распознавание диаграмм;

-                   «найди отличия» (можно задать их количество);

-                   упорядочивание;

-                   «цепочки»;

-                   «на что похоже?»;

-                   «лабиринты»;

-                   составление схем-опор;

-                   хитроумные решения;

-                   работа с разного вида таблицами;

-                   работа со словарями.

Для диагностики уровня формирования информационных умений можно применять следующую форму:

-                    наблюдение;

-                    индивидуальные задания;

-                    тестирование;

-                    самостоятельные и групповые работы;

-                    анкетирование;

-                    контрольные работы;

-                    практические работы с использованием компьютера.

Мне кажется, целенаправленная деятельность учителя по воспитанию у учащихся информационных культур и, особенно, умения работать с информации открывает ученику новые возможности:

-                    создание благополучного эмоционального фона;

-                    доступ к нетрадиционным источникам информации;

-                    повышение информационной вооружённости;

-                    развитие творческих способностей;

-                    усиление мотивации обучения.


 

Приёмы формирования информационной культуры обучающихся

Приёмы формирования информационной культуры обучающихся

И учебники, и тетради на печатном носителе могут быть материалами, которые постоянно, планомерно ставят каждого обучающегося перед необходимостью работать с данными

И учебники, и тетради на печатном носителе могут быть материалами, которые постоянно, планомерно ставят каждого обучающегося перед необходимостью работать с данными

Информация, которую получают обучающихся, должна быть фиксирована и использована

Информация, которую получают обучающихся, должна быть фиксирована и использована

Чтобы формировать первичные навыки управления информацией, желательно выполнять следующие задания: - поиск лишнего; - сравни; - составление и распознавание диаграмм; - «найди отличия» (можно задать…

Чтобы формировать первичные навыки управления информацией, желательно выполнять следующие задания: - поиск лишнего; - сравни; - составление и распознавание диаграмм; - «найди отличия» (можно задать…

Для диагностики уровня формирования информационных умений можно применять следующую форму: - наблюдение; - индивидуальные задания; - тестирование; - самостоятельные и групповые работы; - анкетирование; -…

Для диагностики уровня формирования информационных умений можно применять следующую форму: - наблюдение; - индивидуальные задания; - тестирование; - самостоятельные и групповые работы; - анкетирование; -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2024