Приёмы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка.
Учитель начальных классов МБОУ-СОШ№7 х.Новосёловка
Лозовова Марина Анатольевна
2021-2022 уч год
Как добиться грамотного письма у детей?
Во-первых, важно заинтересовать детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, Что они занимаются серьёзным делом на уроке. Именно серьёзное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Я всегда говорю детям, что если они, будучи взрослыми, напишут записку, объявление или деловую бумагу с ошибками, то их не будут уважать. Я им настойчиво объясняю, почему нельзя писать с ошибками. Такой текст с трудом читается, его смысл не сразу доходит, а иногда понимается искажённо.
Формированию грамотности способствует несколько факторов.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Приёмы, которые я хочу вам представить, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мысленной деятельности. Эти приёмы знакомы учителям, недаром говорят, что « всё новое – это давно забытое старое». Все приёмы можно условно разделить на три группы:
- приёмы, повышающие познавательный интерес;
- приёмы, которые учат работать с информацией;
- приёмы формирования грамотного письма.
1. Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребёнка.
Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
Данные приёмы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными.
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребёнка. Приёмы используются в начале урока, это позволяет сохранить внимание на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе спрашиваю детей, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме «Склонение имён существительных» с вопроса:
-А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? ( приём «Удивляй!»). – Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на –мя ( имя, пламя, знамя и т.д.) и слово путь.
Удивить ребят можно, если собрать их творческие работы ( рассказы, сказки, сочинения) и создать в программе Flip PDF электронную книгу и представить на уроке внеклассного чтения, например. Электронную книгу можно создать совместно с детьми или в группах на уроках технологии и во внеклассной деятельности. ( Демонстрационный материал)
Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний. Например, дети уже знают, что корень-главная значимая часть слова. Без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:
-А верите ли вы, что в русском языке, существует слово, не имеющее корня? (вынуть).
Ещё один способ «вхождения» в урок-приём «Отсроченная отгадка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.