Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Балаганкинская основная общеобразовательная школа
Приёмы и методы развития познавательной деятельности учащихся в начальной школе
(Обобщение опыта)
Подготовила учитель начальных классов
Замарацкая Марина Васильевна
2018г
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д. Пойа.
Я, Замарацкая Марина Васильевна, учитель начальных классов МКОУ Балаганкинской ООШ в которой проработала уже 18 лет.
Над темой «Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе» работаю третий год.
В 2015 году я набрала 1 класс. В классе 14 человек, 9 из которых не посещали детский сад. По проведённым тестам, при подготовке к школе, 60% детей показали низкий уровень готовности к обучению, а 6% - не хотели учиться.
При изучении уровней сформированности самооценки у будущих первоклассников выявила следующие результаты:
20% - низкая самооценка
30% - высокая самооценка
Встал вопрос: что делать? Какие приемы и методы подобрать для активизации познавательной деятельности для своих первоклассников. «Как обеспечить учение с увлечением?», чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился самостоятельно получать знания, научился хотеть учиться.
На своих уроках использую приемы и методы позволяющие активизировать познавательную активность учащихся. С некоторыми из них я вас сегодня и познакомлю.
Анализ теории обучения и результатов собственной практической деятельности привёл к следующему выводу: для обеспечения процесса обучения с увлечением целесообразно использовать развивающие методы обучения и инновационные технологии.
Приложение1 представлены технологии, которые я применяю в своей работе.
Используются такие методы и способы активизации познавательной деятельности, как:
- игровые формы, методы и приёмы обучения.
В педагогической работе большое внимание уделяю дидактической игре на уроке. Она содействует лучшему пониманию любой информации . Игры использую на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она помогает мне донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста. Важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.
Которые представлены в Приложении 2
- Самостоятельные работы
Присутствие самостоятельной работы необходимо на любых уроках, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает мне определить способности учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, самоконтроль, коррекция.
- Проблемный метод
Активизируя познавательную деятельность обучающихся, в своей работе использую проблемное обучение, преподавая предмет в атмосфере дружелюбия, увлеченности; главным для меня в процессе обучения является постановка перед учащимися на уроках маленьких проблем типа “что бы это значило?” – и старание совместно с ними ответить на вопрос, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей учащихся.
Примеры Приложение 3
- Нетрадиционные формы учебных занятий
Используемые формы урока:
Урок соревнование
Урок- игра
Урок- практикум
Интегрированный урок
Урок- путешествие
Урок- консультация
Мои уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД. Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развиваю память и мышление детей. Я с ребенком общаюсь с позиции сотрудничества; обучаю детей приемам работы в группах, мы вместе исследуем, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения. Я не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
-Исследовательский метод используется в тех случаях, когда учащиеся в соответствии с поставленной перед ними проблемой изучают литературу вопроса, известные факты, строят план исследования, предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследование и формируют решение проблемы
За 3 года создавали групповые и индивидуальные проекты по предметам: русскому языку, по математике, литературе: «Числа вокруг нас», «Тайна имени», «Имена прилагательные в загадках», «Кто нас защищает?», «Царство грибов», «Математические сказки», «Школа кулинаров», «Семья слов». Участвовали в школьном конкурсе «Шаг в будущее» с исследовательской работой «Мой любимый пластилин» в 2017 году, где заняли 1 место.
В своей работе я регулярно использую комплекс психологических методик для определения познавательной самостоятельности учащихся, мотивации к творческой деятельности, творческого мышления, готовности к творческой самореализации. Провожу анкетирование учащихся по выявлению мотиваций к изучению предмета. Диагностика уровня познавательной активности обучающихся с позиции Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой представлена в таблице 2.
Приложение 4
По данной методике я имею следующие результаты уровней познавательной активности.
По диаграмме видно, что идет уменьшение учащихся с низкой познавательной активностью. (1 класс -14%, во 2 классе -7% )Рост уровней средней (1 класс 35%, 2 класс- 42%)и высокой познавательной активности (1 класс 51%,2 класс-51%), которая проявляется в стремлении познания нового, овладевают способами применения знаний на практике, учащиеся стремятся довести начатое дело до конца, при затруднении не отказываются от выполнения заданий, ищут пути решения.
В связи с ростом познавательной активности, мои ученики участвуют в конкурсах, занимают призовые места. За последние 3 года имеем следующие результаты, которые указаны в Приложение 5
Чтобы выявить, насколько хорошо усвоена та или иная тема по предметам, применяю различные формы контроля знаний. Одна из них – тесты. С их помощью я получаю информацию об усвоении элементов знаний, о сформированности умения и навыков, учащихся по применению знаний в различных ситуациях и т. д. Тестовые задания использую при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Отмечу ещё одну особенность тестов – тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля.
Главной целью познавательной активности является повышение качества учебно – воспитательного процесса. За 3 года имею следующие результаты по предметам:
Результаты по предметам
|
Русский язык |
||
|
2015-2016 (1 класс) |
2016-2017 (2 класс) |
2017-2018 (3 класс) 1 полугодие |
успеваемость |
- |
100 |
100 |
качество |
- |
53 |
60 |
|
Математика |
||
|
2015-2016 |
20016-2017 |
2017-2018 (3 класс) 1 полугодие |
успеваемость |
- |
100 |
100 |
качество |
- |
50 |
57 |
|
Литературное чтение |
||
|
2015-2016 |
20016-2017 |
2017-2018 (3 класс) 1 полугодие |
успеваемость |
- |
100 |
100 |
качество |
- |
68 |
70 |
Научить детей трудиться и мыслить – основная моя задача; я создаю творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания умело применяю на уроке наглядности и технические средства.
Я рассказала о самых эффективно работающих средствах активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Свое выступление хочется закончить словами:
«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам!
Доклад сопровождается презентацией.
Приложение1 таблица №1
Традиционные технологии |
Инновационные технологии |
· Объяснительно-иллюстративного обучения · Демонстрационного эксперимента · Технология крупно-блочного изучения · Лекционно-семинарско-зачётная система
|
· Технология продуктивного чтения · Здоровьесберегающие технологии · Проблемного обучения · Информационно-коммуникационные · Игровая технология |
Приложение 2
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Словарные слова»
Цель: активизировать знания детей о словарных словах.
- Запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.
Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян.
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали! Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеяно густо,
ОГОРБУЗ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
Что нарисовано?
Цель - учить правильно ставить ударения в словах.
Я показываю картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.
Пять слов
Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.
Черточки - это буквы в слове.
Ц -- -- --
-- Ц -- -- --
-- -- Ц --
-- -- -- Ц --
-- -- -- -- Ц
Кто последний?
Цель - учить подбирать прилагательные как описания.
К слову, названному мною, придумать определения.
Например, бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая), автобус (маленький, новый, синий, вместительный), вагон (пустой, детский, крытый) и т.д. Побеждает тот, кто больше назовет определений или кто последним скажет.
Веселая мозаика
Цель - учить составлять предложения.
Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 3 предложения:
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ
(Теперь я, поднимите тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ним и те тоже.)
Игра "Он, она, оно"
Игра «ОН – ОНА – ОНО» — является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора.
Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также учить различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.
Игра «Поход в гости»
Дидактическая задача: повторение склонений имён существительных.
Игровая задача: посетить все падежи.
Содержание игры: представляется учащимся дом, в котором живут падежи.
«Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово ночь (дерево) в гости ко всем падежам»
Падежи
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Определи падеж выделенных
существительных
|
И.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
Заблудился в лесу |
|
|
|
|
|
|
Сошёл с дороги |
|
|
|
|
|
|
Проехал под мостом |
|
|
|
|
|
|
Качались на ветвях |
|
|
|
|
|
|
Играть с друзьями |
|
|
|
|
|
|
Летят снежинки |
|
|
|
|
|
|
Идти по тропинке |
|
|
|
|
|
|
Определите падеж имён существительных
У дома , книгой , по степи , над болотами ,
в лесу , на заборе , под партой , с сестрой ,
над землёй , под дерево , у окна , от берега ,
щенок , на ветке , к утру , от друга , на цветок .
.
ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Кто быстрее нарядит ёлочку?»
Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку.
Игра «Стометровка»
«Эти божьи коровки
Чемпионы-стометровки,
Но не атлетической,
А арифметической.
Обгони-ка их попробуй,
Нужен здесь расчёт особый!»
- Каждая божья коровка бежит под своим номером.
Вам необходимо между ними поставить арифметические знаки «плюс» или «минус»,
«умножение» или «делении» таким образом, чтобы последняя божья коровка бежала,
например, под номером 8.
Игра «Опусти рыбку в море».
Цель: закрепить табличное умножение и деление.
Оборудование: изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример из таблицы умножения и деления. Содержание игры. «Рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.
Игра «Кто больше составит чисел?»
Цель: закрепить
Содержание игры: учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9.
Задание: Какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?
Задание оказывается более сложным, если одна из цифр равна 0.
Тот, кто, составил все возможные числа выиграл.
ИГРЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
«Подбери пару»
Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:
Ребенок – дети, человек – …
Мать – отец, дочь – …, бабушка – …
Пустыня – верблюд, тундра – …
Стол – деревянный, стены – …
Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …
Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …
Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …
Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …
Корова – бык, курица – …, лошадь – …
«Придумай предложение»
Педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает. Хорошо, если в игре принимает участие несколько учеников. Тематика может быть самой разнообразной. Например: 2 класс тема «Путешествие по России». Педагог может предложить детям собрать чемоданы в дорогу:
Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»
1 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»
2 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»
3 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер…»
4 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер, расческу…»
Далее каждый участник игры добавляет к фразе свое слово, и т.д
Приложение 3
Примеры создания проблемных ситуаций на разных уроках
Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Пример. Урок «Математика»
Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.
1. Доктор Айболит велел Зайчику принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Зайчик примет 4 таблетки?
2. Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Пример. Урок «Русский язык»
На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)
Приложение4
Таблица 2
Уровни познавательной активности
Уровни познавательной активности |
Психолого-педагогические особенности учащихся |
Низкий уровень |
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?» |
Средний уровень |
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Высокий уровень |
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. |
Приложение 5
Название конкурса |
Количество учащихся |
Результат |
Школьная научно-практическая конференция, исследовательская работа |
2 |
1 место |
Районный конкурс компьютерной графики и рисунка «Открытка учителю» |
4 |
2 место – 2 учащихся
3 место |
Районный конкурс художественного творчества «Свет любимых глаз…». |
4 |
1 место – 2 3 место |
Районный конкурс компьютерной графики и рисунка «Новогодняя сказка». |
2 |
1 место- 2 |
Районный конкурс компьютерной графики и рисунка «Букет к 8 Марта». |
2 |
1 место
|
Всероссийский конкурс рисунков «Защитники Отечества». |
1 |
Диплом 3 степени |
Районный конкурс компьютерной графики и рисунка «Защитник Отечества» |
1 |
1 место |
Районный конкурс детского творчества «Дыхание весны» в номинации «Вышивка». |
1 |
3 место |
Районный конкурс компьютерной графики и рисунка «Вальс Победы», посвящённом 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. |
1 |
1 место |
Региональный конкурс «Русский медвежонок». |
1 |
1 место |
Международный математический конкурс – игра «Кенгуру». |
4 |
По школе 1 место 2 место 3 место 4 место |
Муниципальный конкурс «Экология родного края». |
5 |
сертификаты |
Районный конкурс презентаций по пожарной безопасности в школе. |
1 |
2 место |
Областной конкурс «Будущее глазами ребёнка» |
2 |
Благодарственные письма |
Районный конкурс «Дядя Стёпа- полицейский» |
5 |
1 место
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.