Приёмы использования слоговой таблицы Квач В.В. в коррекционной работе с учащимися младших классов
Оценка 5

Приёмы использования слоговой таблицы Квач В.В. в коррекционной работе с учащимися младших классов

Оценка 5
docx
07.05.2024
Приёмы использования слоговой таблицы Квач В.В.  в коррекционной работе с учащимися младших классов
Приёмы использования слоговой таблицы Квач В.В. в коррекционной работе.docx

Приёмы использования слоговой таблицы Квач В.В.  в коррекционной работе с учащимися младших классов

   В коррекционной работе с учениками младших классов  учитель-логопед предлагает различные виды заданий. Знакомые всем графические диктанты по клеточкам, срисовывание по образцу, списывание текста и пр. Предлагаю вам использовать в своей работе пособие, которое разработала Вера Васильевна Квач, в виде слоговой таблицы с цифровым обозначением «слогов-слияний».     Использование данной таблицы способствует развитию у детей: интереса к обучению (оно воспринимается как игра); - зрительной, слуховой памяти; умения ориентироваться на пространстве листа, в работе с разными видами текста (слово, фраза, рассказ, стихотворение); навыков правильного и беглого чтения; орфографической грамотности (если ребенок сам „соберет" слово, например, 69-68-67 - молоко, 73-ЛН-37 – СОЛНЦЕ, напишет его печатными буквами, прочитает, осознает разницу между словом, произносимым в устной и используемым в письменной речи, то грамотное письмо ему гарантировано).  

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЕЙ

Первые три приема достаточно известны в педагогической практике, начиная с XIX века.

1. Чтение слогов на определенную букву гласного: НА, БА, КА, СА, РА. . .

2. Чтение слогов на определенную букву согласного: НА, НИ, НУ, НО...

3. Чтение слогов вразброс, что способствует запоминанию образа слога: МА, РИ, КО, ЛУ. . .

4. Чтение слов. Например, проведение игры «Собери словечко». Описание игры Учитель молча показывает указкой на слоги в таблице (МО, ЛО, КО), ученики молча прочитывают слоги - «собирают слово», затем хором произносят его – МОЛОКО (МА-ШИ-НА). Произносить прочитанное слово нужно дважды: сначала так, как пишут его (орфографически), затем так, как говорят (орфоэпически). Это помогает тому, что дети сразу фиксируют разницу между произношением слова и его написанием, что способствует осознанию ими наличия и потребности орфографической нормированное в письменной речи.

5. Зашифровывание слов цифрами. Выполнении данного задания заключается в умении слова делить на слоги и зашифровывать слова с разной структурой слогов. Задание. Какие слова спрятались за цифрами? Напиши печатными буквами, прочитай, объясни значение слов. Данное слово, нужно запомнить, т.к. является словарным словом. (Хорошо применимо в работе над словарными словами)

6. Расшифровывание и написание учеником печатными буквами слов. Чтобы было вам понятно, предлагаю отгадать загадку. Для выделения прописной (заглавной) буквы в слове можно использовать такой прием, как обозначение одной из двух цифр первого слога разной высотой. Знание образа цифр (от 0 до 9) помогает ученикам ориентироваться в нахождении порядкового номера нужного слога даже без знаний правил образования чисел.

7. Чтение предложений. От умения расшифровывания слов и зашифровывания переходим на работу с предложениями, где проводим работу над границей предложения и знаками препинания. Впоследствии работа переключается на небольшие тексты и стихи.

8. Работа с текстами. Впоследствии работа переключается на небольшие тексты и стихи. Слоговую таблицу можно использовать для коллективной и самостоятельной работы на занятиях, уроках русского языка, во внеклассной работе, а также как самостоятельный материал в домашнем образовании и воспитании. Замечено мной, что использование данной таблицы в работе развивает у учащихся не только интерес к выполнению задания, а главное внимание, зрительную память, слуховую память (умение проговорить и запомнить полученное слово) и усидчивость.

 Целевая группа: пособие предназначено для индивидуальных занятий и групповой работы с учащимися 1-2 классов, имеющие общие нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение, но будут интересны и для учащихся 3-4 классов. Содержание: данное пособие предназначено для формирования анализа и синтеза слова, умения делить слова на слоги и для закрепление темы «Слог». Слова поделены по принципу «проговаривания». Каждому закрытому слогу – СГ дан свой номер, одна оставшаяся буква приписывается к предыдущему слогу, например: (КАРАНДАШ – 7-12н-4ш; АРБУЗ – ар-80з). Стихотворения зашифрованы построчно, что ведѐт к правильному записыванию стихотворения с сохранением всех знаков препинания. Тексты написаны как в «зашифрованном» варианте, так и тексты, которые надо «зашифровать» при помощи таблицы. Варианты задания и сложность текста даются на усмотрение преподавателя. Тексты и слова подобраны по основным лексическим темам.

 

Тема «ОВОЩИ, ФРУКТЫ»

1. С помощью слоговой таблицы расшифруй (зашифруй) и запиши слова.

Морковь (69р-67вь), капуста ( 7-90с-14 ), свекла ( с22к-8 ),

помидор ( 71-49-64р ),

Лук (87к), боб ( 61б ), горох ( 63-72х ), огурец, ( о-82-32ц ),

Картофель (7р-74-35ль), урожай ( у-72-5й ), огород ( о-63-72д ),

грядка ( г143д-7 ).

Яблоко (яб-68-67), груша ( г91-19 ), слива ( с48-2 ), вишня ( 42ш-141 ),

Апельсин (а-31ль-53н ), банан ( 1-10н ), лимон ( 48-69н), ананас ( а-10-10с ),

Виноград ( 42-50-г12д ), персик ( 31р-53к), мандарин ( 9н-4-52н ).

2. С помощью слоговой таблицы расшифруй (зашифруй) стихотворение и

запиши его.

ОГОРОД (О-63-72Д )

В огороде много гряд, ( В о-63-72-24 м70-63 г143д)

Есть и репа, и салат. ( Есть и 32-11, и 13-8т)

Тут и свѐкла, и горох, ( 93т и с33-к8, и 63-72х )

А картофель разве плох? ( А 7р-74-35ль 12з-33 п68х?)

Наш зелѐный огород ( 10ш 26-28-109й о-63-72д )

Нас прокормит целый год. ( 10с п72-67р-49т 37-107й 63д. )

А. Прокофьев

КОМПОТ ( 67м-71т )

Будем мы варить компот, ( 80-24м 108 2-52ть 67м-71т, )

Фруктов нужно много. Вот. ( Ф91к-74в 89ж-70 м70-63. 62т )

Будем яблоки крошить, ( 80-24м яб-68-47 к72-59ть, )

Грушу будем мы рубить. ( Г91-98 80-24м 108 91-41ть. )

Отожмѐм лимонный сок, ( О-74ж-29м 48-69н-109й 73к, )

Слив положим и песок. ( С48в 71-68-45м и 31-73к. )

Варим, варим мы компот, ( 2-52м, 2-52м 49 67м-71т, )

Угостим честной народ. ( У-63с-54м 38ст-70й 10-72д. )

Н.Нищева

Список литературы:

1. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей,

страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под

ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70

2. Квач В.В. Слоговичок - Слоговая таблица с цифровым обозначением слоговслияний

3. Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки Пятница Т.В.,

Феникс, Ростов-на-Дону, 201

 

 


 

Приёмы использования слоговой таблицы

Приёмы использования слоговой таблицы

Чтение предложений. От умения расшифровывания слов и зашифровывания переходим на работу с предложениями, где проводим работу над границей предложения и знаками препинания

Чтение предложений. От умения расшифровывания слов и зашифровывания переходим на работу с предложениями, где проводим работу над границей предложения и знаками препинания

Нас прокормит целый год. ( 10с п72-67р-49т 37-107й 63д

Нас прокормит целый год. ( 10с п72-67р-49т 37-107й 63д

Приёмы использования слоговой таблицы Квач В.В. в коррекционной работе с учащимися младших классов

Приёмы использования слоговой таблицы Квач В.В.  в коррекционной работе с учащимися младших классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2024