Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.
Начальная школа это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. «Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею обучения смысловому чтению. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
· понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
· способ чтения,
· темп чтения,
· правильность чтения,
· выразительность.
При введении ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям.
· Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно, учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения с самого начала обучения ребенка в школе :
1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия:
- практическое отличие текста от набора предложений.
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- озаглавливание текста (подбор заголовков).
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
- подбор антонимов и синонимов к словам.
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс :
- обучение находить информацию;
- интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
согласно требованиям ФГОС .
Технология формирования типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Приёмы работы:
- выделение его героев по названию произведения;
- название имени автора;
- нахождение ключевых слов;
- соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приёмы работы с текстом.
служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приёмы работы.
Текст нарезаем на отрывки - пазлы и перемешиваем их. Предлагаем собрать пазлы и прочитать восстановленный текст.
Цель: развиваем память, внимание, мышление. Совершенствуем навык смыслового чтения.
Творческий пересказ
Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:
Цель творческого пересказа – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.
Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.
Приемы обучения смысловому чтению:
1. «Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача учеников – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, учащиеся его поправляют.
2. «Чтение про себя с вопросами».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
3. «Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
4. «Ассоциативный куст».
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
5. «Чтение в парах – обобщение в парах».
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
6. «Читаем и спрашиваем».
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
7. «Дневник двойных записей».
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
8. «Чтение с составлением таблицы, диаграммы».
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации
Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу .
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.