Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Максимова Любовь Валентиновна Приёмы работы с текстом ..docx

Приёмы работы с текстом  через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.

   Начальная школа  это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. «Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею обучения смысловому чтению. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

·         понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

·         способ чтения,

·         темп чтения,

·         правильность чтения,

·         выразительность.

    При введении ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям.

·         Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

 

Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно, учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения с самого начала обучения ребенка в школе :

 

 

 1 класс обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия:

 - практическое отличие текста от набора предложений.

- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

  - знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

- озаглавливание текста (подбор заголовков).

- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

 2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

- подбор антонимов и синонимов к словам.

 - нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс :

- обучение находить информацию;

- интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

 - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

 -сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

согласно требованиям ФГОС .

   

Технология  формирования типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Приёмы работы:

- выделение его героев по названию произведения;

- название имени автора;

- нахождение ключевых слов;

- соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приёмы работы с текстом.

  • Первичное чтение текста.
  • Самостоятельное чтение (в классе).
  • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • Словарная работа.
  • Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  • Перечитывание текста.
  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
  • Постановка вопросов к тексту и к автору.
  • Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • Обращение к отдельным фрагментам текста.
  • Беседа по содержанию в целом.
  • Обобщение прочитанного.
  • Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
  • Постановка к тексту обобщающих вопросов.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приёмы работы.

  • Постановка проблемного вопроса к тексту.
  • Диалог, дискуссия.
  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
  • Характеристика событий, места действия, поступков героев. 
  • приём «Умные пазлы».

Текст нарезаем на отрывки - пазлы и перемешиваем их. Предлагаем собрать пазлы и прочитать восстановленный текст.

Цель: развиваем память, внимание, мышление. Совершенствуем навык смыслового чтения.

  • Приём «Написание творческих работ»

 

  Творческий пересказ

Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:

  • добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
  • придумать, как могли разворачиваться события дальше;
  • изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пересказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа);
  • изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий).

Цель творческого пересказа – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.

 Приемы обучения смысловому чтению:

 

1. «Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

 Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача учеников – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».

Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, учащиеся его поправляют.

2. «Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

3. «Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

4. «Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

5. «Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

 Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

6. «Читаем и спрашиваем».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

7. «Дневник двойных записей».

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

 В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

8. «Чтение с составлением таблицы, диаграммы».

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации

Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу .