Приёмы формирования универсальных учебных действий средствами интерактивной доски
Кобелева Галина Александровна, учитель информатики
КОГОАУ «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецка
Опыт использования интерактивной доски как современного образовательного ресурса является актуальным и востребованным в системе образования на сегодняшний день. Можно использовать большое количество разнообразных приёмов работы с интерактивной доской, опираясь на идеи авторов-составителей учебных пособий, в содержание которых каждый учитель старается привнести максимум своих творческо-педагогических находок. Однако не целесообразно в течение всего урока использовать интерактивную доску, как бы ни было это заманчиво: не перенасыщать и не переутомлять учащихся.
Цель использования интерактивной доски — оптимизировать урок, а значит, каждый, кто использует эту технологию, должен определить её место на своем уроке.
Помимо непосредственной фронтальной работы с ИД, когда задание выполняет только один ученик, а остальные наблюдают и оценивают, можно использовать её программное обеспечение и на стационарных компьютерах и ноутбуках с целью вовлечения каждого учащегося в активный процесс работы с интерактивными заданиями. В рамках использования программного обеспечения интерактивной доски на стационарных компьютерах и ноутбуках, наравне с самостоятельной работой может быть использована парная и групповая. Целесообразность такой формы организации деятельности учащихся обусловлена тем, что она может носить вариативный характер, то есть рассчитано как на работу под руководством учителя, так и на самостоятельную деятельность учащихся.
Любой методический приём должен работать на формирование образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Приведенные примеры методических приемов направлены на формирование следующих УУД:
· Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
· Осуществлять поиск эффективных средств и способов решения проблемы.
· Осуществлять познавательную и личностную рефлексии; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· Использование речевых средств: построение рассуждений, готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
· Использование различных способов работы с информацией (поиск, анализ, представление, передача).
· Овладение логическими действиями (анализ, синтез, причинно-следственные связи и т.п.).
· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Примеры заданий и приемов
Составляющие УУД |
Примеры заданий, пояснения |
Скриншоты |
Личностные УУД
Действие смыслообразования: мотивация учебной деятельности; положительная самооценка успешности учебной деятельности. |
1. Проблемные задания. Задания на активизацию мыслительной деятельности, включение в работу.
2. Задания на создание ситуации успеха: выполнение посильных для всех заданий предметного содержания.
Например, «Восстанови последовательность», «Перенеси понятия (объекты) на свои места», «Исправь ошибки» и др. |
Пример 1.
|
Личностные УУД
Эмоциональное осознание себя и окружающего мира. |
При проведении рефлексии отдельных видов деятельности, итогов урока, раздела.
Например, рефлексия «Спасибо» (кому и за что я хочу сказать спасибо).
|
Пример 2.
|
Личностные УУД
Формирование осознанного отношения к выполнению учебных действий. |
1. Различные виды творческих заданий
Например, дорисовать объект в соответствии с поставленной задачей, составление ассоциативных рядов, восстановить изображение. *Это будет работать еще на развитие мышления, воображение, фантазии.
|
Пример 3. |
|
|
Пример 4.
|
Познавательные УУД
Логические операции (построение отрицания, утверждения, построение рассуждения с использованием различных логических схем) |
Задания, направленные на формирования навыков моделирования и применение логических действий и операций.
Например, «Распредели на множества», «Исправь ошибки» |
Пример 5.
Пример 6. |
Познавательные УУД
Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
1. Задания на восстановление связей между понятиями, связи понятие – действие.
Например, «Восстанови диалог», «Соотнеси» «Установите соответствие», «Распредели на группы» |
Пример 7. |
Коммуникативные УУД
Формирование вербальных способов коммуникации. |
1. Диалоги с использованием текстовых подсказок или картинок-подсказок. Рассказ по картинкам, выстроить по порядку, выбор и аргументация. |
Пример 8.
|
|
Пример 9. |
|
Регулятивные УУД
Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (определение границы знаний и незнания). |
1. Предлагаются задания, которые могут ученики решить известным способом, а затем задания, для которого требуется новый способ.
|
Пример 10. |
Регулятивные УУД
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. |
1. Самостоятельное выстраивание алгоритма действий на уроке. |
Пример 11. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.