Приёмы формирования универсальных учебных действий средствами интерактивной доски
Оценка 4.7

Приёмы формирования универсальных учебных действий средствами интерактивной доски

Оценка 4.7
Интерактивная доска
doc
информатика
Взрослым
06.01.2017
Приёмы формирования универсальных учебных действий средствами интерактивной доски
Приемы формирования УУД средствами ИД.doc

Приёмы формирования универсальных учебных действий средствами интерактивной доски

 

Кобелева Галина Александровна, учитель информатики

КОГОАУ «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецка

 

Опыт использования интерактивной доски как современного образовательного ресурса является актуальным и востребованным в системе образования на сегодняшний день. Можно использовать большое количество разнообразных приёмов работы с интерактивной доской, опираясь на идеи авторов-составителей учебных пособий, в содержание которых каждый учитель старается привнести максимум своих творческо-педагогических находок. Однако не целесообразно в течение всего урока использовать интерактивную доску, как бы ни было это заманчиво: не перенасыщать и не переутомлять учащихся.

Цель использования интерактивной доски — оптимизировать урок, а значит, каждый, кто использует эту технологию, должен определить её место на своем уроке.

Помимо непосредственной фронтальной работы с ИД, когда задание выполняет только один ученик, а остальные наблюдают и оценивают, можно использовать её программное обеспечение и на стационарных компьютерах и ноутбуках с целью вовлечения каждого учащегося в активный процесс работы с интерактивными заданиями. В рамках использования программного обеспечения интерактивной доски на стационарных компьютерах и ноутбуках, наравне с самостоятельной работой может быть использована парная и групповая. Целесообразность такой формы организации деятельности учащихся обусловлена тем, что она может носить вариативный характер, то есть рассчитано как на работу под руководством учителя, так и на самостоятельную деятельность учащихся.

Любой методический приём должен работать на  формирование образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Приведенные примеры методических приемов направлены на формирование следующих УУД:

·      Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

·      Осуществлять поиск эффективных средств и способов решения проблемы.

·      Осуществлять познавательную и личностную рефлексии; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

·      Использование речевых средств: построение рассуждений, готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

·      Использование различных способов работы с информацией (поиск, анализ, представление, передача).

·      Овладение логическими действиями (анализ, синтез, причинно-следственные связи и т.п.).

·      Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Примеры заданий и приемов

Составляющие УУД

Примеры заданий, пояснения

Скриншоты

Личностные УУД

 

Действие  смыслообразования:  мотивация учебной  деятельности;  положительная  самооценка успешности учебной  деятельности.

1. Проблемные задания.

Задания на активизацию мыслительной деятельности, включение в работу.

 

2. Задания на создание ситуации успеха: выполнение посильных для всех заданий предметного содержания.

 

Например, «Восстанови последовательность», «Перенеси понятия (объекты) на свои места», «Исправь ошибки» и др.

Пример 1.

 

Личностные УУД

 

Эмоциональное  осознание себя и  окружающего мира.

При проведении рефлексии отдельных видов деятельности, итогов урока, раздела.

 

Например, рефлексия «Спасибо» (кому и за что я хочу сказать спасибо).

 

Пример 2.

 

Личностные УУД

 

Формирование  осознанного отношения к  выполнению  учебных действий. 

1. Различные виды творческих  заданий

 

Например, дорисовать объект в соответствии с поставленной задачей, составление ассоциативных рядов, восстановить изображение.

*Это будет работать еще на развитие мышления, воображение, фантазии.

 

Пример 3.

 

 

Пример 4.

 

Познавательные УУД

 

Логические операции  (построение  отрицания,  утверждения, построение  рассуждения с  использованием  различных  логических схем)

Задания, направленные на  формирования навыков моделирования и применение логических действий  и операций. 

 

Например, «Распредели на множества», «Исправь ошибки»

Пример 5.

 

Пример 6.

Познавательные УУД

 

Формирование  умения объяснять  свой выбор, строить  фразы, отвечать на  поставленный вопрос,  аргументировать.

1. Задания на восстановление связей между понятиями, связи понятие – действие.

 

Например, «Восстанови диалог»,  «Соотнеси»   «Установите соответствие», «Распредели на группы»

Пример 7.

Коммуникативные УУД

 

Формирование  вербальных способов  коммуникации.

1. Диалоги с использованием текстовых подсказок или картинок-подсказок. Рассказ по картинкам, выстроить по порядку, выбор и аргументация.

Пример 8.

 

 

Пример 9.

Регулятивные УУД

 

Целеполагание:  постановка учебной  задачи на основе  соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимся, и того, что  еще неизвестно (определение границы знаний и незнания).

1. Предлагаются задания, которые могут ученики решить известным способом, а затем задания, для которого требуется новый способ.

 

 

Пример 10.

Регулятивные УУД

 

Способность принимать и  сохранять учебную  цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

1. Самостоятельное выстраивание алгоритма действий на уроке.

Пример 11.

 


Приёмы формирования универсальных учебных действий средствами интерактивной доски

Приёмы формирования универсальных учебных действий средствами интерактивной доски

Осуществлять познавательную и личностную рефлексии; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной…

Осуществлять познавательную и личностную рефлексии; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной…

Личностные УУД Эмоциональное осознание себя и окружающего мира

Личностные УУД Эмоциональное осознание себя и окружающего мира

Познавательные УУД Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Регулятивные УУД Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (определение границы знаний и…

Регулятивные УУД Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (определение границы знаний и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017