Урок русского языка в 7 классе № 14
Тема: Признаки глагола и прилагательного у причастия.
Цели:
Обучающие:
- выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия;
- сформировать умение определять признаки прилагательного и глагола у причастия,
-закрепить умение различать причастия и прилагательные.
Развивающие:
-содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникативной культуры учащихся;
-развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к слову,
-воспитывать у учащихся умение слушать и слышать друг друга.
Планируемые результаты:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
-создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
- воспитание любви и уважения к родному языку.
Предметные:
- умение различать причастия и прилагательные ;
- умение определять признаки причастия.
Метапредметные:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;
- контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- развитие умение работать с текстом на уроке, умение извлекать нужную информацию;
- сохранение и развитие умения сотрудничать в паре или в группе;
- умение связно излагать мысли.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
Оргмомент.
2.Мотивация учебной деятельности
-Прочитайте высказывание В.И. Даля, создателя Толкового словаря живого великорусского словаря
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»
-О чём мы будем говорить на уроке?
3.Актуализация опорных знаний
3.1.Проверка д/з
-Какие трудности испытывали при выполнении д/з?
3.2. «Четвертый лишний»:
1) Причастие есть в словосочетании:
а) летучая мышь; б) таявший снег;
в) пленительная улыбка; г) могучий дуб.
2) Не является прилагательным:
а) горючий; б) горелый;
в) горящий; г) горячий.
3) Является причастием:
а) клюквенный; б) бесчисленный;
в) безветренный; г) расчищенный
-Чем вы руководствовались, выполняя данное задание?
4.Тема урока. Постановка цели и задач
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду; он выращивал не фрукты и ягоды, а звуки, морфемы, части речи и предложения и вывел уже несколько новых сортов.
-Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного, -размышлял как-то учёный, - только будет ли толк, ведь они так далеки друг от друга?
Но сказано- сделано! Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы и не прилагательные. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особой формой глагола, имеющей признаки и прилагательного, и глагола.
-Как вы думаете, что мы будем изучать? На какие вопросы нам надо будет найти ответы?
-Назовите тему урока.
-Давайте определим цели нашего урока
5.Открытие нового знания
5.1.Слово учителя
-Продолжаем работу по выявлению незнакомца.
-Необходимо собрать на него информацию
5.2. Работа по группам
1 группа
Записать словосочетания с прилагательным и причастием, найти главное слово, подчеркнуть причастие. Сделать вывод о роли причастия в словосочетании.
З..л..ноглазая з..мля; з..л..той листопад; огонь р..бины красной; д..ревья, как г..рящие свечи; с..ребристое со..нце; ч..рующая осень; покрытое дымкой небо; п..жаром пылающая ч..ща.
Причастие может являться главным словом и иметь зависимые слова, а может иметь определяемое слово и быть зависимым словом.
2 группа
Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной речонки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг свой неповторимый аромат.
- Выпишите словосочетания прич. + сущ, определите, выделите суффиксы причастий, от каких глаголов образованы причастия, найдите признаки глагола у причастий. Разбери по составу слово «образовавшемуся».
- Найдите эпитеты. С какой целью их использует автор?(живописному болоту, яркая зелень, неповторимый аромат)
- Объясните значение слова «перемежалась». (чередовалась)
-Что такое дягиль? (Дягиль –высокое травянистое медоносное растение с зеленовато-белыми цветками.)
Утоптанная тропинка – тропинка, которую утоптали (сов.в., прош. вр.);
К образовавшемуся болоту – болоту, которое образовалось (сов. в., прош.вр.);
Цветущего дягиля – дягиля, который цветёт (несов. в., наст.вр.);
Дягиля распространявшего –который распространял (несов. в., прош.вр.)
– Какие отличия от признаков самого глагола вы заметили? (Нет
будущего времени у причастий.)
- С помощью каких суффиксов образуются причастия наст. вр.? (ущ, ющ, ащ, ящ)
- С помощью каких суффиксов образуются причастия прош.вр.? (вш, ш, т, нн, енн, ённ)
- Разбери по составу слово «образовавшемуся» . Итак, -ВШ— суффикс причастия, а что такое –СЯ?
- Как называются глаголы, имеющие такой же суффикс? (возвратные)
- Что ещё мы можем определить у причастия?
- Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на возвратные и невозвратные.
- Таким образом, какие признаки глагола присущи причастию? (составление таблицы)
Вид,
Время,
Возвратность.
Отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший?
3 группа
1)Подобрать к прилагательным однокоренные причастия, выделить суффиксы причастий. Объяснить отличие прилагательного от причастия.
Тёмная (туча), синий (горизонт), красная (рябина).
2)Просклонять словосочетание распустившийся осенний цветок.
Сравнить падежные окончания прилагательного и причастия.
Определить, что можно узнать по окончанию прилагательного и причастия.
1. Что обозначают прилагательные?
2. На какой вопрос они отвечают?
3. Какую синтаксическую функцию выполняют?
4. Как изменяются прилагательные?
5. От каких частей речи образуются прилагательные?
А теперь подумайте, если все эти вопросы задать о причастии?
Какие ответы будут другими?
Какие признаки прилагательного свойственны причастию?
Изменяется по числам, падежам, в единственном числе по родам.
Согласуется с существительным в числе, роде и падеже.
Отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
6. Работа по учебнику.
с.30 таблица. Опираясь на данные таблицы, расскажите о признаках глагола и прилагательного у причастия с примерами.
7. Применение полученных знаний.
Написать мини-рассказ с использованием опорных словосочетаний.
Золочённые осенью листья, дремлют притихшие сады, блестят в голубой лазури, увядание природы, желтолистая река; багряный, бордовый, лиловый цвета; освещённые солнцем; краснеющие гроздья рябины; предзимняя прохлада; ветреный день; облетают последние листья.
Выполнение упражнения 50.
Выполнение упражнения 53 (устно)
8. Рефлексия.
Найдите «лишнее» слово.
вид
возвратность
лицо
время
Объясните свой выбор.
Итоги урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: пар.8, упр.54, 56.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.