Марш — (итал. marcia, фр. marche, от marcher — идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска.
Марш, наряду с песней и танцем, — один из самых распространенных жанров музыки. Он звучит на парадах и воинских церемониалах, при выносе боевого знамени. Под звуки траурного марша отдают последние почести павшим героям. Пионерские сборы, спортивные праздники, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», походы невозможно себе представить без звонкого марша или марша-песни.
Про марш
Марш — (итал. marcia, фр. marche, от marcher — идти) —
род музыки, сопровождающей или рисующей стройные
размеренные движения людей, преимущественно войска.
Марш, наряду с песней и танцем, — один из самых
распространенных жанров музыки. Он звучит на парадах и
воинских церемониалах, при выносе боевого знамени. Под звуки
траурного марша отдают последние почести павшим героям.
Пионерские сборы, спортивные праздники, военноспортивные
игры «Зарница» и «Орленок», походы невозможно себе
представить без звонкого марша или маршапесни.
Марш пишется в четыре четверти или 2/4 в двухколенном или
коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и
энергичного характера. Смотря по скорости движении, марш
получает разные названия. Церемониальный марш, в 4/4
медленнее скорого марша, который пишется в 2/4 или в 4/4 alla
breve.
Они сплачивают ребят, создают бодрое, радостное настроение.
Есть несколько типов маршей.
В строевом, походном марше на первом плане — организующий
ритм.
Встречный марш, который исполняется во время церемонии
встречи гостей, отличается торжественностью, величавостью.
Концертный марш, посвященный патриотической теме, всегданесет в себе праздничное, приподнятое настроение.
Наконец, похоронный марш полон скорби и сдержанной
суровости. Похоронный марш пишется в миноре, а трио в
мажоре; другие марши пишутся в мажоре.
Одной из важных функций военных маршей вплоть до конца
XIX века являлась синхронизация шага наступающих колонн.
Похоронный марш имеет одинаковые движения с
церемониальным или еще более медленные. Марш — один из
главных элементов военной музыки.
Велика организующая роль марша. Не случайно многие из
революционных песен созданы в жанре марша. Это знаменитые
«Марсельеза», «Варшавянка», «Интернационал», «Смело,
товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы», «Вперед, друзья» и
многие другие. В них слышится призыв к борьбе, к объединению
борцов под знаменами революции. Гражданская война принесла
с собой новые походные маршипесни: «Красная Армия всех
сильней», «Гулял по Уралу Чапаевгерой», «По долинам и по
взгорьям». В темпе марша написана «Священная война»,
созданная композитором А. В. Александровым в самом начале
Великой Отечественной войны.
В жанре марша написан и всем хорошо известный «Гимн
демократической молодежи мира» А. Г. Новикова на слова Л.
И. Ошанина (сначала он так и назывался «Марш
демократической молодежи»).
Невозможно себе представить без марша и жизнь Советской
Армии. Советский военный марш организовывал и воспитывал.
Под его чёткий размеренный ритм солдаты равняли шаг впоходном или парадном строю. В марше воплощен боевой дух
наших воинов, их мужество, героизм, большая нравственная
сила. Таковы марши С. А. Чернецкого, Н. П. Иванова
Радкевича, А. В. Александрова и многих других советских
композиторов. Музыка марша очень выразительна,
эмоциональна. И потому многие композиторы включали его в
свои более крупные произведения — симфонии, оперы, балеты
для передачи героических или скорбных образов. Мы можем
найти марши в сочинениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р.
Шумана, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, М. И. Глинки, А. П.
Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. РимскогоКорсакова, П. И.
Чайковского, Н. Я Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д.
Шостаковича.