Рапсодия (от греч. rhapsodía — пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода) — вокальное или инструментальное произведение свободной формы, состоящее из нескольких контрастных эпизодов.
Для рапсодии характерно чередованием разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода.
Рапсоды (греч. rhapsodói, от rhápto — сшиваю, слагаю и ode — песнь), древнегреческие странствующие исполнители эпических поэм. В отличие от аэдов, Рапсоды декламировали нараспев, без музыкального сопровождения уже закрепленный в устной или письменной традиции текст эпических поэм, особенно Гомера. В классическую эпоху Древней Греции (5—4 вв. до н. э.) искусство Рапсоды стало частью театрального искусства и просуществовало до начала поздней античности (1 в. н. э.), приняв характер музыкальной мелодекламации.
Про рапсодию
Рапсодия (от греч. rhapsodía — пение или декламация
нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода) —
вокальное или инструментальное произведение свободной
формы, состоящее из нескольких контрастных эпизодов.
Для рапсодии характерно чередованием разнохарактерных
эпизодов на народнопесенном материале. Оно как бы
воссоздаёт исполнение древнегреческого певцарапсода.
Рапсоды (греч. rhapsodói,
от rhápto — сшиваю, слагаю и ode — песнь), древнегреческие
странствующие исполнители эпических поэм. В отличие от
аэдов, Рапсоды декламировали нараспев, без музыкального
сопровождения уже закрепленный в устной или письменной
традиции текст эпических поэм, особенно Гомера. В
классическую эпоху Древней Греции (5—4 вв. до н. э.)
искусство Рапсоды стало частью театрального искусства и
просуществовало до начала поздней античности (1 в. н. э.),
приняв характер музыкальной мелодекламации.
Первые образцы этого жанра относятся к концу XVIII в., но его
истинным творцом явился Ф. Лист — автор 19 «Венгерскихрапсодий» и «Испанской рапсодии». В них явственно ощутима
опора на венгерскую и цыганскую народную музыку, тщательно
подобранную и виртуозно обработанную композитором. Лист в
своих рапсодиях раскрывает богатую сокровищницу ее
мелодий, ритмов и жанров.
Здесь можно найти и рыцарский горделивый танецшествие, и
свободный речитатив — повествование, и характерные
фигурации, имитирующие звучание скрипок и цимбал, и,
конечно, чардаш — зажигательную вихревую пляску. В каждой
рапсодии посвоему сочетаются разнохарактерные разделы —
медленный и быстрый, более импровизационный и опирающийся
на вариационный метод развития.
В отличие от листовских рапсодии для фортепьяно И. Брамса
представляют собой небольшие, довольно строгие по форме
пьесы. Многие композиторы конца XIX в. называли рапсодиями
масштабные сочинения для оркестра или солирующего
инструмента с оркестром. Часто это название довольно
условно. Так, в оркестровой «Испанской рапсодии» М. Равеля
последование различных эпизодов укрупнено до сопоставления
четырех самостоятельных пьес, в результате чего рапсодия, по
сути, превращается в сюиту.
В «Рапсодии на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром С.
В. Рахманинова композитор, наоборот, избирает столь
монолитную, насыщенную интенсивным внутренним развитием
форму, что сочинение приобретает облик своеобразного
концерта.