Про рапсодию

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рапсодия (от греч. rhapsodía — пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода) — вокальное или инструментальное произведение свободной формы, состоящее из нескольких контрастных эпизодов. Для рапсодии характерно чередованием разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода. Рапсоды (греч. rhapsodói, от rhápto — сшиваю, слагаю и ode — песнь), древнегреческие странствующие исполнители эпических поэм. В отличие от аэдов, Рапсоды декламировали нараспев, без музыкального сопровождения уже закрепленный в устной или письменной традиции текст эпических поэм, особенно Гомера. В классическую эпоху Древней Греции (5—4 вв. до н. э.) искусство Рапсоды стало частью театрального искусства и просуществовало до начала поздней античности (1 в. н. э.), приняв характер музыкальной мелодекламации.
Иконка файла материала 1.docx
Про рапсодию   Рапсодия (от греч. rhapsodía — пение или декламация  нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода) —  вокальное или инструментальное произведение свободной  формы, состоящее из нескольких контрастных эпизодов.  Для рапсодии характерно чередованием разнохарактерных  эпизодов на народно­песенном материале. Оно как бы  воссоздаёт исполнение древнегреческого певца­рапсода.  Рапсоды (греч. rhapsodói,  от rhápto — сшиваю, слагаю и ode — песнь), древнегреческие странствующие исполнители эпических поэм. В отличие от  аэдов, Рапсоды декламировали нараспев, без музыкального  сопровождения уже закрепленный в устной или письменной  традиции текст эпических поэм, особенно Гомера. В  классическую эпоху Древней Греции (5—4 вв. до н. э.)  искусство Рапсоды стало частью театрального искусства и  просуществовало до начала поздней античности (1 в. н. э.),  приняв характер музыкальной мелодекламации.  Первые образцы этого жанра относятся к концу XVIII в., но его  истинным творцом явился Ф. Лист — автор 19 «Венгерскихрапсодий» и «Испанской рапсодии». В них явственно ощутима  опора на венгерскую и цыганскую народную музыку, тщательно  подобранную и виртуозно обработанную композитором. Лист в  своих рапсодиях раскрывает богатую сокровищницу ее  мелодий, ритмов и жанров.  Здесь можно найти и рыцарский горделивый танец­шествие, и  свободный речитатив — повествование, и характерные  фигурации, имитирующие звучание скрипок и цимбал, и,  конечно, чардаш — зажигательную вихревую пляску. В каждой  рапсодии по­своему сочетаются разнохарактерные разделы —  медленный и быстрый, более импровизационный и опирающийся на вариационный метод развития.  В отличие от листовских рапсодии для фортепьяно И. Брамса  представляют собой небольшие, довольно строгие по форме  пьесы. Многие композиторы конца XIX в. называли рапсодиями масштабные сочинения для оркестра или солирующего  инструмента с оркестром. Часто это название довольно  условно. Так, в оркестровой «Испанской рапсодии» М. Равеля  последование различных эпизодов укрупнено до сопоставления  четырех самостоятельных пьес, в результате чего рапсодия, по  сути, превращается в сюиту.  В «Рапсодии на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром С. В. Рахманинова композитор, наоборот, избирает столь  монолитную, насыщенную интенсивным внутренним развитием  форму, что сочинение приобретает облик своеобразного  концерта.