Л. Н. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы.
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Все начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи…
Семья – это фундамент, на котором строится высокий храм духовного мира ребенка.
Здесь формируются чувства ответственности, терпимости, милосердия, долга и другие моральные принципы.
Нравственные ценности, полученные в семье были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде он живет и какое воспитание получает.
Семья является главным институтом воспитания.
Давайте вспомним одну поучительную басню о том, как молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему обедать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки, купили ему деревянную миску и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался мастерить сто-то из деревянной чурки. На вопрос родителей, о том что он мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее есть, когда состарятся.
О чем эта басня?
Ребенок чрезвычайно податлив и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок в семье учится рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра очень трудно. Знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые, они стали мотивами его поведения. В этом и состоит основная цель духовно-нравственного воспитания.
В чем причины духовно-нравственного
упадка в обществе?
Нарушены устои семьи:
иерархия семейных отношений.
Традиционный уклад семейной жизни.
традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей.
родовые и семейные связи между поколениями.
Типы нарушений детско-родительских отношений.
Отвергающая позиция – родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», и всячески стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицая и критикуя недостатки ребенка, совершенно не проявляя терпения.
Позиция уклонения – родители, по отношению к ребенку, проявляют эмоциональную холодность и равнодушие ,а контакты с ребенком носят случайный и редкий характер. При этом ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
Позиция доминирования – родители по отношению к ребенку, проявляют непреклонность и даже суровость. При этом прослеживаются тенденции к ограничению потребностей ребенка, а также социальной свободы и независимости. Ведущими методами такого семейного воспитания являются дисциплина, режим, угрозы и наказания.
Отвергающе - принуждающая позиция - родители приспосабливают ребенка к выбранному ими образцу поведения, не беря в расчет его индивидуальные способности. Родители при этом, не признают прав ребенка на самостоятельность, к нему предъявляют завышенные требования, и навязывается собственный авторитет.
Такая позиция родителей по отношению к своему ребенку противоречит духовно-нравственному воспитанию.
В разных жизненных ситуациях, особенно кризисных, в семье меняются взаимоотношения всех членов семьи, в том числе и стили воспитания. К таким тяжелым травматическим кризисным ситуациям , прежде всего, относятся развод родителей и болезнь ребенка. Очевидно, что развод в любом случае приводит к различным изменениям в семье, изменяются взаимоотношения между детьми и родителями, это, прежде всего, выражается в смене стиля воспитания. Важной особенностью семей, находящихся в кризисной ситуации, является отказ родителей от требований и обязанностей для ребенка как инструмента воспитания и механизма формирования ответственности за порученное дело. Прежде всего это касается женской половины семей. Мамы и бабушки объясняют это так: «Сейчас его (ее) не надо дергать, ему и так тяжело», «Он сегодня такой нервный, я лучше сама все сделаю». Такие явления как потворство, потакание, исполнение всех запросов ребенка, только чтобы он не чувствовал себя обделенным, отказ в желаниях ребенка, игнорирование внимания, вот позиция родителей в кризисных ситуациях. Такое воспитание полностью противоречит духовно-нравственным принципам, мешает формированию таких качеств личности, как гуманизм, ответственность, трудолюбие, умение управлять собой.
Таким образом, в процессе семейного воспитания имеет место значительная часть трудностей, с которыми сталкиваются родители, а так же ошибок, которые , зачастую, они допускают в своей воспитательной практике. И все же, знание даже типичных особенностей семейного воспитания, может оказать родителям значительную помощь в избежание многих недоразумений при взаимоотношениях с собственными детьми.
Использованная литература.
Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Книга для родителей. М., Просвещение, 2012г.
Шац И.К., Ковалев В. В. Развитие детско-родительских отношений в трудных жизненных ситуациях. УДК 159. 923 – 052 : 159.922.736.3
Крюкова В. В., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Речь. 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.