Проблема клипового мышления
Такая умственная операция, как «думанье», позволяющая смотреть на мир вдумчиво и целостно на сегодняшний день теряет популярность у подрастающего поколения. Появилось даже мнение, что с ростом технического прогресса она постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое...
Клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия, выходит у молодёжи на первый план. Некогда и нет никакого желания воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Буквы не складываются в слова, наступает быстрое утомление и появляется желание оптимизировать процесс, получить лишь общее впечатление.
В первую очередь это связано в постоянно меняющимися условиями окружающей среды, организм пытается приспосабливаться к информационным перегрузкам, предпочитая действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью.
Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства потребовали выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде. Вокруг всё ярко визуализировано, эмоционально, ассоциативно, кратко.
Результатом перехода на клиповое мышление мы можем считать:
· неспособность работать с большими объёмами данных;
· быстрая утомляемость;
· хаотичное рассеянное внимание;
· трудности с концентрацией;
· перманентное перевозбуждение;
· быстродействие;
· многозадачность;
· обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
· поверхностность знаний и суждений;
Сегодня мы можем наблюдать своеобразное «инфоожирение», перегруженность учащихся легкодоступной информацией, которая породила в подрастающем поколении рассеянность внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрату мыслительной функции, желания познавать и способности творить. Конкретное мышление стало преобладать над абстрактным, пропала потребность в формировании собственного мнения, (подмена его вычитанным из интернета), мышление потеряло такое свойство, как критичность.
Однако среди негативных последствий формирования клипового мышления можно рассмотреть и положительные его качества и использовать их в педагогическом процессе.
Во-первых, обладатели клипового мышления имеют быструю реакцию и способны так же принимать решения, они легко подстраиваются под любые изменения окружающей среды. Скудный словарный запас такие учащиеся полностью компенсируют способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у увеличивается объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.
Для работы с такими учащимися хорошо использовать учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частую смену деятельности и многозадачность. Следует исключить линейную подачу материала, информацию лучше разбивать на блоки, составлять схемы, ОРК, не забывать о многократном повторении изучаемого материала. Речевой материал во время теоретических занятий хорошо подкреплять визуализацией, используя ИКТ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.