Проблема освоения младшими школьниками литературоведческих понятий
Оценка 4.7

Проблема освоения младшими школьниками литературоведческих понятий

Оценка 4.7
docx
05.02.2020
Проблема освоения младшими школьниками литературоведческих понятий
Проблема освоения младшими школьниками литературоведческих понятий.docx

Проблемы освоения младшими школьниками

литературоведческих понятий

 

В последние годы прослеживается весьма интенсивное реформирование образовательной системы. Одним из главных направлений общегосударственной политики считается становление и развитие у учащихся современного миропонимания, формирование креативных возможностей и умений самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личностной сущности. Принимая это во внимание, все больше интереса уделяется поиску и разработке методов рационального освоения основ науки (определенной системы понятий) в целостности с формированием когнитивной активности и теоретического мышления школьников.

Существенную роль в решении вышеуказанных задач играет успешное освоение младшими школьниками литературоведческих понятий. 

Для теоретического осмысления изучаемой проблемы большое значение имеют труды философов и логиков В. Библера, Е. Войшвилло, Горского и др., которые внесли существенный вклад в научное осмысление категории «понятие».

Характерные черты литературоведческих понятий и  терминов как особенной системы, трудности  упорядочения литературоведческой терминологии, анализ взаимосвязей научных понятий с сущностью и функциями  словесного творчества глубоко отображены в работах Д. Благого, А. Бушмина, Б. Мейлаха и др.

В психолого-педагогических исследованиях (Л. Выготский, П. Гальперин и др.) обнаружены ключевые пути, условия, периоды развития теоретических понятий в образовательном процессе, аспекты и степени их усвоения учащимися.

В трудах философов и логиков Е. К. Войшвилло, А. Д. Гетмановой, Д. П. Горского, Е. А. Иванова, Н. И. Кондакова, М. С. Строговича и других раскрывается сущность понятия, анализируется его логическая структура, выявляется связь понятия с другими формами мышления. Сущность понятия в психологии изучали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубенштейн, А. А. Смирнов, М. А. Холодная. Проблемы формирования понятийного мышления у учащихся в процессе обучения нашли свое отражение в работах психологов и дидактов Г А. Буткина, И. А. Володарской, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. А, Гусева, Э. Г. Гельфман, В. В. Давыдова, В. А. Далингера, Г. И. Железовской, О. Б. Епишевой, Л. В. Занкова и др.

Для современной практики обучения особый интерес представляют положения Л. С. Выготского, согласно которым перестройка всей интеллектуальной деятельности подростка, а также существенные изменения содержания его сознания в целом связаны с образованием понятий, так как благодаря понятиям подросток начинает понимать связи, отношения явлений, следовательно, постигать закономерности, управляющие действительностью; происходит расширение среды сознания подростка, перестройка («интеллектуализация») элементарных познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий; происходит адекватное и полное усвоение исторически сложившегося опыта человечества; благодаря формированию понятийного мышления (владению понятиями) содержание мышления становится внутренним убеждением подростка, его интересом, желанием и намерением; с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, познание внутренней действительности, мира собственных переживаний .

Таким образом, формирование понятийного мышления способно обеспечить возможность понимания объективного мира, других людей, самого себя. Развитие понятийного мышления дает возможность упорядочить, анализировать и систематизировать полученную информацию, относить ее к известным категориям, а также делать выводы и заключения.

Формирование и развитие понятийного мышления занимает особое место в процессе школьного образования, поскольку качество решения этой проблемы оказывает непосредственное влияние на формирование логического мышления и психическое развитие ребенка в целом.

Многие ученые  изучали этот вопрос.  Л. С. Выготский, прослеживая генетический ход формирования понятий на разных возрастных уровнях, сравнивая и оценивая этот процесс, происходящий в одинаковых условиях у ребенка, подростка и взрослого, на основе экспериментального исследования выявил основные законы, регулирующие развитие этого процесса. Описывая процесс формирования понятий, Л. С. Выготский говорит, что понятие – это не просто набор ассоциативных связей, приобретаемых памятью, но сложный и подлинный акт мышления, который не может быть освоен простым запоминанием. Любое значение слова в любом возрасте является обобщением, в котором происходит дальнейшее развитие значения слова. Развитие слова не заканчивается, когда ребенок впервые выучил новое слово, напротив, в этот момент развитие значения только начинается.

Исследуя проблему формирования  научных понятий в школьном возрасте, Л. С. Выготский пишет о невозможности прямого обучения. Такое обучение, по его мнению, практически невозможно и педагогически бесплодно. Учитель, который пытается идти по этому пути, обычно добивается только пустого усвоения слов, потому что ребенок учится не понятиям, а словам, за счет памяти, а не мыслей, и не способен осмысленно применять эти знания.

В результате исследования Л. С. Выготский пришел к выводу, что проблема научных понятий – это проблема обучения и развития, «потому что спонтанные понятия делают возможным сам факт их появления в процессе обучения, который является источником их развития».

Взгляды Л. С. Выготский по проблеме формирования научных понятий у школьников были разработаны в работах многих современных авторов, поскольку целью обучения является формирование у учащихся осознанных, систематических и устойчивых знаний.

Говоря о возможностях решения этой проблемы при работе со школьниками, А. В. Ястребова отмечает тот факт, что в процессе обучения ребенок развивает систему новых понятий, усваивая их не только из своего практического опыта, но и на основе общего социально-исторического опыта, обобщенного по академическим предметам. Формирование таких понятий, по мнению автора, является активной деятельностью, содержание которой сводится к постановке и решению проблемы, формулированию и проверке гипотез, поиску и проверке ценностей.

В ходе учебного процесса учитель активно управляет познавательной деятельностью ребенка, выделяя наиболее важные особенности изучаемого материала с помощью соответствующих высказываний. Консолидация этого материала осуществляется с помощью диаграмм, символов и слов.

Формулировка процесса понимания, необходимого для практических занятий, была дана В. Ф. Шаталов. Он предположил, что понимание – это система для установления семантических связей между новыми и хорошо изученными знаниями, школьными идеями и конкретной реальностью, а также для формирования логических, причинных, функциональных и других связей между отдельными компонентами знаний.

Эффективность формирования понятий у младших школьников, по мнению Т. Г. Рамзаева, напрямую зависит от степени абстракционной активности их мышления, поэтому для формирования понятий необходима способность отвлекать слова от определенного лексического значения и объединять слова в одну группу в соответствии с общими чертами.

В курсе начальной школы формируются базовые понятия, которые впервые знакомят детей с законами окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего ученика и обеспечивают переход от понятия явления к его сущности. Школьники не могут объяснить характерные признаки или явления, поскольку у них есть только обобщенные идеи. В процессе дальнейшего обучения формируются исходные научные понятия.

Непосредственная база понимания всех сокровищ литературы заключается в эстетическом восприятии художественных произведений. А углубленность данного восприятия определена осознанием языка искусства, мастерством слова и столкновениями (и в столкновениях) действующих лиц, за всеми словесными и несловесными ресурсами изображения (и через них) увидеть процессы жизни и авторское суждение. В арсенале педагога – мастерство звучащего слова, способы, активизирующие эмоции учащихся, «устное рисование», образный рассказ. Учащийся никак не остается безразличным к художественному слову, когда неравнодушен и взволнован сам педагог. Эстетическое ощущение и сознание, воображение и здравый смысл слиты ровно как в самом искусстве, так и в трудно осознаваемом ходе его восприятия. Необходимо только лишь, чтобы исследование творения не трансформировалось в тщательное напрасное препарирование художественного текста. Важно, чтобы в общешкольном, обучающем разборе «в одной упряжке» функционировали и наука, и искусство, и профессионализм. Любое образное творение «суверенно» и разговор вовсе не идет о том, чтобы подчинить его понимание субъективно рациональной схеме. Однако, реализуя полноценный смысловой аспект в виде психолого-педагогического подхода, мы как раз познаем уникальность художественного творения и совместно с этим расширяем интересы и когнитивный кругозор младших школьников, учим их думать, ощущать и подводить итог прочитанному.

Литературоведческие знания в той или иной степени обязательно включаются в современную систему обучения в начальной школе. Это делает необходимым выявление определенных тенденций в литературоведческой подготовке младшего школьника.

Во-первых, работу по формированию системы понятий по теории литературы в начальной школе можно назвать пропедевтической. Учащиеся готовы изучать понятия на следующем этапе литературного образования. Нельзя давать систематические литературные знания первокласснику, который не умеет читать и не имеет опыта чтения.

Во-вторых, подбор литературного материала соответствует возрастным характеристикам младших школьников. К примеру, в учебнике О. В. Джежелей «Первое знакомство», предназначенное для детей 7-9 лет в овладении литературными идеями, собраны тексты небольших фольклорных жанров, на основе которых детям предлагались упражнения и задания, знакомящие их со спецификой устного народного творчества и особенностями поэтических текстов.

Произведения устного народного творчества дают неопытному читателю уникальную возможность наблюдать единство формы и содержания, потому что форма в фольклорном произведении, во-первых, очень устойчива (ведь фольклорные произведения являются древним источником художественных средств изображения и выражение: они содержат совершенные способы и методы поэтического видения мира), а во-вторых, строго функциональная.

Произведения малых фольклорных жанров, используемые в качестве учебного материала на этапе литературной пропедевтики, помогают реализовать две фундаментальные вещи в системе литературного образования младших школьников: согласовать повседневную ситуацию в сознании ребенка с образами художественного мира и на практическом уровне дать возможность осмыслить неразрывное единство формы и содержания работы.

В-третьих, в процессе формирования литературных представлений младших школьников возможно выделить ряд периодов:

- этап наблюдения литературных явлений при чтении и анализе произведения: явление выделяется из текста и интерпретируется читателем-учеником, педагог называет его термином литературоведения;

- этап обобщения имеющихся признаков явления: выделяются две или три особенности изучаемого явления;

- этап формулировки литературных понятий: перечисление изученных особенностей явления дает начало определению, независимо составляемому школьниками и исправляемому учебником;

- этап запоминания и использования изучаемого понятия при работе с новыми творениями.

Таким образом, есть вероятность отметить такие ключевые направления в процессе развития литературных представлений и понятий: деятельность по формированию системы понятий у младших школьников вполне может характеризоваться пропедевтической. Подборка литературного материала полностью соответствует возрастным особенностям младших школьников. Литературные представления и понятия создаются на прямой основе произведений устного народного творчества и классической детской литературы.


 

Проблемы освоения младшими школьниками литературоведческих понятий

Проблемы освоения младшими школьниками литературоведческих понятий

Сущность понятия в психологии изучали

Сущность понятия в психологии изучали

Формирование и развитие понятийного мышления занимает особое место в процессе школьного образования, поскольку качество решения этой проблемы оказывает непосредственное влияние на формирование логического мышления и…

Формирование и развитие понятийного мышления занимает особое место в процессе школьного образования, поскольку качество решения этой проблемы оказывает непосредственное влияние на формирование логического мышления и…

Говоря о возможностях решения этой проблемы при работе со школьниками,

Говоря о возможностях решения этой проблемы при работе со школьниками,

В процессе дальнейшего обучения формируются исходные научные понятия

В процессе дальнейшего обучения формируются исходные научные понятия

Нельзя давать систематические литературные знания первокласснику, который не умеет читать и не имеет опыта чтения

Нельзя давать систематические литературные знания первокласснику, который не умеет читать и не имеет опыта чтения

Таким образом, есть вероятность отметить такие ключевые направления в процессе развития литературных представлений и понятий: деятельность по формированию системы понятий у младших школьников вполне может…

Таким образом, есть вероятность отметить такие ключевые направления в процессе развития литературных представлений и понятий: деятельность по формированию системы понятий у младших школьников вполне может…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020