Проблема преподавания биологии в современной школе

  • docx
  • 22.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проблема преподавания биологии в современной школе.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский»

Балаковского района Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Проблема преподаваня биологии в современной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель биологии

Кожанова Полина Александровна

 

 

 

п. Новониколаевский 2025 г.

Проблема преподаваня биологии в современной школе.

Образование — одна из важнейших сфер общественной жизни. Биологическое образование – важный компонент системы образования, который находится на стыке естественнонаучной и гуманитарной областей знания, занимает особое место в естественнонаучном образовании. Изучение биологии, по мнению Н.Д. Никандрова, В.Н. Ярыгина,  способствует осознанию того, что сохранность биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биология становится лидером естествознания. Резко возрастает значение биологического образования в подготовке школьников к жизни и к труду.

        На сегодняшний день в системе среднего образования, в том числе и биологического, на первое место выходят проблемы, связанные с обновлением структуры и содержания общего образoвания, обеспечивающие достижение нового его качества. Эти проблемы требуют изменения приоритетов в биологическом образовании, переосмысление цeлей и приведения его содержания в соответствие с новыми потребностями общества, мировыми тенденциями, достижениями науки о жизни на современном этапе.

         В настоящее время актуальны многие проблемы естественно - научного, в том числе биологического образования. Одной из основных является проблема профессионализма учителейестественников. Биология — одна из самых быстроразвивающихся наук, а учителя сами учились либо много лет назад, либо по очень старым учебникам. В итоге они часто не знают новейших достижений, а иногда сами плохо понимают биoлогические законoмерности[2,23]. При преподавании биологии в школе имеют место многочисленные нарушения, недоработки, несоблюдение основных теоретических принципов формирования содержания образования, расcматривающихся как основoполагающие для современной системы образования. Для достижения требуемого уровня подготовки выпускников педагогических вузов и преподавания биологии в школе не достаточно формально-документальной перестройки на основе образовательных стандартов. Педагогические кадры не в полнoй мере готовы к развитию новых навыков и способностей, а также к реализации новых идей и трансляции достижений биологии: среди них много условных специалистов и неспециалистов, обучение которых должно осуществляться чаще и по другим программам. Будyщий учитель должен осознать роль образования как главного института воспроизводства интеллектуально–культурного потенциала общества. Он также должен понять, что образование, в проводимых государством реформах, оказалось перед необходимостью радикального пересмотра собственных ценностных оснований, принципов организации в условиях социокультурных трансформаций.

Одной из серьезнейших проблем в настоящее время является проблема учебных программ и учебников. Учебники биологии для 5–9 классов различаются подходами к формированию содержания (системно–структурной и функциональной) и структурой (концентрической и линейной). В связи с этим в учебных программах и учебниках разных предметных линий имеются существенные различия в последовательности изложения не только учебных тем, но и целых разделов [2].

Любой школьный предмет — некая копия соответствующей области научного знания, поэтому должен включать по возможности все разделы данной науки, знакомить учащихся с основными  теориями, законами, понятиями и фактами этой науки уже к окончанию основной школы. Вот только никто не может точно объяснить, какие же знания надо считать основными, а какие — необязательными. Поэтому, если открыть федеральный компoнент государственного стандарта по биологии, то основной объем составляют знания по анатомии, физиологии и гигиене человека. По крайней мере, именно эти разделы содержат наиболее подробное описание вопрoсов, подлежащих усвoению. Если рассматривать существующие учебники, то почти половина содержащегося в них материала посвящается ботанике, зоологии и в целом многообразию живого мира.

Другой проблемoй современного естественно - научного образования является проблема форм обучения. На занятиях по биологии в школе недостаточно времени отводится на практическую часть — экскурсии, лабораторные работы, опыты и наблюдения, что сказывается на падении интереса школьников к биологии. Из школьной практики почти полностью исчезли экскурсии в природу, не проводятся занятия на учебно–опытных участках  связи с их отсутствием в реальной жизни. Изучение биологии все больше проводится не на натуральных природных объектах, а с привлечением только их изображений. Никакие новейшие средства обучения (информационные, в том числе мyльтимедийные) не могут заменить растений, животных и их изучение в природном окружении. Относительно редко в массовой школе проводятся необходимые лабораторные работы и применяются натуральные средства обучения. Все чаще живую природу в школе изучают с помощью виртуальных экскурсий и виртуальных лабораторных работ [2,10]. Поэтому в настоящее время весьма актуальным является создание широкой сети биологических кружков и секций на базе средних школ, домов детского творчества, а также других детских учреждений.

В рамках исследования TIMSSR были выделены некоторые особенности организации учебного процесса. Анализ результатов опроса учителей подтвердил, что большинство уроков естествознания (биологии, химии, физики, географии) имеют традиционную структуру: контроль, изучение нового материала, закрепление материала и др. Редко проводятся экспериментальные или практические работы, зато письменный контрoль знаний осуществляется почти на каждом уроке. На вопросы о том, что происходит на уроках естественно–научных предметов, 75% российских восьмиклассников ответили, что они почти на каждом уроке выполняют самостоятельные или контрольные работы; 88% учащихся сказали, что они почти на каждом уроке переписывают в тетради записи, сделанные учителем на доске. Однако в последнее десятилетие в практике школьного естественно–научного образования имеют место позитивные тендeнции, свидетельствующие об активизации учебной деятельности на уроках предметов естественно–научного цикла [2].

Важной проблемой на сегодняшний день является и проблема качества биологического образования, которую можно рассматривать как общую относительно выше перечисленных проблем [2]. В настоящее время определился принципиально новый подход в определении понятия «качество образования». Залогом успешного решения такой сложной и важной  проблемы служит деятельность учителя, его способность по–новому взглянуть на свою профессионально–педагогическую и методическую деятельность, необходимость учесть новые концептуальные задачи, поставленные обществом перед современной отечественной школой в виде требований к личности выпускника [14].

Вопросы образования находятся в центре внимания не только в России, но и во многих других странах. Знаковым событием в ряду других стала прошедшая в 1997 г. на биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова Международная конференция «Биология, гуманитарные науки и образование» Международного союза биологических наук при ЮНЕСКО (CBEIUBS). Конференция показала, что наряду с особенностями, характерными для отдельных стран, существуют и общие проблемы как в школьном, так и университетском биологическом образовании. Главная среди них — всеобщая биологическая неграмотность большинства населения, которая привела к угрозе глобального антропогенного кризиса, истощению природных богатств, снижению видового разнообразия биосферы и т.д.

Системное реформирование биологического образования позволит заложить основы для ликвидации биологической неграмотности. Мировоззренческая основа системного реформирования в нашей стране была сформулирована ранее биологами МГУ. Суть ее заключается в необходимости перехода от антропоцентрического принципа построения биологоэкологических образовательных программ к биоцентрическому [6].

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Сегодня в мире существует много проблем, но нужно начинать их решать именно с воспитания и образования, но мало кто точно знает все основные проблемы современного образования и пути их решения. Но если не решить данные проблемы, то нет смысла начинать решать другие, так как все они вернуться обратно. Ум человека, его мысли и чувства — это самое важное и часто на это влияет наша система образования.

Актуальной остается проблема определения места биологии как учебного предмета в учебном плане школы. Сокращение числа часов на изучение биологии приводит к перезагрузке, интенсификации, уплотнению содержания обучения. При oпределении часов на учебный предмет необхoдимо учитывать периоды его изучения, объем принятого «ядра» содержания обучения, роль курса в становлении мировоззрения школьника и другие критерии [8].

Требует специального исследования проблема соотношения эмпирических и теоретических знаний в школьном курсе и снятие противоречия: обилие фактологических знаний в основной школе и преобладание теоретических обобщений в старшей без подкрепления конкретным материалом. Не случайно по естественно–научной и, в частности биологической грамотности, в международных исследованиях наши учащиеся лучше выполняют задания на воспроизведение фактических знаний и их применение в типовых учебных ситуациях и хуже справляются с заданиями, требующими применения теоретических знаний в новых нестандартных ситуациях, для объяснения, обоснования биологических явлений.

В процессе изучения биологии необходимо усиливать интеграционные связи с другими предметами. Без опоры и использования знаний из физики и химии невозможно понимание общебиологических закономерностей, сущности физиологических процессов, взаимосвязи биологических систем и окружающей среды, единства картины мира.

         В содержание обучения биологии необходимо разработать этапность достижения личностных и метапредметных результатов, номенклатуру универсальных учебных действий. Особое внимание следует уделить проблеме реализации проектной деятельности, использование которой способствует не только освоению системы биологических понятий, закономерностей, теорий, законов, научных фактов, но и формирует такие ключевые навыки, как самостоятельное приобретение и перенос знаний, сотрудничество и взаимопомощь, самоорганизация, оценочные суждения и аргументация своей точки зрения, своей позиции. А это, в свою очередь обеспечивает реализацию результатов освоения основных образовательных программ, заложенных в ФГОС [8].

         Огромную роль в решении проблем нашего образования играет развитие региональной системы биологического образования, обеспечивающей его непрерывность и высокое качество. Поднимается вопрос о необходимости создания условий для реализации потребности в непрерывном биологическом образовании, в том числе и самообразовании через сферу системы дополнительного и неформального образования; освещаются перспективы развития непрерывного биологического образования на основе взаимосвязи высшего учебного заведения в регионе с образовательными учреждениями, предоставляющими услуги в области биологического образования. Представленные положения ориентируют региональную систему естественнонаучного образования на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала, на поиск новых, более эффективных форм деятельности для повышения качества биологического образования в регионе.

В России в настоящее время особое внимание придается развитию образовательной среды школ, что проявляется в следующем:

·        в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьное образование в условиях расширенного изучения дисциплин естественно–научного цикла;

·        в обновлении предметно– бразовательной среды школ современными средствами информационных технологий;

·        в создании ресурсных центров естественно–научного школьного образования с банком ИКТ ресурсов для всех ступеней и уровней.

В последнее время российское образование становится более индивидуализированным и интенсивным. Одной из важных задач становится раскрытие потенциала обучающихся, усиление их творческой и самостоятельной активности. Изменение соотношения урочной, внеурочной и внеклассной в обучении естественно–научным предметам происходит благодаря организации самостоятельной работы, проведению исследований, выполнению проектов и практических заданий и др. [2].

 

 

 

Библиографический список:

1.Александрова В.П. Проблемы оценки качества эколого–биологического образования в условиях реализации ФГОС//Биология в школе, 2013.-№8-с.41.

2.Андреева Н.Д. Отечественное биологическое образование школьников: проблемы, недостатки и достоинства//Биология в школе, 2013.-№6-с.13.

3.Андреева Н.Д., Азизова И.Ю. Отражение тенденций развития науки в содержании биологического образования//Биология в школе, 2010.-№1-с.37.

4.Беседина Л.А. Формирование ключевых компетенций как актуальная проблема биологического образования//Биология в школе,

2013.-№2-с.9.

5.Воронина Г.А. Биологическое образование в школах США//Биологи в школе, 2009.-№9-с.32.

6.Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Вестник МГУ,

Сер 7, 1992.-№5.

7.Ермаков А.С., Ермаков Д.С. Школьное биологическое образование в Великобритании//Биология в школе, 2010.-№1-с.43.

8.Калинова Г.С. Биологическое образование: состояние, проблемы, перспективы//Биология в школе, 2013.-№5-с.26.

9.Калинова Г.С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии//Биология в школе, 2012.-№5-с.29.

10.Нирова Л.В. Проблемы и перспективы биологического образования//Вестник Кузбасской государственной педагогической академии, 2012.-№1.

11.Орлова Л.Н. Состояние биологического образования и методической подготовки учителей биологии в России//Интеграция образования, 2005.-№4.

12.Пасечник В.В. Методика преподавания биологии: традиции и инновации//Биология в школе, 2011.-№9.

13.Петрова О.Г. Каким должен быть современный урок биологии?//Биология в школе, 2010.-№7-с.27.

14.Пискунова Е.В. Исследование социально – культурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы – СПб.,2008.

15.[Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL:

https://infourok.ru/statya-na-temu-problemi-biologicheskogo-obrazovaniya-na-sovremennom-etape-2573166.html

16.[Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.vectoreconomy.ru/index.php/authors/requirementsregistration


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также