«ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.
В то же время с недавних пор российское образование пытается соответствовать единым государственным стандартам, вследствие чего школа ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика. Но очевидно, что уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Поэтому ориенти¬рованная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Трудности с обучением в школе детей, отстающих в своем развитии от возрастных норм, проявились в школьной неуспеваемости и заставили обще¬ство принять неотложные меры. К сожалению, пока что значительно меньше сделано в отношении детей, превос-ходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем именно высокоодаренные люди способны вне¬сти наибольший вклад в развитие общества, поэтому транжирить таланты - непозволительная ошибка для любого государства.
В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеж¬дению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудно¬сти контактов со сверстниками, свойственные в особеннос¬ти исключительно одаренным детям. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуаль¬ными способностями очень далеко отрывается от сверст¬ников (на 3 — 4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.
Дополнительной проблемой является так называемая «диссинхрония развития», свойственная многим одарен¬ным детям. Она заключает¬ся в том, что при опережающем развитии отдельных функ¬ций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. В результате этого некоторые интеллек¬туально одаренные дети оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности — невостребован¬ными. У них теряется учебная мотивация и может развить¬ся стойкое отвращение к школе.
Весьма серьёзна проблема, связанная с так называемой «скрытой одаренностью». «Скрытой» называется такая ода¬ренность, которая не проявляется в высокой школьной ус-певаемости или каких-либо других явных достижениях ре¬бенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает, — семьи, учителей, сверстников. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими.
Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к опасным последствиям еще в одном отноше¬нии. Одаренные люди, не нашедшие себе полезного приме¬нения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образова¬ния в вузе, все равно будут искать применение своим боль¬шим возможностям, что и приводит к риску асоциального поведения.
Всё это говорит о том, что такие дети тре¬буют индивидуального подхода, более сложной работы с ними. В силу своих особенностей они очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «зако¬пать» талант, а максимально способствовать развитию интел¬лекта и чувств одарённых детей как потенциала развития на-ции, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.
Пути решения для одарённых детей.
Всё это явилось весомым основанием для создания в России федеральной целевой программы "Дети России", включающей в себя три подпрограммы, одной из которых является проект «Одарённые дети».
Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности через
- создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки;
- координацию деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка;
- оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.
Не осталась без внимания проблема развития детской одарённости и в г. Артёме, где действует программа «Одарённые дети».
Именно поэтому мы посчитали необходимым создание в нашем образовательном учреждении комплексно-целевой программы развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.
Программы дополнительного образования детей реализуются по следующим направленностям:
Направления дополнительного образования детей Кол-во кружков (секций) Охват детей, чел.
Проектно-познавательное 1 научное общество учащихся «Открытие» 60
Художественно-эстетическое 1 «Юный художник» 25
Спортивно-оздоровительное 5 баскетбол, волейбол, футбол, Тхэквандо, киокуншинкай каратэ-до 220
Гражданско-патриотическое 1 поисковая группа «Огонек» 15
Эколого-биологическое 1 «Мир вокруг нас» 65
В дополнительное образование вовлечены и дети из неблагополучных семей, ребята из категории группы «риска», дети с ограниченными возможностями здоровья:
Охвачено дополнительным образованием детей следующей категории Количество детей, чел.
Дети с ограниченными возможностями здоровья 19
Дети с асоциальным поведением («группа риска») 17
Дети из неблагополучных семей 12
С каждым годом количество школьников, занятых в кружках и секциях увеличивается:
Сведения о кружках, секциях, клубах Сведения об обучающихся, занимающихся в кружках, секциях, клубах
Учебный год Количество всего В том числе на бесплатной основе Количество всего В том числе на бесплатной основе
2017-2018 7 7 363 363
2019-2020 8 8 371 371
2020-2021 8 8 385 385
Это говорит о том, что в нашей школе много талантливых, способных детей. Среди выпускников за истекшее пятилетие – семь медалистов. Учащиеся нашей школы – постоянные участники городских и общероссийских («Русский медвежонок», «Лингва+»)олимпиад, среди них немало призёров по таким дисциплинам, как физическая культура, русский язык, математика, литература, история. В течение последних трёх лет в школе активизировалась учебная исследовательская деятельность, результаты которой нас очень радуют. Исследовательские работы наших детей успешно представлены на конференции «Шаг в будущее» (среди учащихся школы – победители и призёры в секциях «Экология»), а также на общероссийском уровне (конкурсы исследовательских работ «Портфолио», «Юность. Наука. Культура»). Результаты есть. Может быть, кому-то они покажутся недостаточно значительными, но мы убеждены, что в условиях общеобразовательной школы, которая принимает в своих стенах всех детей, без какого-либо отбора и ранжирования, - это успех, который является итогом упорного, напряжённого труда учащихся и их наставников.
Для работы с детьми «с признаками одарённости» нужны подготовленные и заинтересованные педагоги, которые вместе с родителями, социально-психологической службой школы способны выявлять, обучать и развивать способности школьников. Такие учителя в нашей школе есть, среди них – __ учителя высшей и первой категории, владеющих современными образовательными методиками, наиболее успешно применяемыми при работе с одарёнными детьми. «Чтение и письмо для развития критического мышления», «Дебаты», «Метод проектов» - данные технология очень активно внедряются учителями школы в образовательный процесс, на их основе строится и внеурочная деятельность по предметам.
Давно сложившаяся система взаимодействия нашей школы с учреждениями дополнительного образования: «Радуга», школа искусств, ДДТ, ФОК, библиотеками города, способствует успешной реализации программы работы школы с одарёнными детьми, поскольку опыт исследовательской деятельности, материально-техническая база наших партнёров, уровень подготовки их преподавательского состава значительно выше, что даёт более широкие возможности для осуществления исследовательской работы наших воспитанников.
Однако такие школьники имеют особенности формирования познаватель¬ной деятельности, психосоциального и эмоционального развития, а потому тре¬буют и пристального изучения, и особого педагогического подхода. Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность
Такое понимание одаренности позволяет нам высказать собственные идеи, которые легли в основу разработки теории и практической педагогической ра¬боты по развитию детской одаренности:
1. Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) да¬ется природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в массовой школе условий, позволяющих реализовать личност¬ный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность. Подобно то¬му, как у дерева, и кроны в целом, каждая из многочисленных ветвей в отдель¬ности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человече¬ской психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью. Поэтому эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск способных детей в процессе их индивидуализированного образования. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одарённого ребёнка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения является ли ребёнок одарённым или нет.
2. Поскольку одаренность является не константной, а динамической, по¬стоянно изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания.
3. Исходя из методологии личностно ориентированного образования, ак¬цент в деятельности педагога должен быть сделан в первую очередь на моти¬вацию учения, а лишь затем на приемы в методы обучения. Как показывает практика, люди, целенаправленно решающие личностно значимые задачи, даже являясь менее способным, делают это с большим успехом, нежели те, кто бо¬лее одарен, но менее заинтересован. Именно поэтому в современных условиях усилия педагогов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые требуются самому человеку для успешного продвижения к поставлен¬ным целям.
4. Одарённость детей разных возрастных групп - явление весьма специфичное. Поэтому при создании системы работы со способными детьми одним из ведущих принципов должен стать принцип учёта возрастных психологических особенностей. Одарённость детей проходит несколько этапов. Первый, начальный этап, приходится на младшие возрас¬тные группы (6-10 лет). Наблюдательность детей в этом воз¬расте, их эмоциональная восприимчивость создают предпо¬сылки для творческого самовыражения. Второй этап охватывает подростковый возраст (11-15 лет). Это период взросления личности и пробы сил. Сфера прояв¬ления одарённости связана с четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и самопозна¬нии. Третий этап (16-17 лет) охватывает старший школьный возраст. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества.
5. Существование в современной науке различных классификаций видов одарённости, безусловно, требует применения дифференцированного подхода к решению проблемы развития одарённых детей. В связи с этим следует отметить, что предлагаемая программа направлена как на развитие общей (проявляющейся по отношению к различным видам деятельности), так и специальной (обнаруживающей себя в конкретных видах деятельности: познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости.
Ожидаемый результат
Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
Повышение ответственности учителей, социально-пси¬хологической службы школы при организации работы с одаренными детьми.
Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.
Создание атмосферы заинтересованности и добро¬желательного отношения к одаренным детям.
Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.
Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.
Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.
Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми, отраженный в “портфолио” учителя-предметника.
Уровень социальной успешности выпускников.
Мониторинг достижения запланированных результатов
Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года.
Технология Б.Зайцева «Зона повышенного внимания».
Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Тестовая диагностика личностного роста школьников.
Анализ достижений по направлениям образовательной работы школы.
Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики, родители)
Формы представления результатов программы
Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы.
Написание педагогами школы методических рекомендаций по проблеме эффективной взаимодействия с одаренными детьми.
Публикация в информационных изданиях издательских фирмах “Сентябрь”, “1 сентября” и др. материалы по инновационным развивающим технологиям, по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Материалы научно-практических семинаров, проведенных в школе по данной проблеме.
Выпуски альманаха с лучшими исследовательскими работами и творческими проектами учащихся.
Тематическое методическое пособие с обобщением опыта работы с одаренными детьми.
Проведение ежегодного “Дня науки” в рамках презентации проектной деятельности учащихся.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
«ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»
Статьи
1. Алексеева Е.М. Второклассники и конференция. Опыт работы по программе Н.Б.Шумаковой "Одаренныйребенок" // Начальная школа.-2001.-N 10.-С.66-70.
2. Андронова Р.Е., Марков А.В., Романов О.В. Опыт формирования творчески одаренной личности в лицейских классах технического профиля// География в школе.-1998.-N 2.С.68-71
3. Асмолов А. Оптимистическая трагедия одаренности /Талантливый ученик начинается с талантливого учителя/ // Первое сентября.-1995.-6 июня.- С.2.
4 . Асмолова Л.М. Педагогическая система работы с одаренными деть¬ми в гимназии-лаборатории № 1514 // Образование.-1999.-N 4.-С.43-67.
4. Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.-2004.-N 7.-С.83-87.
5. Белехов Ю.Н. Организация работы с интеллектуально одаренными учащимися в системе образовательного округа (районный и городской уровень) // Дополнительное образование.-2001.-N 12.-С.38-43.
6. Гончарова О.В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка // Начальная школа: плюс До и После.-2003.-N 10.-С.24-27.
7. Горелова Г, Степанов В. И вырастет талант...: Проблемы одаренно¬сти // Народное образование.-1996.-N 8.-С.20-21.
8. Горькова Л.Н. Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование.-2001.-N 11.-С.15-16.
9. Данилова М. Вундеркинды. Одаренность: условия выживания // Мир школы.-2002.-N 2.-С.49-61.
10. Дашковская О. Талант есть чудо не случайное // Управление школой. Прил. к газ. ПС.-1999.-№ 32.-С.3-4.
11. Дружинин В. Умными рождаются, талантливыми становятся // Обруч. 1999.№ 3. С.3-4.
12. Евченко Е. Развиваем интеллект // Народное образование.-1996. -N 8.-С.32-34.
13. Ефимович В.А. Детский интеллектуальный клуб в школе // Класс¬ный руководитель.-2000.-N 5.-С.77-86.
1 4. Железнов В.А. Из опыта работы с одаренными детьми гимназии 1534 // Образование.-1999.-N 4.-С.91-94.
15. Жигайлов А.В. и др. Воспитательная система "Человек успеха" // Образование.-2002.-N 5.-С.60-87.
16. Жулев В. Дар // Управление школой.-1997.-N 43.-С.11.
17. Ивлюшкина Г.А. Работа с одаренными детьми в условиях массовой школы. Из опыта работы школы №1191 г. Москвы // Начальная школа:плюс-ми¬нус.-2001.-N 12.-С.31-32.
18. Марченко О.И. Одаренные дети и информационная сеть Интернет // Образование.-1999.-N 4.-С.24-30.
19. Матвеева М. Синдром отличника // Здоровье детей.-2003.-№ 17.-С.10-11.
20. . Матвеева Л.В. Одаренный ребенок в кругу сверстников и взрослых // Начальная школа.-2003.-N 6.-С.19-21.
21 . Маяцкая В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка // Внешкольник.-2003.-N 2.-С.15-16.
22. Мельникова Е.Л. Учить... учителей!: Подготовка учителей к работе с одаренными // Начальная школа: плюс-минус.-1999.-N 1.-С.72-75.
23. Мифаева Ю., Ушаков Д. Одаренный ребенок имеет право стать та¬лантливым // Управление школой.-1997.-N 43.-С.5-6. 84.
24. Никитина Г.С., Богоявленская Д.Б. Педагогическая система работы с одаренными детьми в школе-лаборатории 1265 с углубленным изучением французского языка // Образование.-1999.-N 4.-С.83-90.
25. Фалькович И.В. Одаренные дети // Школа.-2000.-N 4.-С.37-38.
26. Хромова Т. Одаренные дети // Воспитание школьников.-1997.-N4.-С.6-9.
27. Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии.-2003.-N 3.-С.132-145.
28. . Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школь¬ника // Вопросы психологии.-1996.-N 3.-С.28-34.
Книги
1 1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
1. 2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
2. 3. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. : Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
3. 4.Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
4. 5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
5. 6. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
6. 7. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
7. 8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000
8. 9. Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.
9. 10. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
10. 11. Одаренные дети //Педагогический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. – М.: Большая российская Энциклопедия. 2002. С.178.
11. 12. Одаренность //Современный словарь по педагогике /Сост. Е.С .Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2001. С.532-535.
12. 13 Одаренность //Педагогическая энциклопедия. /Гл. ред. И.А.Каиров. – М.: Сов. Энциклопедия,1966, Т.3. С.186-187.
13. 14. Одаренность //Словарь-справочник по педагогике /Авт,-сост. В.А. Мижериков. –М.: ТЦ Сфера, 2004. С.249-250.
14. 15. Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
15. 16. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог. колледж, 1997.
16. 17. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
17. 18. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.
18. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.
19. 20. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
20. 21. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
21. 22. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
22. 13. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.
23. 24. Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
24. 25. Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П.Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.