МБУК г. Шахты ЦБС
ЦГДБ им. Н.К. Крупской
ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ
С ДЕТЬМИ
6 - 7 ЛЕТ
Методико-библиографическое пособие
по работе с детьми.
С творческими заданиями и играми.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление |
3 с. |
Часть 1 Стихотворения Валентина Берестова |
6 с. |
Часть 2 Произведения Виталия Бианки |
8 с. |
Часть 3 Творчество Виктора Голявкина |
10 с. |
Часть 4 Сказки Иманта Зиедониса |
12 с. |
Часть 5 Полынные сказки Юрия Коваля |
14 с. |
Часть 6 Сказки Сергея Козлова |
16 с. |
Часть 7 Творчество Сергея Михалкова |
17 с. |
Часть 8 Стихотворения Юнны Мориц |
19 с. |
Часть 9 Творчество Льва Толстого для детей |
21 с. |
Часть 10 Творчество Геннадия Цыферова |
23 с. |
Родителям на заметку |
25 с. |
Для заметок |
26 с. |
ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ДЕТЬМИ 6-7ЛЕТ. Методико-библиографическое пособие по работе с детьми. С творческими заданиями и играми./Т. Тимашова.-Шахты, 2020.-28 с.
ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущая роль в привитии ребёнку любви к книге принадлежит семье.
Интерес к книге, заложенный в раннем детстве, в большинстве случаев остаётся на всю жизнь. Книги знакомят дошкольника с окружающим миром, рассказывают о природе, технике, науке, искусстве.
Слушая чтение вслух, рассматривая картинки, ребёнок учится правильно говорить, обогащается его словарный запас.
Привить любовь к чтению – это значит воспитать постоянную потребность читать и размышлять над прочитанным, ценить и понимать прекрасное.
Весь процесс чтения художественного произведения, перечитывания, его анализа и оценки – процесс глубоко активный и творческий. Читая, мы совершаем свои открытия, воспроизводим в своём воображении картины жизни, следуем за мыслью писателя, сочувствуем его идеалам.
Как же сделать так, чтобы дети не только полюбили чтение, но и научились читать вдумчиво и внимательно?
Трудно давать готовые рецепты, пригодные на все случаи жизни и применимые ко всем детям. Можно лишь посоветовать
как приобщить детей к книге, дать общие рекомендации, которые можно использовать в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интересов.
Очень полезно вместе с детьми читать вслух, беседовать о книге, рассматривать иллюстрации.
Читать вслух ребёнку нужно с раннего детства. Дошкольники охотно слушают чтение взрослых, легко запоминают стихи, подолгу рассматривают иллюстрации, без конца возвращаясь к одним и тем же страницам, и могут много раз слушать одну и ту же сказку. Они живут вместе с героями книг, сочувствуют им.
Чтение вслух помогает заинтересовать книгой начинающего читателя. Особенно важно читать вслух младшим школьникам, у которых ещё слаба техника чтения.
В некоторых случаях можно начать читать книгу вслух, потом на интересном месте остановиться и предложить закончить чтение самостоятельно.
Очень полезно поговорить с ребёнком после того, как книга прочитана. Беседовать нужно тактично, избегая мелочной опеки «допроса с пристрастием». Иногда это может быть несколько беглых замечаний, иногда – большой интересный спор, иногда – поиски нужной справки в энциклопедическом словаре.
Для семейного чтения с дошкольниками и младшими школьниками наилучшим образом подходят книги, состоящие из отдельных очерков и рассказов. Такое чтение не утомляет детей, а сами книги не надоедают им, так как автор рассказывает каждый раз новую историю. Читать такую книгу можно постепенно, разбираясь в прочитанном, рассматривая иллюстрации.
Можно связать литературное произведение с таким видом искусства, как живопись: показать детям репродукции картин художников, живших в одно время с писателем – классиком; творчество современных художников можно сопоставить с произведениями современных писателей. Вместе с ребёнком сравнить иллюстрации разных художников к одной книге.
Очень важно приучить детей записывать прочитанное.
Необходимость записи заставляет ребёнка продумать и по – новому осмыслить книгу, что в ней ему понравилось, что не понравилось и почему. Наиболее распространённой формой записи является дневник читателя.
Младшим читателям вести такой дневник самостоятельно, конечно, ещё трудно, и очень хорошо, если родители ребёнка запишут в особую тетрадку фамилию автора и название книги, которую ему читали.
Сам же ребёнок может нарисовать картинку. Таким образом читательский дневник малыша представляет собой скорее альбом иллюстраций к прочитанным книгам.
Немаловажную роль в приобщении к книге играет сам подбор книг. Выбирая книги для совместного чтения, руководствуйтесь советами библиотекаря, рекомендательными списками и собственными воспоминаниями о чтении в детстве. И тогда вы получите подлинное удовольствие от общения с книгой.
Художественную литературу мы читаем не только, чтобы что – то узнать или понять, а чтобы пережить, посочувствовать, посмеяться и поплакать.
И пусть радость совместного сопереживания героям станет одним из самых добрых и светлых воспоминаний вашего малыша в дальнейшем. И, заведённую вами традицию семейного чтения, он передаст своим детям, как вечную ценность!
Мы будем рады, если наши советы пригодятся вам в этом интереснейшем деле.
ЧАСТЬ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ ВАЛЕНТИНА БЕРЕСТОВА
Берестов, В.Д. Читалочка. Стихи/ В. Берестов; рисунки Г.Макавеевой.– Москва: Малыш, 1988.– 77 с.
Советует библиотекарь:
Стихи Валентина Берестова входят в золотой фонд детской литературы. Это добрые, озорные, сказочные, запоминающиеся стихи, которые любят дети и подростки.
Кто может сказать, для скольких ребят поэт стал добрым старшим другом, который помог маленькому человеку войти в жизнь, почувствовать родным для себя огромный мир с его чудесами и тайнами.
По мере того, как читатель подрастает, рамки осваиваемого им с помощью поэта мира раздвигаются. Казавшиеся прежде незамысловатые строчки с возрастом прочитываются иначе, вмещая в себя новый душевный жизненный опыт. Как это происходит в стихотворении «Петушки»:
«Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться
Можно пёрышек лишиться.
Нечем будет петушиться»
Малыша обрадует новая встреча с давно полюбившимися ему сказочными персонажами. Тот, кто постарше, разглядит здесь аллегорию*, которая для самого внимательного может обрести поразительную глубину, смысловую направленность.
У каждого детского писателя, поэта есть желание научить, воспитать, подсказать ответы на те вопросы, что ставит жизнь перед маленькими читателями. С другой стороны, именно этого он и не хочет – бежит от наставлений и поучений. И тут для детского писателя спасительным средством оказывается - игра.
*Аллегория – иносказание
Произведения В.Д. Берестова - это школа, где весело, даже озорно играют и в то же время с замечательной мудростью учат жизни. А лучше сказать, и не учат: просто старший сверстник делится с читателем тем, что у него самого на душе: своими мыслями, радостями, огорчениями, открытиями.
Откроем «Читалочку» .
Вот солнышко, а потом появляются нарядные, одна другой ярче, краше - матрёшки. Потом – коровушка, весело распевающие свои песни цыплята, лисица – медсестрица...
С каждым из них читатель в дружбе, без них его жизнь будет неполной, окажется куда более скучной.
Прочитайте с ребёнком стихотворение :
«Ночная считалочка»
Раз-
Два-
Три-
Четыре-
Пять-
Шесть-
Семь-
Восемь-
Девять-
Десять.
Надо, надо, надо, спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет
вон.
Кто уснул, увидит
сон.
Почему так написано это стихотворение? В какую фигуру оно вырисовывается? Это совершенно особенные стихи– фигурные. Форма фигурного стиха появилась ещё в Древней Греции. В них рисунок строк складывается в изображение какой-нибудь фигуры: звезды, ромба, треугольника. Их нужно не только читать, на них надо смотреть!
ЧАСТЬ 2 ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВИТАЛИЯ БИАНКИ
Бианки, В.В. Лесные домишки/ Виталий Бианки; художник В. Дугин.– Чебоксары: «Книги «Искателя», 2002.– 79 с.
Советует библиотекарь:
Интерес к окружающей природе возникает у детей очень рано: песок, вода, глина, камни, трава – первые объекты игр ребёнка; кошки, собаки – частые участники его развлечений.
С первых лет жизни по сказкам и рассказам взрослых ребёнок получает представление о домашних и диких животных. Поддержать и развить этот интерес можно с помощью сказок с познавательным содержанием.
В основе таких сказок лежит достоверный факт, в них «всё правда». Но эта правда сказочна, поэтична, увлекательна. Основоположником этого интересного направления в детской литературе по праву считается Виталий Бианки. Старинную сказку он смело и весело наполнил новым содержанием. Основные персонажи сказок – растения, звери, насекомые.
Особое достоинство его сказок в том, что они заставляют детей внимательно присматриваться к окружающему.
Прочитайте с ребёнком сказку «Кто чем поёт?» и предложите ему ответить на вопросы:
Кто в лесу барабанщик? Кто скрипач? Кто занимается хоровым пением?
А вот ещё одна сказочка « Как муравьишка домой спешил».
«Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает: отдохну немножко и - вниз.
У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй»
Муравьишка сумел вовремя попасть домой, а помогли ему в этом…
Попробуйте вместе с ребёнком нарисовать всех тех, кто помог муравью вовремя попасть в муравейник.
А вот ещё одна крохотная сказка: «Лис и мышонок».
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя лис прятаться.
- Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь– вылезешь!
- А у меня в норке– кладовочка.
- Мышонок, мышонок! А я ведь твою норку разорю!
- А я от тебя в отнорочек– и был таков…
Подумайте вместе с ребёнком о смысле нового для него слова «отнорочек», о том, что на этом понятии сосредоточена вся смысловая нагрузка маленькой сказки.
Книги В. Бианки дадут возможность рассматривать предметы и явления природы в развитии, изменении. Выяснить причины природных явлений.
ЧАСТЬ 3 ТВОРЧЕСТВО
ВИКТОРА ГОЛЯВКИНА
Голявкин, В.В. Как я писал стихи// Тетрадки под дождём: Рассказы и повести/Виктор Голявкин; художник А.А. Андреев и О. Нефедов.- Москва: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.- 398 с.
Советует библиотекарь:
Эта книга появилась почти пятьдесят лет назад и стала сенсацией того времени, времени «оттепели». Она напоминает современникам о свежем ветре новизны и перемен 60–х годов.
Произведения В. Голявкина - это пиршество личин, ликов, детских лиц и взрослых физиономий. Книги сполна насыщены острыми характерами и приключениями.
Любимый персонаж писателя - чудак, человек странный неожиданный, словом, неопределённый. Это особого рода творческая энергия, излучающая ауру доброты.
Его произведения, по определению критиков, эксцентричны* по взгляду на мир и человека. Каждый рассказ В. Голявкина затрагивает, запоминается и продолжается в душах читателей.
*Эксцентрика - художественный приём, служащий для передачи невероятного, неожиданного, нарушающего привычную жизненную логику, способность рассматривать характер и жизненное явление с неожиданной стороны.
Вот, например, рассказ «Четыре цвета»:
“Первоклассник Алик нарисовал: сиреневого верблюда,
зелёную лошадку, синюю утку, красного зайца.
Папа, увидев рисунок, сказал:
-Разве бывают сиреневые верблюды, зелёные лошадки, синие утки, красные зайцы?
Не бывают,- печально сказал сын,- но у меня было только четыре краски…Вот, что я сделаю! И он тут же нарисовал:
красный мак, зелёный огурец, синее небо,
и сиреневую сирень...»
В этом коротком рассказе-драма-покорное самоуничтожение художника, да ещё в самом фантазийном возрасте. Он заставляет нас задуматься и вовремя что-то ещё поправить в своей жизни.
Прочитайте с ребёнком рассказ «Рисунок» и предложите ему нарисовать иллюстрацию к нему.
Сочинительство стихов пробуждает фантазию ребёнка, развивает его речь, активизирует самые положительные эмоции.
По прочтении рассказа «Как я писал стихи» предложите ребёнку такую игру: придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково ( например: мост—хвост).
Взрослый может называть первое слово, а ребёнок рифмует его с другими словами.
Теперь предложите сочинить двустишье на заданные рифмы: сад - виноград
рад– акробат
лето– котлета
карман– барабан
давай– трамвай
шутка– жутко.
Затем помогите подобрать рифму и закончить заданные двустишья:
Катилось яблочко мимо сада
Мимо сада, мимо града...
У медведя во бору
Много сору...
Господин Конфета
Сидит у нас в буфете...
Это задание можно продолжить и сочинить другие четверостишья, двустишья и рифмы.
ЧАСТЬ 4 СКАЗКИ
ИМАНТА ЗИЕДОНИСА
Зиедонис, И.Я. Сказки/ Имант Зиедонис; пересказ с латыского Юрий Коваль; художник С. Коваленков.– Москва: Дет. лит., 1987.– 79 с.
Советует библиотекарь
Известный детский писатель Ю. Коваль перевёл с латышского для наших детей сказки И. Зиедониса, потому что они очень близки ему по мироощущению и несут в себе тёплое, доброе , влюблённое чувство ко всему, что окружает человека.
Подобная книга очень нужна, потому что она не только помогает задуматься над многими философскими проблемами бытия, но она ещё глубоко оптимистична.
Эта книга может стать толчком для творческого развития вашего ребёнка. Для этого необходимо особое внимание уделить умению ребёнка видеть действительность так, как она не может быть видна при обычном восприятии взрослым человеком. Чтение ребёнка - это активный процесс. В нём задействованы внимание, запоминание, воображение. Для развития у ребёнка воображения можно организовать ему «пространство для творчества»:
Предложите вашему малышу нарисовать всё, что ему понравилось в прочитанной сказке.Синий конь из «Синей сказки» подпускает к себе только поэтов. Есть у вас горсточка «синего овса»? Если есть, пишите вместе с ребёнком стихи.
В этой книге есть множество разноцветных сказок: синяя, белая, чёрная, жёлтая, серая, коричневая сказка.
А попробуйте, вместе с ребёнком придумать «Зелёную сказку», что бы ребёнок увидел и понял зелёный мир вокруг нас.
Родителям на заметку:
Советы психолога.
Как развивать творческую активность детей.
Очень важна благоприятная атмосфера, доброжелательность, отказ от критики и оценок.
Обогащайте окружающую ребёнка среду новыми для него предметами, развивающими его любознательность.
Поощряйте высказывание оригинальных идей.
Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
Предоставьте ребёнку возможность активно задавать вопросы.
ЧАСТЬ 5 ПОЛЫННЫЕ СКАЗКИ
ЮРИЯ КОВАЛЯ
Коваль. Ю.И. Полынные сказки: Повесть о давних временах/Юрий Коваль; рис. Н. Устинова.- М.: Детская литература, 1987.- 125 с.
Советует библиотекарь:
В основе повести лежат рассказы мамы писателя, дочери сельской учительницы, о её деревенском детстве.
Молодую учительницу, обучающую мордовских детей и полыновскую церковно– приходскую школу писатель сделал духовным, нравственным центром изображённой им маленькой вселенной.
Эта книга для юных читателей – школа жизни, школа патриотизма, свободной и творчески сильной мысли, школа добра, милосердия и радости. Это «праздник тёплого дома в злую погоду», - так сказано на одной из страниц «Полынных сказок»
Эта повесть может стать примером толерантных взаимоотношений между людьми. Здесь в мире и согласии живут люди разных национальностей и наречий.
Обратите внимание ребёнка на «полыновский язык», на то как весело автор рассказывает о том, что в сознании Лёли слились два языка - русский и мордовский.
Составьте с ребёнком «Полыновский словарь»:
кати коза—……………….
кати коса—……………….
ломань—…………………..
пря—……………………..
сельме—………………….
тят аварьде—…………….
Как относится Лёля к Мишке-цыганёнку?
Как и за что татарки наказали полывановского попа?
Если ваш ребёнок ещё только учит буквы, внимательно вместе с ним прочитайте «Сказку о гусиных буквах» и выпишите буквы, которые вы сумели изучить в этой сказке.
ЧАСТЬ 6 СКАЗКИ СЕРГЕЯ КОЗЛОВА
Козлов, С.Г. Я на солнышке лежу: Сказки, стихи/ Сергей Козлов; ил. В. Винокур, И. Кострина, С. Остров.- М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.- 220 с.- (Внеклассное чтение).
Советует библиотекарь:
Создавая свои сказки, Сергей Козлов видит задачу в том, чтобы показать ребёнку основные душевные радости, которые современная действительность обесценила.
Не зря же говорится, что цена всякого человека пропорциональна тем радостям, которые он вкусил на заре жизни и той доли добра, которую он видел около себя в детстве.
Дети растут и уходят от простых сказок и былей на более высокий уровень общения с Мечтой. Но прежде им полезно примерить на себя опыт героев популярных литературных произведений, почувствовать прилив энергии, в том числе и творческой. А возможность освободить эту энергию и наполнить душу добром помогут сказки Сергея Козлова.
Прочитав сказки обсудите их с ребёнком:
1). Есть ли уши у солнечных зайцев?
(«своё мнение» юного читателя).
2). Придумайте собственный способ как поймать облако.
3). Если бы ты жил в сладком морковном саду, какое бы у тебя было желание?
4). Как можно исправить страшный сон?
5). В сказке «Доверчивый ёжик» злой огонь обманул ёжика .Подумай, когда огонь бывает добрым.
ЧАСТЬ 7 ТВОРЧЕСТВО
СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
Михалков, С.В. Праздник Непослушания: Повесть - сказка/ Сергей Михалков; худож. М.Ф. Журавлёва.- М.: «Самовар», 1990.- (Школьная библиотека).
Советует библиотекарь:
«Скучная сказка такая же нелепость,
Как горячее мороженое»
С. Михалков
А.И. Герцен считал, что существует два типа литературы для детей. Одни книги ребёнка заставляют читать, к другим он сам тянется. Книги Сергея Михалкова дети выбирают сами.
Работая в поэзии для детей, писатель мечтал создать повесть - сказку, которая была бы понятна и интересна детям всего мира. «Хотелось написать сказку, в которой происходили бы самые невероятные и фантастические приключения. И была бы она волшебной и вполне современной историей»,- вспоминал С. В. Михалков.
Сюжет этой «заветной сказки» прост и очень оригинален: уставшие от непослушания детей взрослые покидают город. Детям предоставлена полная свобода. Ничего хорошего из этого конечно же не выходит и все убеждаются:
«Мамы! Папы! Нам без вас -
Всё равно, что вам без нас!»
Сказка воссоздаёт свой, «михалковский» мир детства,- мир не лишённый проблем и конфликтов, но изначально радостный, светлый. Эта сказка - призыв к мудрости и жизнелюбию.
Дети во время Праздника Непослушания рисовали на стёклах и стенах домов, вспоминая, как скучно было рисовать на уроках какую - нибудь вазу с цветами или горшок, в лучшем случае - яблоко
Выясните у своего ребёнка, что бы он нарисовал на стене дома, и можете предоставить ему эту возможность (например, на оконном стекле).
Предложите ребёнку подумать над вопросом: почему Праздник Непослушания оказался грустным?
ЧАСТЬ 8 СТИХОТВОРЕНИЯ
ЮННЫ МОРИЦ
Мориц, Ю.П. Двигайте ушами: Стихи/ Юнна Мориц; ил. и оформл. Е.А. Антоненкова.- М.: ООО «Издательство «Росмэн - Пресс», 2003.- 151 с.
Советует библиотекарь:
Детский поэт должен быть моралистом: он учит жизни, добру и красоте. Все детские поэты без исключения пишут об этом и ради этого.
Естественно, удачи сопутствуют им тогда, когда поучение и наставление становятся элементами художественной формы.
В книге стихов Юнны Мориц осуществляется попытка преодолеть назидательность поэтическими средствами. Ей удаётся то, с чем не всегда справляются «взрослые» поэты, сочиняющие стихи для детей: она пишет, как бы сквозь призму детского сознания. Её стихи наполнены подлинной жизнью -весёлой, доброй и всегда интересной.
Прочитайте ребёнку стихотворение «Это очень интересно». Оно содержит массу вопросов любопытного маленького человека, познающего мир, которому интересно всё вокруг: «и от кого река бежит?», «что в трамвае дребезжит?», «где ночует стрекоза?»,
«в барабан ли бьёт гроза». Это очень близко и вашему ребёнку, и может послужить отправной точкой для разговора о том, какие вопросы из жизни окружающего мира волнуют его в данный момент, а может быть попытаетесь найти ответы на них из самого стихотворения.
Два стихотворения из книги стихов Ю.Мориц посвящены дружбе: «Волшебный портрет» и «Показали и сказали». Прочитайте и обсудите с ребёнком вопросы:
Как из страшного врага получился друг?
Каким ты нарисуешь своего друга?
Для чего нужны друзья?
Одна из частей книги «Ванечка»; в ней собраны стихи, которые называются «акростих»*.
*Эти стихи известны с древности. Часто в этих стихах зашифровано какое-то послание. Оно сложиться, если причитать слово, состоящее из первых букв каждой строчки
И здесь спрятан «Большой Секрет». Прочитайте с ребёнком эти стихи и попробуйте по своему закончить стихотворение «Ехал»:
Ехал Ваня в Хохотам,
Хохотам– не тут, а там.
А………………………
Л………………………
ЧАСТЬ 9 ТВОРЧЕСТВО
ЛЬВА ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ
Толстой, Л.Н. Филиппок/ Лев Толстой; художник А.Сухоруков.– Москва: Стрекоза, 1999.– 79 с.
Советует библиотекарь:
Лев Николаевич Толстой в жизни был простым, внимательным к другим, открытым для всех человеком. Все его книги - это призыв к человечности, добру, правде, миру в душе каждого человека и в жизни общества в целом.
Писателю было всего 19 лет, когда он стал полноправным хозяином Ясной Поляны.
Дружба с крестьянскими детьми вносила много радости в жизнь Льва Николаевича.
Он не мог со спокойным сердцем смотреть на беспросветную жизнь детей бедноты.
Было принято решение учить их грамоте, чтобы разбудить их души, которые тянулись бы к свету. Но книг для детей простых, понятных и увлекательных тогда не было.
Лев Николаевич пишет «Русские книги для чтения», где можно прочитать множество любопытных рассказов, сказок и басен.
Прочитайте ребёнку быль «Лев и собачка» и басню «Два товарища».
Обсудите следующие вопросы:
«Нет друга – ищи, а нашёл – береги».
Права ли эта пословица в отношении льва и собачки?
Подходит ли к событиям басни «Два товарища» русская пословица «Сам погибай, а товарища выручай»?
«Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» (В.И.Даль).
На первом месте – бескорыстие. Соответствует ли толкование этого слова событиям в произведениях Л.Н. Толстого?
Вспомните вместе с ребёнком друзей известных литературных героев:
Винни Пух– ………….
Крокодил Гена– ……..
Малыш– ……………..
Незнайка– ……………
Прочитайте ребёнку два рассказа «Акула» и «Прыжок».
Для закрепления умения правильно оценивать события и поступки действующих лиц, развивать умение высказывать своё отношение к ним, обсудите с ребёнком сходные ситуации, описанные в рассказах.
Оба произведения рассказывают о поведении отцов в то время, когда их дети оказались в опасности.
Как отцы вели себя в трудную минуту?
ЧАСТЬ 10 ТВОРЧЕСТВО
ГЕННАДИЯ ЦЫФЕРОВА
Цыферов, Г.М. Как лягушонок искал папу: Сказки и маленькие сказочки, сказочные истории, рассказы, повесть/ Г. Цыферов; ил. А. Савченко, М. Рудаченко, Г.А. Траугот.– М.: Пушкинская библиотека: Астрель:АСТ, 2005.– 366,[2]с.: ил..
Советует библиотекарь:
« Для ребёнка в сказке должно быть зло»- писала М. Цветаева. Так всегда и было: и в народной и в авторской сказке. Было добро и было зло. Добро всегда торжествовало, а зло было побеждено.
С этой точки зрения сказки Г. Цыферова совершенно особенные. Зло в них отсутствует. У писателя только одному ему присущий жанр: сказка, построенная не на конфликте добра и зла, а на разрастании ростков добра в цветущий сад духовной гармонии. Обыденное он представляет необычным, а примелькавшееся – удивительным и прекрасным. Эта способность Г. Цыферова, есть в сущности основа поэзии, поэтического восприятия мира, выражающая великую правду, заключённую в том, что если мир стоит до сих пор, то только потому
что опирается на добро и этот порядок не может быть разрушен.
Бережному отношению к прекрасному посвящена сказка «Ах, ах!».
Спросите ребёнка, что, по его мнению, является прекрасным и что нужно беречь?
Что он мог бы увидеть в мыльном пузыре? Расскажите, что вы сами могли бы в нём разглядеть. Прочитайте сказки «Про цыплёнка, солнце и медвежонка».
Как цыплёнок искал себе друзей?
Что самое важное в дружбе?
Попросите ребёнка вспомнить, когда ему было радостно, а когда грустно, после прочтите сказку «Как цыплёнок впервые сочинил сказку». Предложите ребёнку подумать о том, как вёл бы себя домик на лисьих лапах? Геннадий Цыферов писал и познавательные книги для малышей. Он мог написать для ребёнка книгу по самой сложной теме. И при этом рассказать просто и понятно.
Он умел заинтересовать маленького читателя, привлечь его внимание рассказом о необычном: о лесе на ножках, о мостах из лиан, о странах, где нет зимы и весны, а только лето и осень. О том, что у Красной реки растёт красное дерево и есть страны, где растут хлебное и галошное дерево.
Познавательные книги Г. Цыферова - это ответы на многочисленные «почему» любознательных ребятишек дошкольного и младшего школьного возраста.
{Прочитайте с ребёнком «Серьёзные рассказы плюшевого Мишки», «Что у нас во дворе», «Что у нас на улице», циклы рассказов «Что говорили цветы», «Какие ягоды бывают».
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Читать или не читать?
Этот вопрос сейчас широко обсуждается. Что делать, если ребёнок не хочет и не любит читать? Можно ли здесь помочь?
В своей книге «Как роман» известный французский писатель и школьный преподаватель литературы Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколь результативными. Пеннак превратил в заядлых читателей своих «не склонных к литературе учеников, а его собственные книги читают и любят во всём мире.
Прислушайтесь к его мнению: «...если мы хотим, чтобы мой сын, моя дочь, чтобы молодёжь читала, первым делом надо предоставить им все права, которыми мы сами пользуемся:
Право не читать.
Право перескакивать.
Право не дочитывать.
Право перечитывать.
Право читать, что попало.
Право читать где попало.
Право читать вслух.
Право молчать о прочитанном.
Как всякий уважающий себя перечень прав, перечень прав читателя должен начинаться с права этими правами не пользоваться!
Советуем почитать родителям:
Пеннак, Д. Как роман [Текст]: эссе/ Даниэль Пеннак; перевод с французского Н. Шаховской.– Москва: Самокат.2005.– 196 с.
Материал сборника подготовлен МБУК г. Шахты «ЦБС» ЦГДБ им. Н. К. Крупской авторы - составитель: Т.В. Тимашова. Компьютерная верстка и оформление Главный библиограф Доронина Л.Н.
ДЛЯ ЗАМЕТОК:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЦГДБ им. Н.К. Крупской
РЕЖИМ РАБОТЫ:
ежедневно с 9.00 ч. до 18.00 ч.
(без перерыва),
выходной день – суббота
(летний период –
суббота, воскресенье),
последняя среда месяца – санитарный день.
ТЕЛЕФОН БИБЛИОТЕКИ:
22-04- 10 (с дом.),
8(8636) 22-04-10 (с сот.)
E-mail: krupcgdb@yandex.ru
Сайт: http://цгдб-шахты.рф/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.