Проблема развития технических способностей у младших школьников и её решение с помощью конструктора Лего.
Оценка 4.7

Проблема развития технических способностей у младших школьников и её решение с помощью конструктора Лего.

Оценка 4.7
doc
06.09.2023
Проблема развития технических способностей у младших школьников и её решение с помощью  конструктора Лего.
Развитие технических способностей у младших школьников с помощью конструктора Лего..doc

Проблема развития технических способностей у младших школьников и её решение с помощью  конструктора Лего.

 

     Технические способности у ребёнка проявляются не сразу, гораздо позднее, чем, например, способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно уже высокое развитие психики и мышления. Самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей – это 7 – 11 лет. В статье рассмотрены особенности развития технических способностей у детей начального уровня образования. Теоретические аспекты развития технических способностей рассмотрены через практикоориентированный материал.

 

     В 21 веке одной из стратегических задач развития России является достижение нового уровня экономического и социального развития, статуса мировой державы, занимающей передовые позиции в мировом сообществе. Конкурентоспособность страны возможна при инновационной экономике, основанной на высоких технологиях, интеллектуальном потенциале специалистов производства. В настоящее время испытывается дефицит в квалифицированных специалистах технического направления. Одним из факторов, способствующих выбору обучающихся специальностей технической сферы, вовлечение их в занятия техническим творчеством. Техническое творчество - вид деятельности по созданию материальных продуктов, которое включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение. Процесс развития технического творчества является одним из способов формирования профессиональной ориентации и интереса к технике и науке детей .

     И сегодня мы говорим о необходимости развития у обучающихся технических способностей.

     Что же такое технические способности и можно ли говорить о них как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к её усовершенствованию? Ведь область техники чрезвычайно разнообразна. Очень резко отличаются друг от друга, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более робототехники. Однако во всех этих видах технической деятельности есть общее. У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения.

     Многочисленные наблюдения за работой изобретателей, а также творчески работающих конструкторов различных отраслей техники позволили установить некоторые стороны психической деятельности человека, которые вообще важны для успешной работы в сфере техники.

     Прежде всего, это хорошая техническая наблюдательность, затем это развитое техническое мышление, которое проявляется в рациональном подходе к практической задаче, в учёте свойств и возможностей материалов, в хорошем планировании умственных операций, в умении внести известный элемент новизны в решение технической задачи. Деятельность мышления для успешной работы в сфере техники предполагает обязательно достаточно развитое пространственное воображение, способность к комбинированию. Но не следует забывать о таких качествах как: хорошо выраженный интерес к технике, большая любознательность; общая активность мысли, настойчивость в поисках; умение не опускать руки при неудаче, упорство в борьбе за поставленную цель. 

     Исследователи В.Ю. Шурыгин, А.В. Дерягин под техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это те способности, которые проявляются в непосредственной работе с различным техническим оборудованием  или его частями. 

     Всё начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками:

- складывать в определённой последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию;

- склеивать или соединять (подгонять) отдельные детали;

- сколачивать, выравнивать, распиливать и отделять какие-то части, чтобы увидеть и понять, из чего они состоят внутри (любопытство здесь играет большую роль). 

     Для того чтобы, став взрослым, успешно трудиться в области техники, надо пройти соответствующий путь развития в юные годы. Без возникновения серьезных интересов к технике, без практики самостоятельного решения простых технических задач, без приобретения умения думать технически о заданиях, связанных с изготовлением, например, различных моделей, не может сформироваться человек, который будет впоследствии успешно работать в сфере техники.

     Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожеца, Л.А. Венгера показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

     Внедрение Лего-технологий на начальном уровне образования является одним из современных методов развития технических способностей обучающихся.

     Лего-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у детей развиваются различные группы мышц, моторика рук.

Использование Лего - конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию обучающихся к обучению, т. к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.

Курс «Легоконструирование» для обучающихся 1 – 2 классах предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Лего — отличный способ развивать у детей техническое и творческое мышление. Конструкторы Лего способствуют гармоничному развитию ребенка и позволяют сделать его досуг увлекательным и разнообразным.

     Легоконструирование развивает у ребенка умение планировать свою деятельность, исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширяет технический и математический словари.  Лего формирует навыки работы в команде, стимулирует творить и получать от этого удовольствие, учит детей радоваться достигнутым успехам своим и успехам своих сверстников. А если ребенок легко справляется с решением логических и технических задач лего-конструирования, то и любая жизненная задача будет ему по плечу.  Любую проблему он без труда сможет правильно разбить на задачи, решить их постепенно одну за одной и получить нужный результат.

     Конструирование - это вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Конструирование позволяет в наглядной форме дать знания о многих физических явлениях, познакомить с основами работы некоторых механизмов, устанавливать взаимосвязи между действиями предметов и явлений и их конечным результатом. Чтобы построить конструкцию, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали.

     Различают три основных вида конструирования:

·        по образцу,

·        по условиям,

·        по замыслу.

При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм, цветов и пропорций. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

     Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Элементы Лего – это не просто игрушки, а материал для творчества, которому можно придать любую форму. Именно Лего совершенствует навыки классификации, анализа логических закономерностей, развивает комбинаторные способности, а также активизирует память и внимание.

     Когда ребёнок вовлечён в процесс сознания значимого и осмысленного продукта (машины, компьютерные программы), он сам «строит» своё знание, свой интеллект.

     Интересные в сборке модели Лего дают ясное представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями Лего позволяет детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

     Изначально на занятиях по Легоконструированию ребята собирают простейшие модели с использованием непрограммируемых конструкторов Лего. По окончании создания  проекта происходит его защита, при которой необходимо свою модель назвать, определить цели  его создания, отразить технологию изготовления, а также возможные области применения данного механизма.

     Все свои инженерные идеи, проекты обучающиеся оформляют в индивидуальной или командной инженерной книге. Инженерная книга должна, прежде всего, отражать естественный процесс работы каждого участника проектной деятельности со всеми присущими ему изменениями. В книге отражается «живой», реальный процесс деятельности, свидетельством которого могут быть опечатки, пятна, потертые края и измятые страницы. Следует помнить, что инженерная книга должна быть естественным отражением повседневной работы юных конструкторов. Она представляет собой подробный дневник, где описываются все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения. 

     Инженерная книга содержит полную документацию процесса инженерного проектирования. Эта документация должна включать наброски, обсуждения, описание, стадии развития проекта, процессы, препятствия и идеи, возникающие в работе.

            Использование Лего на занятиях своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Кроме того, хорошо организованная работа с конструктором Лего имеет большой воспитывающий потенциал: помогает вырабатывать определенные качества личности – усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умение не только командовать, но и разумно подчиняться). В результате анализа формируется самооценка и осознание оценки себя другими людьми (рефлексия). Тем самым формируются технологические способности обучающихся.

применения этого механизма.


Проблема развития технических способностей у младших школьников и её решение с помощью конструктора

Проблема развития технических способностей у младших школьников и её решение с помощью конструктора

Что же такое технические способности и можно ли говорить о них как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники…

Что же такое технические способности и можно ли говорить о них как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники…

Всё начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками: - складывать в определённой последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию; - склеивать или…

Всё начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками: - складывать в определённой последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию; - склеивать или…

Использование Лего - конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию обучающихся к обучению, т

Использование Лего - конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию обучающихся к обучению, т

Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали

Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали

Интересные в сборке модели Лего дают ясное представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости

Интересные в сборке модели Лего дают ясное представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости

И спользование Лего на занятиях своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных…

И спользование Лего на занятиях своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2023