.
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Проанализируйте поведение и речь героев.
Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.
.
Сюжет
Л.Ф. Воронкова приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.
Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.
Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».
Поведение и речь, чувства героев
Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».
В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.
Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.
«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.
И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».
Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста(№22-23 ).
Использование рецензии для нахождения проблемы.(№26)
Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
Задание 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Женя, как директорская дочка, избегала грязной работы, которую выполняли её друзья Руфа, Ваня, Юра и Вера.
2) Отец восемнадцатилетней Жени хотел, чтобы она получила высшее образование и работала не на ферме.
3) Выступая перед молодыми людьми, директор совхоза призывал их поехать получать высшее образование, без которого невозможно строить будущее.
4) После выступления Савелия Петровича на празднике с речью молодёжь решила остаться в совхозе.
5) Женя безмерно уважала отца и верила ему, поэтому то, что она услышала от него в кабинете, вызвало у неё чувство разочарования.
Решение:
1) Женя, как директорская дочка, избегала грязной работы, которую выполняли её друзья Руфа, Ваня, Юра и Вера. – неверно, предложения 49-54.
2) Отец восемнадцатилетней Жени хотел, чтобы она получила высшее образование и работала не на ферме. – верно, предложение 38.
3) Выступая перед молодыми людьми, директор совхоза призывал их поехать получать высшее образование, без которого невозможно строить будущее. – неверно, предложение 6.
4) После выступления Савелия Петровича на празднике с речью молодёжь решила остаться в совхозе. – верно, предложение 7.
5) Женя безмерно уважала отца и верила ему, поэтому то, что она услышала от него в кабинете, вызвало у неё чувство разочарования. – верно, предложение 51.
245
Отец говорил дочери: «Мне — директору, хозяину — нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это — сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это — его будущее. Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет».
Но дальше Женя не поверила свои ушам, отец говорил, что работать утятницей не самое лучшее занятие для нее – его дочери, он хотел убедить Женю в том, что она должна учиться на педагога, а впоследствии стать директором школы, то есть заниматься чистым трудом, а не возиться в пыли, грязи и навозе.
Она вдруг поняла, насколько двуличным может быть ее отец. «Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар…Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин!. .Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё!». Хочется верить, что отец смирится с выбором дочери, но двуличным быть вряд ли перестанет.
АП: Некоторые родители , как отец героини текста, желают «лучшей доли» для своего ребёнка ту, на которую не придётся ходить в «вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными
руками, вечно в сапогах с налипшей глиной». Родители хотят. Чтобы их ребёнок вырос красивым. Успешным, образованным, всеми уважаемым.
П: В чём родители видят лучшую долю» для ребёнка? Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
В качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, хочется привести разговор между Женей и ее отцом. Савелий Петрович, будучи директором совхоза, понимал, какого будущего желает для своей дочери.
Он не хотел, чтобы его дочь работал «вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной».
Женя даже после красноречий отца не отступилась от своего решения остаться в колхозе.
Рассказчик также во всех красках описывает размышления героини. Уже после разговора с отцом, девушка рассуждает о смысле его слов. Она приходит к выводу. Что отец желает ей лучшей доли, но право выбора оставляет за дочерью.
Оба примера дополняют друг друга и убеждают в том. Что человек сам распоряжается своей судьбой, своим будущим.
АП: Родители заботятся о будущем своих детей, но не всегда прислушиваются к их мнению и не всегда разделяют их интересы. Взрослые уверены в своей правоте, в том, что они лучше могут спрогнозировать будущее своих детей. Подобное непонимание провоцирует конфликты в семье.
П: Почему родители не понимают своих детей? К чему приводите непонимание между родителями и детьми?
Проблема непонимания между представителями разных поколений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.