Проблема в художественном тексте. Готовимся писать сочинение. ЕГЭ. Русский язык. Задание 27

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 28.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

задание 27 . ЕГЭ. Русский язык . Готовимся писать сочинение.
Иконка файла материала Проблема в художествееном тексте.pptx

Как найти проблему в художественном тексте

Составитель: Куляшова Л.В.

В тексте художественного стиля автор не называет проблему открыто.

Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.

Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.

— На сюжет.


— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).


— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).

При анализе художественного текста нужно обратить внимание на:



.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

Проанализируйте поведение и речь героев.
Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.

Текст Л.Ф.Воронковой для написания сочинения ЕГЭ (№12)
(1)Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла…

.

Сюжет

Л.Ф. Воронкова приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.

Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».

Поведение и речь, чувства героев

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».
В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.

Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.

«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.

И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».

Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:

Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста(№22-23 ).
Использование рецензии для нахождения проблемы.(№26)
Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Задание 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Женя, как директорская дочка, избегала грязной работы, которую выполняли её друзья Руфа, Ваня, Юра и Вера.

2) Отец восемнадцатилетней Жени хотел, чтобы она получила высшее образование и работала не на ферме.

3) Выступая перед молодыми людьми, директор совхоза призывал их поехать получать высшее образование, без которого невозможно строить будущее.

4) После выступления Савелия Петровича на празднике с речью молодёжь решила остаться в совхозе.

5) Женя безмерно уважала отца и верила ему, поэтому то, что она услышала от него в кабинете, вызвало у неё чувство разочарования.

Решение:
1) Женя, как директорская дочка, избегала грязной работы, которую выполняли её друзья Руфа, Ваня, Юра и Вера. – неверно, предложения 49-54.

2) Отец восемнадцатилетней Жени хотел, чтобы она получила высшее образование и работала не на ферме. – верно, предложение 38.

3) Выступая перед молодыми людьми, директор совхоза призывал их поехать получать высшее образование, без которого невозможно строить будущее. – неверно, предложение 6.

4) После выступления Савелия Петровича на празднике с речью молодёжь решила остаться в совхозе. – верно, предложение 7.

5) Женя безмерно уважала отца и верила ему, поэтому то, что она услышала от него в кабинете, вызвало у неё чувство разочарования. – верно, предложение 51.

245

АП: Двуличный человек говорит не то, что думает. Его неискренность отталкивает окружающих его людей.

П: В чём проявляется двуличие людей?
Проблема двуличия людей.

Отец говорил дочери: «Мне — директору, хозяину — нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это — сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это — его будущее. Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет».
Но дальше Женя не поверила свои ушам, отец говорил, что работать утятницей не самое лучшее занятие для нее – его дочери, он хотел убедить Женю в том, что она должна учиться на педагога, а впоследствии стать директором школы, то есть заниматься чистым трудом, а не возиться в пыли, грязи и навозе.


Она вдруг поняла, насколько двуличным может быть ее отец. «Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар…Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин!. .Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё!». Хочется верить, что отец смирится с выбором дочери, но двуличным быть вряд ли перестанет.







АП: Некоторые родители , как отец героини текста, желают «лучшей доли» для своего ребёнка ту, на которую не придётся ходить в «вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными
руками, вечно в сапогах с налипшей глиной». Родители хотят. Чтобы их ребёнок вырос красивым. Успешным, образованным, всеми уважаемым.

П: В чём родители видят лучшую долю» для ребёнка? Проблема понимания родителями счастья ребёнка.

В качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, хочется привести разговор между Женей и ее отцом. Савелий Петрович, будучи директором совхоза, понимал, какого будущего желает для своей дочери.
Он не хотел, чтобы его дочь работал «вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной».
Женя даже после красноречий отца не отступилась от своего решения остаться в колхозе.


Рассказчик также во всех красках описывает размышления героини. Уже после разговора с отцом, девушка рассуждает о смысле его слов. Она приходит к выводу. Что отец желает ей лучшей доли, но право выбора оставляет за дочерью.
Оба примера дополняют друг друга и убеждают в том. Что человек сам распоряжается своей судьбой, своим будущим.

АП: Молодой человек имеет право сам выбрать свой жизненный путь, родители лишь дают советы.

П: Свободен ли молодой человек в выборе своего жизненного пути?
Проблема выбора жизненного пути.

АП: Родители заботятся о будущем своих детей, но не всегда прислушиваются к их мнению и не всегда разделяют их интересы. Взрослые уверены в своей правоте, в том, что они лучше могут спрогнозировать будущее своих детей. Подобное непонимание провоцирует конфликты в семье.

П: Почему родители не понимают своих детей? К чему приводите непонимание между родителями и детьми?
Проблема непонимания между представителями разных поколений.

https://prosochinenieege.ru/struktura-sochineniya/kak-najti-problemu-v-tekste