Данную презентацию можно использовать на внеклассном мероприятии в классе гуманитарного профиля. Обучающиеся отчетливо видят и понимают в чём разница естественно-научных и гуманитарных наук. В данной презентации материал подобран таким образом, чтобы дискуссия была оживлённой и интересной, чтобы обучающиеся могли определить свою точку зрения по данной теме и отстаивать её.
Презентация Лариса.ppt
Проблема двух культур
Проблема двух культур
3. Различие естественнонаучных и
3. Различие естественнонаучных и
гуманитарных наук.
гуманитарных наук.
4. Сторонники двух разных культур: две
4. Сторонники двух разных культур: две
точки зрения.
точки зрения.
5. Истоки и предмет двух культур.
5. Истоки и предмет двух культур.
6. Естественнонаучная и гуманитарная
6. Естественнонаучная и гуманитарная
1. Введение.
1. Введение.
2. Первое упоминание о конфликте двух
2. Первое упоминание о конфликте двух
культур.
культур.
культуры.
культуры.
7. Социальный опрос.
7. Социальный опрос.
8. Заключение.
8. Заключение.
Проблема двух культур
О существовании в современной постиндустриальной цивилизации «двух культур»
О существовании в современной постиндустриальной цивилизации «двух культур»
научнотехнической и художественногуманитарной – и об их конфликте впервые
научнотехнической и художественногуманитарной – и об их конфликте впервые
заявил в 60ых годах прошлого столетия известный английский писатель Ч.Сноу.
заявил в 60ых годах прошлого столетия известный английский писатель Ч.Сноу.
Сама идея расчленения мира на две части – на науки о природе и науки о духе –
Сама идея расчленения мира на две части – на науки о природе и науки о духе –
впервые была сформулирована философом В. Дильтеем еще в конце 19го века. К
впервые была сформулирована философом В. Дильтеем еще в конце 19го века. К
этому времени в достаточной степени сформировались многие гуманитарные науки,
этому времени в достаточной степени сформировались многие гуманитарные науки,
такие как экономическая теория, религиоведение, эстетика, теория государства и
такие как экономическая теория, религиоведение, эстетика, теория государства и
права и др. Дальнейшее развитие данная идея получила в трудах других немецких
права и др. Дальнейшее развитие данная идея получила в трудах других немецких
философов – основателей Баденской школы неокантианства В. Виндельбанда и Г.
философов – основателей Баденской школы неокантианства В. Виндельбанда и Г.
Риккерта.
Риккерта.
В.Виндельбанд впервые попытался обосновать различие метода естественных и
В.Виндельбанд впервые попытался обосновать различие метода естественных и
общественноисторических наук, первые он назвал «номотетическими» , т.е.
общественноисторических наук, первые он назвал «номотетическими» , т.е.
исследующими общие законы, а вторые – «идеографическими» повествующими об
исследующими общие законы, а вторые – «идеографическими» повествующими об
особенном , единичном. Вслед за ним Г. Риккерт, исследуя методологические
особенном , единичном. Вслед за ним Г. Риккерт, исследуя методологические
различия наук о природе и наук о духе, ввел понятие «метод генерализирующей
различия наук о природе и наук о духе, ввел понятие «метод генерализирующей
абстракции» и «метод индивидуализирующей абстракции».
абстракции» и «метод индивидуализирующей абстракции».
Проблема двух культур
Проблема двух культур
Проблема двух культур
Наиболее взвешенной
представляется та
точка зрения, согласно
которой науки о
природе и науки о
духе различаются по
предмету и методу,
при этом признается
научный характер
обеих сфер
исследования. Подход
принят в философии
жизни,
экзистенциализме,
герменевтики.
Если позитивисты признают за
гуманитарными науками права
на существование , отказывая им
отказывая им только в наличии
собственных методов
исследования , то
неопозитивисты отказывают
гуманитарному и социальному
знанию и в научном статусе.
Поскольку положения,
содержащиеся в науках о духе,
не могут быть проверенны
опытом, т.е. подвергнуты
процедуре верификации, то они
(науки) выносятся за пределы
научности, попадая в одну
категорию с религией,
мифологией и не позитивной
философии.
Проблема двух культур
К взаимопониманию можно прийти, начав хотя бы с анализа причин и условий появления
взаимопонимания. Почему, например, конфронтация естественнонаучной и гуманитарной
культур обострилась именно в 20ых веках, причем во второй половине? Ответ на этот
вопрос очевиден. Это время отмечено грандиозными успехами естествознания и
практических его воплощений. Создание атомных реакторов, телевидения, компьютеров,
выход человека в космос, расшифровка генетического кода – эти и другие выдающиеся
достижения естественнонаучной культуры зримо меняли стиль и образ жизни человека.
Гуманитарная же культура предъявить чтонибудь равноценное , к сожалению , не смогла.
Однако и принять стандарты и образцы мышления естествоиспытателей она упорно
отказывалась. В итоге гуманитарная культура, культивируя свою специфику им
обособленность, все больше производила впечатление какойто архаики, имеющей что
музейную ценность и пригодный лишь для развлечения и досуга уставшего от практических
забот носителя естественнонаучной культуры.
Истоки раскола двух культур, о котором с такой настойчивостью заговорили во второй
половине 20го века, особенно после публикации английского ученого Ч.П.Сноу , лежат
глубоко в недрах формирования новоевропейских наук, а первое открытое выражение и
философское осмысление, не потерявшее своего значения вплоть до сегодняшнего дня, он
получает на исходе 19 и в самом начале 20го века. К этому времени завершилось
формирование того, что сейчас называется классической наукой. В основных областях
естествознания, физике, химии, биологии – были сформулированы фундаментальные
обобщения. Казалось, что все явления природы охвачены естественнонаучным знанием,
поняты в своем существе с единой точки зрения и выстроены в некоторую единую «картину
мира».
В этих условиях гуманитарии и философы, не принимавшие такой установки на
превращение социальных и гуманитарных наук в раздел естествознания, взяли на себя
задачу исследовать, насколько обоснованы эти притязания естественнонаучного метода на
объяснение мира человеческой культуры, и если эти притязания не обоснованы, то чем
культура качественно отличается от природы, а науки о культуре (гуманитарные науки,
«науки о духе») от наук о природе? Это проблема получила блестящее освещение в целой
серии работ представителей неокантианства.
Проблема двух культур
Эпоха наибольшего расцвета культа науки – 1718 ВВ., именно в это время формируется классические представления,
отождествляющие рациональность с логической истинностью и научностью: рационально все то , что истинно, а
помимо истины занимается наука. Бурное развитие науки в 1718 вв. привело в распространению веры в ее
безграничные возможности, по сути дела наука с большой буквы заняла место Божества. Предполагалось, что наука
способна дать ответы на все вопросы человеческого бытия и устройства мира. Философы 1718 вв. связывали
возможность достижения свободы с обладанием рационального знания. Квинтэссенцией этого представления стало
определение свободы как познанной необходимости Б. Спинозой. В Новое время в эпоху Просвещения рационализация
природы и общества рассматривалась как необходимое условие гуманизации. Научное знание вот гарантия
достижения счастья, а поскольку каждый человек разумен , основной задачей становится развитие разумной
способности, т.е. просвещение.
В современной культуре существует две основные позиции по отношению к науке :сциентизм и антисциентизм .
Сциентизм утверждает абсолютную ценность и науки, рассматривая ее как вершину знания. Наука понимается как
центральный и ведущий компонент культуры, обеспечивающий ее единство. Сциентисты утверждают, что наука в
будущем не просто станет доминировать, но и поглотит все другие сферы духовной культуры. Антисциентизм делает
акцент на ненаучных формах и способах постижения действительности, на спонтанности человеческого поведения и
вторичности рассудка по отношению к целостности жизненных проявлений личности. Умеренный антисциентизм
ставит науку в один ряд с другими формами духовной культуры. Крайний антисциентизм полностью отрицает
ценность науки, рассматривая ее как враждебную силу. Развитие сциентизма и антисциентизма, их взаимная критика
и борьба способствовали выработке нового представления о научности и рациональности в 19ом веке.
В 20ом веке сложились три основные позиции по вопросу соотношения гуманитарного и социального познания, с
одной стороны, и естествознания с другой. Наиболее приемлемой выглядит первая позиция, согласно которой
гуманитарное и социальное познание обладает всеми свойствами науки со своим специфическим предметом (человек
вся сфера его культурной, исторической и социальной деятельности ) и методом (понимание). Специфику наук о духе и
соответственно гуманитарной культуры можно определить следующим образом: неустранимость субъективного
момента, связанного с деятельностью человека, из гуманитарного знания: именно человек и результаты его
деятельности выступают предметом наук о духе:
Интерпретационный характер методов, используемый в науках социальногуманитарного комплекса;
Диалогический характер знания в гуманитарных и социальных науках;
Неустранимость аксиологического, ценностного момента из наук о духе.
Проблема двух культур
науками?
2. Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ваш преподаватель
преуменьшал значение одной культуры в пользу другой?
1. Знали ли вы о конфликте между естественнонаучной и гуманитарной
3. Как вы думаете, имеют ли две эти науки одинаковое значение в
нашей жизни, или все-таки одна из них доминирует над другой?
4. Как вы думаете, пошатнул ли грандиозный успех в области
естествознания (телевидение, компьютеры, первый полет человека в
космос и т. д.) положение гуманитарных наук.
5. Считаете ли вы проблему конфронтации двух культур глобальной?
Проблема двух культур
Диаграммы
Проблема двух культур
Вопрос №2
Проблема двух культур
Вопрос №3
Проблема двух культур
Вопрос №4
Проблема двух культур
Вопрос №5
Проблема двух культур
Большинство из вас никогда не
задумывалось о проблеме
конфронтации между
естественнонаучной и гуманитарной
культурой. Однако, этот вопрос носит
достаточно серьезный характер. Если
в 19е века различие
естественнонаучного и гуманитарного
знания представлялось сугубо
теоретической проблемой, то к
середине следующего века данная
проблема перешла в практическую
плоскость. Непрерывно
увеличивающийся разрыв двух
областей знания и, соответственно,
двух культур привел к тому, что их
представители перестали понимать
язык друг друга. Взаимное
непонимание автоматически снижает
интерес и уважение друг к другу, а это
чревато открытой конфронтацией и
враждой.
Любой ценностный раскол в культуре –
явление достаточно опасное, он создает
реальную угрозу развитию общества,
консолидировать, сплотить которое
невозможно, если нет общепризнанной
системы общественных ценностей.
Примеров тому множество: инквизиция,
фашизм, религиозный фанатизм и
фундаментализм, терроризм. Немало
подобных примеров и в российской
истории. Во времена яростного
отрицания религиозных ценностей 20
30е годы .В стране были разрушены
тысячи церквей и храмов, являвшихся
памятниками не только российской, но
и мировой культуры. Времена т.н.
«лысенковщины» генетика и
кибернетика были объявлены
«лженауками», а в результате чего
отечественная наука была отброшена
на много лет назад.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.