Проблема неуспеваемости обучающихся

  • Педсоветы
  • ppt
  • 08.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Анализ литературных источников показывает, что многими авторами изучается проблема неуспеваемости школьников. В трудах классиков педагогики прослеживается тенденция всестороннего подхода к анализу причин неуспеваемости школьников и намечаются различные пути её преодоления и предупреждения.
Иконка файла материала Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.ppt

Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления

Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №23»
Города Сарапула, ур
Шагалова Марина Викторовна

Содержание.

1. Введение.
2. Причины неуспеваемости.
3. Типология неуспеваемости.
4. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Введение

До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.

Изучением отдельных аспектов проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников занимались многие отечественные ученые-педагоги: Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, A.M. Гельмонт, Л.С. Славина, Н.И. Мурачковский и др.

Определимся в понятиях

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений

Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости

Неуспеваемость - итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.

Виды неуспеваемости

По А.А. Бударному:

Абсолютная неуспеваемость

Относительная неуспеваемость,

По А. М. Гельмонту

Общее и глубокое отставание –
по многим или всем учебным предметам длительное время;

Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам

Эпизодическая неуспеваемость - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Типы неуспевающих школьников

По Л. С. Славиной:

учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения
(не хотят)

дети со слабыми способностями к учению
(не могут)

дети с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться
(не умеют)

Типы неуспевающих школьников

По П.П. Блонскому:

«Плохой работник» -
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 3) не подмечает своих неудач и трудностей; 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы.

Патологический тип –
это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.

Типы неуспевающих школьников

По Н.И. Мурачковскому

в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:
1) Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
2) Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

1.
Характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. Не могут, но хотят учиться

2.
Характерен отностительно высокий уровень развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
Могут, но не хотят учиться

3.
Характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Не могут и не хотят учиться

Причины неуспеваемости (по А. М. Гельмонту)

Причины глубокого и общего отставания
(I категория) :

Причины частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости
(II категория)

Причины эпизодической неуспеваемости
(III категория)

низкий уровень предшествующей подготовки ученика;
неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей);
недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность);
слабое умственное развитие.

недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности);
недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету;
слабая воля к преодолению трудностей.

недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль;
неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Причины неуспеваемости (по Ю.К. Бабанскому)

Причины внутреннего плана

Причины внешнего плана

1)дефекты здоровья детей, их развития,
2)недостаточный объем знаний, умений и навыков

1) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; 2) недостатки организационно-педагогического характера (организация педпроцесса в школе, материальная база); 3) недостатки учебных планов, программ, методических пособий;
4) недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

Причины неуспеваемости (по П. П. Борисову )

I. Общепедагогические причины.

II. Психофизиологические причины.

III. Социально-экономические и социальные причины.

дидактические (нарушение принципов и правил дидактики)

воспитательные (недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми)

нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей

слабая материально-техническая база школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватка учителей.

Пути устранения неуспеваемости

1. Педагогическая профилактика –

поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса.
В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

Пути устранения неуспеваемости

2. Педагогическая диагностика –

систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

Пути устранения неуспеваемости

Педагогическая терапия –

меры по устранению отставаний в учебе.

В отечественной школе это дополнительные занятия.
На Западе – группы выравнивания.

Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

Пути устранения неуспеваемости

4. Воспитательное воздействие.

Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Заключение

В целом, резюмируя, можно сделать следующие выводы:
1) Обзор отечественных и зарубежных исследований по проблеме неуспеваемости школьников показывает разнообразие её причин, невозможность сведения их лишь к одному условию (педагогическому, психологическому, физиологическому, социальному), изменение отдельных причин с течением времени.
2) В своих исследованиях по проблеме школьной неуспеваемости педагоги исходят из того, что все дети, подлежащие обучению в общеобразовательных, а не в специальных школах, в основном могут овладеть предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками при соответствующей организации учебного процесса.
3) Причины низкой готовности детей к школе: задержка умственного развития, педагогическая запущенность, неблагоприятная социальная среда, физическая ослабленность, дефекты речи. Все дети, характеризующиеся низким уровнем готовности к обучению, поддаются коррекции и развитию.

Для преодоления неуспеваемости необходимо:
1. Проводить с «отстающим» учащимся дополнительные занятия по определенному плану для постепенного восполнения пробелов и повторения, не усвоенного за предыдущие классы материала; в связи с этим индивидуализировать домашние задания для самостоятельной работы по повторению и упражнению.
2. Выправление на ходу допущенных недочетов на отдельных уроках, при прохождении того или иного раздела, темы.
3. Улучшение постановки текущего учета знаний учащихся и изучения каждого из них в процессе обучения в целях своевременного обнаружения отставания и принятия мер по ликвидации эпизодической неуспеваемости.
4. Работа с отстающими учащимися на уроках и сочетание с этим индивидуализированных заданий для самостоятельной работы и временных дополнительных занятий под руководством и наблюдением учителя.
5. Воспитательные меры по укреплению учебной дисциплины и бесприкословному соблюдению «Правил для учащихся» и режима дня школьника, по приучению детей к регулярной работе без перебоев и послаблений, используя в этом направлении положительный пример организованных учащихся.
6. Активизация этих учащихся в процессе их обучения, систематическое руководство их учением, строгая повседневная проверка выполнения ими домашних заданий; индивидуализированные задания и временные дополнительные занятия по повторению пройденного и восполнению пробелов.

Список литературы.


Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996