Проблема неуспеваемости обучающихся
Оценка 4.6

Проблема неуспеваемости обучающихся

Оценка 4.6
Педсоветы
ppt
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
08.03.2018
Проблема неуспеваемости обучающихся
До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Анализ литературных источников показывает, что многими авторами изучается проблема неуспеваемости школьников. В трудах классиков педагогики прослеживается тенденция всестороннего подхода к анализу причин неуспеваемости школьников и намечаются различные пути её преодоления и предупреждения.
Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.ppt

Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления

Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления

Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления

Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №23»
Города Сарапула, ур
Шагалова Марина Викторовна

Содержание. 1. Введение. 2. Причины неуспеваемости

Содержание. 1. Введение. 2. Причины неуспеваемости

Содержание.

1. Введение.
2. Причины неуспеваемости.
3. Типология неуспеваемости.
4. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Введение До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников

Введение До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников

Введение

До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.

Изучением отдельных аспектов проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников занимались многие отечественные ученые-педагоги: Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, A.M. Гельмонт, Л.С. Славина, Н.И. Мурачковский и др.

Определимся в понятиях Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных…

Определимся в понятиях Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных…

Определимся в понятиях

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений

Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости

Неуспеваемость - итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.

Виды неуспеваемости По А.А. Бударному:

Виды неуспеваемости По А.А. Бударному:

Виды неуспеваемости

По А.А. Бударному:

Абсолютная неуспеваемость

Относительная неуспеваемость,

По А. М. Гельмонту

Общее и глубокое отставание –
по многим или всем учебным предметам длительное время;

Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам

Эпизодическая неуспеваемость - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Типы неуспевающих школьников По

Типы неуспевающих школьников По

Типы неуспевающих школьников

По Л. С. Славиной:

учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения
(не хотят)

дети со слабыми способностями к учению
(не могут)

дети с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться
(не умеют)

Типы неуспевающих школьников По

Типы неуспевающих школьников По

Типы неуспевающих школьников

По П.П. Блонскому:

«Плохой работник» -
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 3) не подмечает своих неудач и трудностей; 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы.

Патологический тип –
это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.

Типы неуспевающих школьников По

Типы неуспевающих школьников По

Типы неуспевающих школьников

По Н.И. Мурачковскому

в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:
1) Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
2) Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

1.
Характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. Не могут, но хотят учиться

2.
Характерен отностительно высокий уровень развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
Могут, но не хотят учиться

3.
Характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Не могут и не хотят учиться

Причины неуспеваемости (по А

Причины неуспеваемости (по А

Причины неуспеваемости (по А. М. Гельмонту)

Причины глубокого и общего отставания
(I категория) :

Причины частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости
(II категория)

Причины эпизодической неуспеваемости
(III категория)

низкий уровень предшествующей подготовки ученика;
неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей);
недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность);
слабое умственное развитие.

недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности);
недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету;
слабая воля к преодолению трудностей.

недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль;
неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Причины неуспеваемости (по Ю

Причины неуспеваемости (по Ю

Причины неуспеваемости (по Ю.К. Бабанскому)

Причины внутреннего плана

Причины внешнего плана

1)дефекты здоровья детей, их развития,
2)недостаточный объем знаний, умений и навыков

1) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; 2) недостатки организационно-педагогического характера (организация педпроцесса в школе, материальная база); 3) недостатки учебных планов, программ, методических пособий;
4) недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

Причины неуспеваемости (по П

Причины неуспеваемости (по П

Причины неуспеваемости (по П. П. Борисову )

I. Общепедагогические причины.

II. Психофизиологические причины.

III. Социально-экономические и социальные причины.

дидактические (нарушение принципов и правил дидактики)

воспитательные (недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми)

нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей

слабая материально-техническая база школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватка учителей.

Пути устранения неуспеваемости 1

Пути устранения неуспеваемости 1

Пути устранения неуспеваемости

1. Педагогическая профилактика –

поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса.
В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

Пути устранения неуспеваемости 2

Пути устранения неуспеваемости 2

Пути устранения неуспеваемости

2. Педагогическая диагностика –

систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Педагогическая терапия –

меры по устранению отставаний в учебе.

В отечественной школе это дополнительные занятия.
На Западе – группы выравнивания.

Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

Пути устранения неуспеваемости 4

Пути устранения неуспеваемости 4

Пути устранения неуспеваемости

4. Воспитательное воздействие.

Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Заключение В целом, резюмируя, можно сделать следующие выводы: 1)

Заключение В целом, резюмируя, можно сделать следующие выводы: 1)

Заключение

В целом, резюмируя, можно сделать следующие выводы:
1) Обзор отечественных и зарубежных исследований по проблеме неуспеваемости школьников показывает разнообразие её причин, невозможность сведения их лишь к одному условию (педагогическому, психологическому, физиологическому, социальному), изменение отдельных причин с течением времени.
2) В своих исследованиях по проблеме школьной неуспеваемости педагоги исходят из того, что все дети, подлежащие обучению в общеобразовательных, а не в специальных школах, в основном могут овладеть предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками при соответствующей организации учебного процесса.
3) Причины низкой готовности детей к школе: задержка умственного развития, педагогическая запущенность, неблагоприятная социальная среда, физическая ослабленность, дефекты речи. Все дети, характеризующиеся низким уровнем готовности к обучению, поддаются коррекции и развитию.

Для преодоления неуспеваемости необходимо: 1

Для преодоления неуспеваемости необходимо: 1

Для преодоления неуспеваемости необходимо:
1. Проводить с «отстающим» учащимся дополнительные занятия по определенному плану для постепенного восполнения пробелов и повторения, не усвоенного за предыдущие классы материала; в связи с этим индивидуализировать домашние задания для самостоятельной работы по повторению и упражнению.
2. Выправление на ходу допущенных недочетов на отдельных уроках, при прохождении того или иного раздела, темы.
3. Улучшение постановки текущего учета знаний учащихся и изучения каждого из них в процессе обучения в целях своевременного обнаружения отставания и принятия мер по ликвидации эпизодической неуспеваемости.
4. Работа с отстающими учащимися на уроках и сочетание с этим индивидуализированных заданий для самостоятельной работы и временных дополнительных занятий под руководством и наблюдением учителя.
5. Воспитательные меры по укреплению учебной дисциплины и бесприкословному соблюдению «Правил для учащихся» и режима дня школьника, по приучению детей к регулярной работе без перебоев и послаблений, используя в этом направлении положительный пример организованных учащихся.
6. Активизация этих учащихся в процессе их обучения, систематическое руководство их учением, строгая повседневная проверка выполнения ими домашних заданий; индивидуализированные задания и временные дополнительные занятия по повторению пройденного и восполнению пробелов.

Список литературы. Блонский П

Список литературы. Блонский П

Список литературы.


Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018