Введение
До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
Изучением отдельных аспектов проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников занимались многие отечественные ученые-педагоги: Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, A.M. Гельмонт, Л.С. Славина, Н.И. Мурачковский и др.
Определимся в понятиях
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений
Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости
Неуспеваемость - итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.
Виды неуспеваемости
По А.А. Бударному:
Абсолютная неуспеваемость
Относительная неуспеваемость,
По А. М. Гельмонту
Общее и глубокое отставание –
по многим или всем учебным предметам длительное время;
Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам
Эпизодическая неуспеваемость - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.
Типы неуспевающих школьников
По П.П. Блонскому:
«Плохой работник» -
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 3) не подмечает своих неудач и трудностей; 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы.
Патологический тип –
это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.
Типы неуспевающих школьников
По Н.И. Мурачковскому
в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:
1) Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
2) Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
1.
Характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. Не могут, но хотят учиться
2.
Характерен отностительно высокий уровень развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
Могут, но не хотят учиться
3.
Характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Не могут и не хотят учиться
Причины неуспеваемости (по А. М. Гельмонту)
Причины глубокого и общего отставания
(I категория) :
Причины частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости
(II категория)
Причины эпизодической неуспеваемости
(III категория)
низкий уровень предшествующей подготовки ученика;
неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей);
недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность);
слабое умственное развитие.
недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности);
недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету;
слабая воля к преодолению трудностей.
недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль;
неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.
Причины неуспеваемости (по Ю.К. Бабанскому)
Причины внутреннего плана
Причины внешнего плана
1)дефекты здоровья детей, их развития,
2)недостаточный объем знаний, умений и навыков
1) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; 2) недостатки организационно-педагогического характера (организация педпроцесса в школе, материальная база); 3) недостатки учебных планов, программ, методических пособий;
4) недостатки внешкольных влияний, включая и семью.
Причины неуспеваемости (по П. П. Борисову )
I. Общепедагогические причины.
II. Психофизиологические причины.
III. Социально-экономические и социальные причины.
дидактические (нарушение принципов и правил дидактики)
воспитательные (недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми)
нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей
слабая материально-техническая база школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватка учителей.
Пути устранения неуспеваемости
1. Педагогическая профилактика –
поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса.
В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
Пути устранения неуспеваемости
2. Педагогическая диагностика –
систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
Пути устранения неуспеваемости
Педагогическая терапия –
меры по устранению отставаний в учебе.
В отечественной школе это дополнительные занятия.
На Западе – группы выравнивания.
Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
Заключение
В целом, резюмируя, можно сделать следующие выводы:
1) Обзор отечественных и зарубежных исследований по проблеме неуспеваемости школьников показывает разнообразие её причин, невозможность сведения их лишь к одному условию (педагогическому, психологическому, физиологическому, социальному), изменение отдельных причин с течением времени.
2) В своих исследованиях по проблеме школьной неуспеваемости педагоги исходят из того, что все дети, подлежащие обучению в общеобразовательных, а не в специальных школах, в основном могут овладеть предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками при соответствующей организации учебного процесса.
3) Причины низкой готовности детей к школе: задержка умственного развития, педагогическая запущенность, неблагоприятная социальная среда, физическая ослабленность, дефекты речи. Все дети, характеризующиеся низким уровнем готовности к обучению, поддаются коррекции и развитию.
Для преодоления неуспеваемости необходимо:
1. Проводить с «отстающим» учащимся дополнительные занятия по определенному плану для постепенного восполнения пробелов и повторения, не усвоенного за предыдущие классы материала; в связи с этим индивидуализировать домашние задания для самостоятельной работы по повторению и упражнению.
2. Выправление на ходу допущенных недочетов на отдельных уроках, при прохождении того или иного раздела, темы.
3. Улучшение постановки текущего учета знаний учащихся и изучения каждого из них в процессе обучения в целях своевременного обнаружения отставания и принятия мер по ликвидации эпизодической неуспеваемости.
4. Работа с отстающими учащимися на уроках и сочетание с этим индивидуализированных заданий для самостоятельной работы и временных дополнительных занятий под руководством и наблюдением учителя.
5. Воспитательные меры по укреплению учебной дисциплины и бесприкословному соблюдению «Правил для учащихся» и режима дня школьника, по приучению детей к регулярной работе без перебоев и послаблений, используя в этом направлении положительный пример организованных учащихся.
6. Активизация этих учащихся в процессе их обучения, систематическое руководство их учением, строгая повседневная проверка выполнения ими домашних заданий; индивидуализированные задания и временные дополнительные занятия по повторению пройденного и восполнению пробелов.
Список литературы.
Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.