«Проблема поиска справедливости по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»» Теоретико-практическое исследование
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

«Проблема поиска справедливости по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»» Теоретико-практическое исследование

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Научно-исследовательская работа +1
ppt
МХК +2
11 кл +1
05.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

prezentatsia_lit.ppt
«Проблема поиска справедливости по  роману М.А.Булгакова «Мастер и  Маргарита»»  Теоретико­практическое  исследование Подготовили :учащиеся 12 «б» класса: Калина Диана и Златова Наталья  Теоретического лицея им.Д.Карачобана. Руководитель: учитель русского языка и литературы Сусан Е.П.
Цель работы: Рассмотреть проблему поиска справедливости  в романе Михаила Булгакова «Мастер и  Маргарита».  Выявить образы­носителей идеи  справедливости.  Понять их роль в решении поставленных задач. Понять, насколько актуальна сегодня проблема  поиска справедливости.
Гипотеза: Справедливость существует в современном  мире. Идея справедливости оформлена библейской  мыслью: «Каждому воздастся по делам его», а  также перефразирована Булгаковым: «Каждому  воздастся по вере его», мы хотели бы понять,  насколько живы эти идеи сегодня.
Новизна: В нашей работе мы попытаемся сравнить  представление о справедливости начала  XX века  с тем, что происходит сейчас, в современном  мире, почти век спустя. Для этого мы  воспользовались методом проблемного,  контекстуального и сравнительного анализов.
Актуальность:    Проблема поиска справедливости, на наш взгляд,  актуальна и в наши дни. А роман Михаила Афанасьевича  Булгакова, по нашему мнению, как нельзя более точно  отражает эту мысль. При выполнении работы нами были  рассмотрены понятия справедливости в Библии (Н.З.),  некоторых философов, изложенных во множествах  источников. Мы сравнили эти представления с точкой  зрения Булгакова, а также с пониманием её в   современном обществе.
Структура : Вступление. Теоретическая часть:                Понятие справедливости в Библии.                Понятие справедливости некоторых философов.               Значение справедливости  в картах Таро. Практическая часть:               Воплощение проблемы поиска справедливости в романе:               Идея справедливости               Образы­носители этой идеи              Образы антиподы              Ключевые моменты, которые помогают понять и решить данную проблему. Идея справедливости в современном мире (соц­опрос) Заключение. Список литературы.
Справедливость в Библии (Новый  Завет).
Справедливость в Библии (Новый  Завет).  Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил  тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке,  подставь и левую. (Мф.5:39) …И повелит Он им, дабы пошли они в огненный  ручей,  а дела каждого предстанут перед ними.  И воздастся каждому по делам его…  {Пс. 61:13; Мф. 16:27.}
Понятие справедливости в  философии. Хотя справедливость и не  может уничтожить пороков,  она не даёт им наносить  вред. Надо стараться воздавать  каждому по его заслугам;  это — основа  справедливости — Фрэнсис Бэкон    — Цицерон, «Об  обязанностях», I, 14, 42
Понятие справедливости в  философии. Когда справедливость  исчезает, то не остаётся  ничего, что могло бы придать  ценность жизни людей.                                 Иммануил Кант Справедливость без силы — одна  немощь, сила без справедливости  — тиранична. Надо, стало быть,  согласовать справедливость с  силой и для этого достигнуть,  чтобы то, что справедливо, было  сильно, а то, что сильно, было  справедливо. — Блез Паскаль
Старший аркан 8 Таро  Справедливость (Правосудие)  На карте, согласно традиции,  изображена не богиня правосудия  Фемида, а ее дочь Дике,  олицетворявшая правый суд, то  есть именно справедливость Требующий от богов справедливости  не должен забывать, что первый  счет будет предъявлен ему  самому. «Ибо каким судом  судите, таким и вас будут судить,  и какою мерою мерите, такою  и вас будут мерить»,  говорил Иисус.
Проблема поиска справедливости  в романе «Мастер и Маргарита». «Многим не нравится роман  «Мастер и Маргарита»,   потому что здесь зло не дьявол, а  люди».
Проблема поиска справедливости  в романе «Мастер и Маргарита». …И повелит Он им, дабы пошли они в огненный ручей,  а дела каждого предстанут перед ними.  И воздастся каждому по делам его…  {Пс. 61:13; Мф. 16:27.}  «Каждому воздастся по вере его» ­ так перефразировал Михаил Булгаков  известную фразу из Библии. Давайте подумаем, почему «Вера» заменила  «Дело» у Булгакова. Может, потому что Дело – следствие Веры? Но бывают  ситуации, где Вера – следствие Дела. Ведь для того, чтобы изменить и даже  спасти ещё не до конца сформировавшееся сознание  Ивана Бездомного,  Воланду пришлось на его глазах убить М. Берлиоза. Столь странную и  ироничную смерть Берлиоза Воланд потом объяснит читателям и самому  Берлиозу (то есть его голове) на Балу Сатаны: « Вы всегда были  проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке  прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Да сбудется  же  это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы  превращаетесь, выпить за бытие». Вот самое главное событие в романе, которое  подтверждает, насколько сильна вера человека и к чему она может привести.
Сравнение М. Булгакова и  Мастера. (Их гонения) Критик Латунский —  основной виновник  гонений Мастера,  давший несправедливую  оценку его роману.  оо ио ао Леоп льд Леон дович  Аверб х — один ин  прототипов критика  Латунского в романе  «Мастер и маргарита»,  участник гонений М.  Булгакова.
Образы­носители идеи  справедливости. В романе «Мастер и Маргарита»  вершителями справедливости  являются Иешуа Га­Ноцри ,  Воланд и его свита. Именно эти  герои судят и наказывают  провинившихся и вознаграждают  праведников, именно они  восстанавливают ту  справедливость, которую никто,  кроме них, восстановить не в  силах.
Образы­носители идеи  справедливости. "Так кто ж ты, наконец? Я  ­ часть той силы, что  вечно хочет зла и вечно  совершает благо" (Гете «Фауст»)
Образ Сатаны библейский, гетевский и булгаковский  • В Ветхом Завете мы явственно  различим тенденции использования  Богом злых сил для своих целей  (например эпизод с медным змеем –  Числа гл. 21),и даже внедрение в  сознание своего народа обряда  принесения жертв злым силам (это о  козле отпущения – Левит гл. 16).  В Гетте дьявол развенчивает все, что  представляется высоким и чистым,  искушает человека с помощью обмана,  и доводит до преступления. «А я –  лишь части часть, которая была        В начале всей той тьмы, что свет  произвела...» Гёте описывает  Мефистофеля не как Библейского  Сатану или Дьявола  т.е. противника  Бога Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость. Каждый получает по той  мере, в какой нарушал при жизни нравственные и этические нормы. Милосердие  чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые решения. Москвичи  страдают не от самого Воланда, а от проделок его свиты. Каковы же функции  Воланда? Он носитель принципа справедливости осуществляемой после жизни  человека.
Образы­носители идеи  справедливости. Свита Воланда помогает справедливо наказывать  людей за их грехи . Каждый получает по делам  своим и по вере .
Образы­носители идеи    справедливости. Иешуа – самый яркий  представитель идеи  справедливости. Га­Ноцри  проповедует любовь, терпимость  и справедливость .  Но, если  Воланд творя правосудие,  восстанавливая справедливость,  чаще все наказывал грешников,  то Иешуа Га­Ноцри, как человек  неспособный на жестокость и  нечуждый милосердию,  вознаграждает за любовь,  доброту, преданность и дарует  прощение за покаяние. Ведь  человек осознавший свою вину  заслуживает прощения и это  справедливо.
Образы­антиподы. Б а р о н   М а й г е л ь С тё п а  Л и х о д е е в   Р и м с к и й   ,   Б е р л и о з   Н и к а н о р   И в а н о в и ч   Б о с о й
Образы­антиподы
Ключевые моменты, которые помогают понять  проблему справедливости. Михаил Александрович Берлиоз попадает под  трамвай : Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку  регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой.  Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в  лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в  стеклянном ящике надпись «Берегись трамвая!». Тотчас и подлетел этот трамвай…Осторожный Берлиоз  решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке,  сделал шаг назад. И тотчас рука его скользнула и  сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по  булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу  подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы.   Столь странную и ироничную смерть Берлиоза Воланд  потом объяснит читателям и самому Берлиозу (то есть его  голове) на Балу Сатаны: « Вы всегда были проповедником  той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке  прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие.  Да сбудется  же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно  будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за  бытие».
Ключевые моменты, которые помогают понять  проблему справедливости Иван Бездомный пытается поймать  нечистую силу, и попадает в  психиатрическую клинику: Через четверть часа чрезвычайно  пораженная публика не только в  ресторане, но и на самом бульваре и в  окнах домов, выходящих в сад  ресторана, видела, как из ворот  Грибоедова Пантелей, швейцар,  милиционер, официант и поэт Рюхин  выносили спеленатого, как куклу,  молодого человека, который, заливаясь  слезами, плевался, норовя попасть  именно в Рюхина, давился слезами и  кричал: – Сволочь!
Справедливость как  вознаграждение  Тот кто любит должен разделять  участь того кого он любит.. Справедливость это не только  воздаяние за дела (грехи), но и  вознаграждение за  самоотверженность, любовь,  преданность, так были  отмечены Мастер и  Маргарита. Их наградой за  все трудности  стал вечный  покой, в котором они так  нуждались.
Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)
Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)
Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)
Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)
Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)
Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)
Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)
Идея справедливости в современном мире (соц­опрос)
Заключение Проведя исследование, мы пришли к выводу, что идея  поиска справедливости актуальна во все времена. Это  мы наблюдаем и в романе М. Булгакова. Все герои  так  или иначе получают свою награду «по делам и вере » .  Эта проблема была актуальна и для самого автора . Мы  в своей работе продемонстрировали этот факт. Для нас  важно было понять насколько актуальна эта идея в  современном  мире. Это помогает понять соц.опрос,  проведенный в нашем городе. Отрадно, что в числе  наших респондентов были председатель филиала  комиссии по правам  человека С.П.Миронова , а также  башкан АТО Гагаузия М.М. Формузал. Исходя  из всего  выше сказанного мы делаем вывод,  проблема поиска  справедливости актуальна и в наше время .
Список источников  А. Хшановска «Магия таро»  Библия : Мф.5:39; Втор.4:8; Пс.118:137; Мф.16:27; Мф.25:34­36; Мф.5:3­ 10; Мих.6:8; Втор.6:17­18; Ис.10:1­2; 3Цар.2:5­6,31­33; Мк.12:9; 3Цар.2:7;  Еф.6:1; Еф.6:1; Откр 15:3; Пс 10:7 ; Пс 32:5; Соф 3:5; 1Пет 2:23 ; Откр  16:5,7; 2Пар 19:7 ; Иов 34:19 ; Рим 2:11; Пс 9:18,19 ; Пс 102:6; Быт 2:17 ;  Рим 6:23; 1Ин 1:9.  Википедия. Викицитатник.   Деяния Апостолов   Желание Веков   Патриархи и Пророки   Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков  Энциклопедия Кольера   http://ru.wikipedia.org/wiki
скачать по прямой ссылке