Проблема социализации воспитанников детских домов.
Оценка 4.6

Проблема социализации воспитанников детских домов.

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
09.04.2018
Проблема социализации воспитанников детских домов.
Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Несмотря на попытки создания систем взаимодействия различных структур и органов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: домов ребёнка, детских домов, коррекционных школ-интернатов, до сих пор не обеспечиваются должные условия для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Несмотря на попытки создания систем взаимодействия различных структур и органов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: домов ребёнка, детских домов, коррекционных школ-интернатов, до сих пор не обеспечиваются должные условия для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Проблема социализации воспитанников детских домов.docx
Тема: «Проблема социализации воспитанников детских домов». Можно выделить несколько проблем, мешающих или тормозящих процесс социализации  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема 1. Отсутствие в детских домах квалифицированных специалистов. К сожалению, необходимо констатировать факт, что в нашей стране нет специальности  «воспитатель детского дома» и нет учреждений, которые готовят педагогов к работе в  условиях этого специфического вида детских учреждений. Поэтому многие воспитатели и  педагоги оказываются психологически не готовыми к данным условиям работы и очень  часто уходят. Дети вынуждены привыкать к тому, что взрослые вокруг них – это  временщики, которые постоянно меняются, что является фактором, негативно влияющим  на развитие и социализацию ребенка. Проблема 2. Эмоционально­личностные деформации. Специфический социально­психологический облик ребёнка, жизнь которого протекает вне  семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных влияний с неблагополучным  биологическим фактором развития. Мы часто, порой неосознанно, сравниваем детей детского дома с детьми,  воспитывающимися в семье. И нас удивляет их неприспособленность к жизни, нежелание  ничего делать, что для многих воспитанников д/дома не существует чистота, экономия, они не умеют найти выход из трудного положения,  уверены, что их проблемы должен решать  кто­то другой и ждут этого.   Как часто мы педагоги злимся на то, что все наши педагогические усилия по обучению и  воспитанию не дают положительного результата, обижаемся на детей, называя их  иждивенцами и потребителями. Хотя круг общения детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достаточно  широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом контакте не находит  удовлетворения, так как ребёнок нуждается в специфически материнском типе  эмоциональной стимуляции. Реально существующий широкий круг общения при  эмоционально поверхностном стиле отношения к конкретному ребёнку в условиях  детского дома не может восполнить дефицит эмоционального тепла. При широком круге  общения адекватные поведенческие стереотипы вырабатываются у детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей с большим трудом. Опека нескольких взрослых  сосредоточенная в раннем детстве на уходе за ребёнком, а позже ­ на контроле за ним,  многочисленные контакты со сверстниками, перегружающие и истощающие психику  ребёнка, не могут иметь позитивного значения для формирования личности и её  безболезненной социальной адаптации. Проблема 3. «Закрытость» пространства детских домов. Дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются жертвами процесса  социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном  обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к  недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях.  Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность  социальных связей детей­сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и  социального опыта, формирование единственной социально­ролевой позиции – позиции  сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники­сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся  жертвами различного рода преступлений. Проблема 4. Межличностные отношения. У детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей существуют трудности в  установлении межличностных отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что  отражается в характеристике этих отношений как «плохих» и «скорее плохих». В детских  домах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в  сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ, порицание, а  обращение с целью похвалы или проявления любви используются редко, в результате этого  у ребенка появляется негативная установка в отношении своего имени. Возможно поэтому  детдомовские дети часто используют в общении клички и прозвища, а мир делят на  «своих» (детдомовских) и «чужих» (живущих в семьях), на «мы» (своеобразный  психологический феномен детей из детского дома) и «они». Потребности в любви,  признании, уважении свойственные любому человеку, у воспитанника детского дома  фрустрированы и чаще реализуются через физическую силу, агрессию, другие асоциальные  формы поведения, отсюда «особые» отношения к «чужим», от которых детдомовцы не  ожидают ничего «хорошего» и чаще всего стремятся извлечь хотя бы выгоду. Проблема 5. Негативное отношение к детям из детских домов. Данная проблема есть обратная от предыдущей. Еще одним последствием социализации в  детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое  рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда  в обществе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и  воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение ребенок встречает не только  по выходе из детского дома, он растет и воспитывается в такой атмосфере. Проблема 6. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома. Ещё один важный аспект социализации – профессиональная ориентация подростка­сироты  или оставшегося без попечения родителей и подготовленность его к выбору профессии и  труду. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования детских учреждений  не даёт полной возможности для дальнейшего развития профессиональных предпочтений.  Об этом свидетельствуют самооценки профессиональных перспектив воспитанников в  детских учреждениях в сравнении с обычными детьми. В частности, среди детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются  специальности автомеханика, автослесаря, повара,  обогатителя, парикмахера, швеи­ мотористки, штукатура­маляра,  кондитера и т.п. Воспитанники сиротских учреждений  выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют  обязательного высшего образования. Возможности подростка­сироты формировать свои  профессиональные планы, в значительной мере снижены из­за жёсткой распределительной  системы, ограничивающей круг выбираемых профессий .  Для профессионального  ориентирования должен быть тесный контакт между детскими учреждениями и  профессиональной структурой, чтобы была возможность более верно определять  возможности в профессиональной ориентации конкретного воспитанника и тем самым  помогать ему в его самоопределении.  Проблема 7. Неприспособленность к самостоятельной жизни. Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализции и  социализации в процессе проживания детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для  эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально­ педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Воспитанников детского дома, к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию,  готовности заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут – государство взяло на  себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и  запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне ­ это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно  или невольно воспитывается иждивенческая позиция: дети не умеют ни готовить, ни  убирать, ни штопать свои вещи. Когда ребенок выходит из детского дома, он совершенно  не приспособлен к жизни: получая квартиру, но не может жить один – в детском доме в  комнате с ним рядом постоянно находилось четыре­пять человек, он не знает, как  расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о  жизни за стенами детского дома. Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами  мошенников и криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества и  непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, противоправных действиях. Из выше сказанного можно сделать вывод, что воспитание в детском доме на сегодняшний  день не способствует успешной социализации детей сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей. Все соглашаются с тем, что усыновление, опека, помещение ребёнка  в приёмную семью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом.  Но надо считаться с тем, что далеко не всегда удаётся использовать именно эти формы  социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Детские дома будут  существовать ещё значительное время. В связи с этим важно продолжать поиск путей  модернизации сети учреждений, чьей основной функцией является забота о детях­сиротах  и детях, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствования процессов их  социализации. Для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и  интернатных  учреждений, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать.  Например , очень хорошей формой работы является шефская работа. Существует  множество вариантов помощи воспитанникам детских домов, начиная от пожертвований,  заканчивая, непосредственно усыновлением. Каждый вид по­своему хорош, потому что,   так или иначе облегчает несладкую детдомовскую жизнь.  Шефство – это один из таких  вариантов. С точки зрения законодательства, шефство никак не регламентировано. Оно  держится лишь на доброй воле людей, вызвавшихся быть шефами, отдать своё личное  время, деньги, эмоции тем, кто больше всего в этом нуждается. И, конечно, на доброй воле  руководителей детских учреждений – ведь именно они «пускают» шефов к детям.  Основной целью шефской работы является содействие социальной адаптации детей из  детских домов.  Посредством этого решаются следующие задачи: организовать регулярное  и долговременное общение  ребёнка со взрослыми из внешнего мира, сформировать у  ребёнка чувство нужности и общности с кем – то вне детского учреждения, помочь  почувствовать себя отдельной личностью, а не только  членом группы, содействовать  формированию  у ребёнка  навыков общения,  формулированию своих мыслей, расширение  социального кругозора, помочь  расширению знаний ребёнка о реальной жизни  вне   детского учреждения, содействовать формированию у ребёнка чувства ответственности в  отношениях.  Дети­сироты – это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие  родительской заботы невозможно в полной мере компенсировать ничем. Довольно часто  люди предпочитают не замечать то, что доставляет им тревогу, то, что  вызывает сильные эмоции  и требует соответствующих действий с их стороны. Но то, что  мы порой игнорируем проблемы, не решает их, а  наоборот усугубляет их. Шефская работа – это не простая попытка посмотреть правде в глаза и что­то изменить  в существующей  системе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Шефство – это нематериальная форма помощи детям из детских домов, заключающаяся в  общении с ребёнком в любом виде: будь то переписка или  личные встречи. При этом  шеф  не является спонсором. Шеф – это скорее друг, наставник, помощник. Это в очередной раз  доказывает, что желание заботиться, делиться теплом, а иногда и опытом, не зависит ни от  чего иного, кроме как от личной инициативы и осознания важности такого общения для  детей, которые лишены семьи. «Шефы» — для детей, оставшихся, как говорят, «без попечения родителей»,  — особое  слово. С ним связаны приятные моменты, которые надолго остаются в памяти этих  ребятишек. Шефы  беседуют по душам, интересуются их успехами.  Но искреннее участие и неравнодушное отношение даёт им почувствовать, что в мире есть  добро! Дети детских домов и интернатных  учреждений  социально и педагогически запущенны ­  это значит что практически ­ многие ребята имеют уже достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжелую наследственность,  определенные психические нарушения. Необходимо вкладывать свою душу, тратить свое  время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей. Детей, которые часто бывают жестокими и злыми. Преодолеть все трудности в воспитании  наших детей нам помогают  шефы. Потому что общение со взрослыми даёт ребёнку ощущение нужности, обретение  старшего друга в лице взрослого человека, внимание и заботу, сопереживание, искреннюю  и неугасаемую заинтересованность его жизнью, умение вовремя поддержать и дать мудрый  совет, стремление быть рядом. Шефская работа – это очень  нужная работа, её нужно  поддерживать, проводить. Это социализация, которую мы проводим через общение с  взрослыми, нашими – друзьями шефами, так как детям детского дома не хватает  положительного образа взрослого человека, обыкновенного нормального взрослого  человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребёнка с  таким человеком может определить его дальнейшую жизнь и поможет стать взрослым  человеком. Ощущение нужности, обретение старшего друга в лице взрослого, внимание и  заботу, сопереживание, искренность и неугасаемую заинтересованность его жизнью, умение вовремя поддержать и дать мудрый совет – вот что получают наши воспитанники, общаясь  с нашими шефами. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников интернатных  учреждений необходимо заложить и работу по преодолению причин самого явления –  сиротства, и работу по развитию института приемной семьи, и систему механизмов по  социализации детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на уровне  самих интернатных учреждений нашло бы свое отражение в создании программ  социализации для данной категории детей.

Проблема социализации воспитанников детских домов.

Проблема социализации воспитанников детских домов.

Проблема социализации воспитанников детских домов.

Проблема социализации воспитанников детских домов.

Проблема социализации воспитанников детских домов.

Проблема социализации воспитанников детских домов.

Проблема социализации воспитанников детских домов.

Проблема социализации воспитанников детских домов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018