ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Оценка 4.8

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
администрации
Взрослым
10.12.2018
ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17 Автодорожного факультета «ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова» Расторгуев Александр Александрович ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В настоящее время государство и бизнес-сообщество ставит перед образовательными учреждениями задачу – подготовить настоящих специалистов, а не просто выпускников с дипломными корочками. Рынок труда нуждается в высокопрофессиональных кадрах, умеющих качественно и ответственно выполнять свои обязанности, адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Одним из путей совершенствования подготовки специалистов является внедрение дуальной системы обучения. Дуальная форма профессионального образования характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении. Ключевые слова: Проблемы, дуальное образование, предприятия Агентство стратегических инициатив совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при методической поддержке Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» с декабря 2013 года реализует системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» [1, с.4]. Дуальное образование – это особая форма профессионального обучения, которое проводится параллельно в двух организациях: в образовательном учреждении (в основном теоретическая, фундаментальная подготовка) и на реальном предприятии (практическая подготовка). Обучение проводится в соответствии с утвержденными стандартами при четком разделении сфер ответственности за подготовку специалиста между участниками. Оно предполагает организационное и финансовое участие предприятия. В организационном плане дуальное образование – это продвинутая ступень публично-частного партнерства в образовании (в расширенном значении данного термина). Взаимодействие публичного института (образовательного учреждения) и предприятия происходит путем построения единой полезной для обеих сторон деятельности, с четким распределением ответственности, полномочий и финансирования. Точнее, следует говорить о четырех участниках процесса, каждый из которых получает свою выгоду от дуального обучения: студент, образовательное учреждение, работодатель и государство (см. табл.1). Таблица 1 Выгоды дуального образования Студент Образовательное учреждение Работодатель Государство 1. Осваивает востребованную специальность. 2. Получает реальные профессиональные умения и компетенции на рабочем месте, на основе эффективных технологий. 3. Повышает свои шансы на трудоустройство, проходя практику у потенциального работодателя. 4. Знакомство с современным оборудованием. 5. Отработка принципов общения в реальном трудовом коллективе. 6. Возможность получения дополнительной компенсации за счет работодателя. 1. Повышение практической ориентированности обучения. 2. Концентрация на фундаментальной подготовке. 3. Повышение технологического уровня обучения. 4. Быстрое реагирование на изменение спроса работодателя на рабочий персонал. 5. Обновление материальной базы за счет работодателя. 1. Решает проблему омолаживания кадров. 2. При содействии образовательного учреждения готовит специалистов, точно соответствующих его задачам. 3. Получает персонал с определенными навыками, уже прошедший этап трудовой социализации. 4. В ходе практического обучения есть возможность произвести отбор лучших студентов для подписания трудовых договоров. 1. Сокращаются расходы на профессиональное образование за счет работодателя. 2. Обеспечивается подготовка специалистов с потребностями работодателей. 3. Повышение уровня трудоустройства. Профобразование России не готово к переводу в дуальный режим. На рабочих местах запутались в процессах оптимизации профобразования. [2, с.10-11]. Промышленные предприятия малых городов также оказались не готовы к реформе образования. Работодатели плохо понимают плюсы и минусы дуального образования (см. Табл.2). Таблица 2 Достоинства и недостатки дуального образования Достоинства Недостатки Дуальное образование в максимальной степени ориентировано на реальные и осознаваемые перспективные потребности предприятий в специалистах Увеличение веса профессиональной и практической подготовки проводится за счет ослабления общетеоретической, что негативно сказывается на возможностях дальнейшего переобучения, переподготовки Максимально возможная «практикоориентированность» Возможности профессионального развития во многом ограничены отраслевой спецификой региона, в котором проживает ученик Профессиональная и социальная адаптация студентов в ходе практической подготовки, готовность влиться в трудовой коллектив сразу после окончания учебы Проблема наставничества. Недостаток высококвалифицированных рабочих на многих предприятиях затрудняет реализацию возможностей по подготовке специалистов. Различия в уровне персонала, который можно задействовать для наставничества, будут постепенно только увеличивать квалификационный разрыв между предприятиями лидерами и отстающими. Софинансирование процесса обучения со стороны бизнеса, снижение нагрузки на бюджет Узкая профессиональная специализация повышает корпоративную и территориальную закрепощенность выпускников Высокий процент трудоустройства по специальности Включение в реальный производственный процесс снижает учебную мотивацию Обеспечивает для предприятий более мягкий режим сменяемости кадров Высокие физические и психологические нагрузки на студентов Относительная финансовая независимость студентов Трудность подготовки кадров для предприятий «неорганизованного» малого бизнеса Несовершенство ФГОС создаёт очередную проблему дуального образования, так например в ФГОСе по специальности «23.01.03 Автомеханик» есть вид деятельности «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» в рамках которого выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями: ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях; ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций; ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию [3]. Тем самым, работодатели не могут обеспечить производственную практику из – за отсутствия материальной базой. Предприятие не берет обязательств по трудоустройству выпускника, но именно оно выступает основным инициатором, заказчиком подготовки тех или иных специалистов и в большинстве случаев оно заинтересовано в качественной подготовке специалиста именно для того, чтобы по окончанию обучения пригласить его на работу. При дуальном обучении одной из важнейших фигур системы является наставник. Именно от него зависит не только освоение практических навыков профессиональной деятельности, но и успешность личностной адаптации молодых людей к постоянной работе, к производственным и социальным отношениям. Очень часто курирование производственной практики обучающихся доверяют рабочим, мастерам пенсионного и предпенсионного возраста. К сожалению, не все пенсионеры сегодня готовы к работе на современном оборудовании, и с учениками из «поколения гаджетов». Для того, чтобы внедрять дуальное образования необходимо работать в тесном контакте с базовыми предприятиями, имеющими возможность внедрения дуальной системы обучения. Разрабатывать совместно с работодателями учебные планы и программы. Обеспечивать создание на предприятиях ученических мест и мастерских. Для внедрения дуальной системы необходимо вводить обязательную стажировку преподавателей специальных дисциплин на рабочем месте. К сожалению, современная экономика малых городов заставляет предприятия производить оптимизацию расходов и реструктуризацию производств. Тем самым, на предприятиях сокращаются площади, объемы производства и персонал. Предприятия не готовы к выделению финансирования, не готовы тратить свое время на разработку программ. Происходит моральный износ оборудования, современное оборудование не закупается, а если и закупается, то отсутствует компетентный персонал. Библиографический список 1. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров методические рекомендации по реализации [Электронный ресурс] // URL: http://www.Минобрнауки.рф/проекты/509/файл/6898/Metodicheskie_rekomendacii.pdf (дата обращения 03.12.2016). 2. Захарченко Л.В., Некрасов С.И., Некрасова Ю.А. Пилотный Проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов: Профессиональное образование. Столица № 4 2015. 3. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 701 (ред. от 09.04.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29498).
Проблема ДО.docx
Магистрант 2­го курса группы М­ПО­17  Автодорожного факультета  «ФГАОУ ВО Северо­Восточного Федерального университета  им. М. К. Аммосова» Расторгуев Александр Александрович ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В настоящее время государство и бизнес­сообщество ставит перед образовательными  учреждениями задачу – подготовить настоящих специалистов, а не просто выпускников с  дипломными корочками. Рынок труда нуждается в высокопрофессиональных кадрах,  умеющих качественно и ответственно выполнять свои обязанности, адаптироваться к  изменяющимся экономическим условиям. Одним из путей совершенствования подготовки  специалистов является внедрение дуальной системы обучения. Дуальная форма  профессионального образования характеризуется как образовательный процесс, сочетающий  практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном  образовательном учреждении.  Ключевые слова: Проблемы, дуальное образование, предприятия Агентство стратегических инициатив совместно с Министерством образования и науки Российской   Федерации,   Министерством   экономического   развития   Российской   Федерации, Министерством   труда   и   социальной   защиты   Российской   Федерации,   Министерством промышленности   и   торговли   Российской   Федерации   при   методической   поддержке Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» с декабря 2013 года реализует системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» [1, с.4]. Дуальное   образование   –   это   особая   форма   профессионального   обучения,   которое проводится параллельно в двух организациях: в образовательном учреждении (в основном теоретическая,   фундаментальная   подготовка)   и   на   реальном   предприятии   (практическая подготовка). Обучение проводится в соответствии с утвержденными  стандартами при четком разделении   сфер   ответственности   за   подготовку   специалиста   между   участниками.   Оно предполагает организационное и финансовое участие предприятия. В организационном плане дуальное образование – это продвинутая ступень публично­ частного   партнерства   в   образовании   (в   расширенном   значении   данного   термина). Взаимодействие   публичного   института   (образовательного   учреждения)   и   предприятия происходит путем построения единой полезной для обеих сторон деятельности, с четким распределением ответственности, полномочий и финансирования. Точнее, следует говорить о четырех   участниках   процесса,   каждый   из   которых   получает   свою   выгоду   от   дуального обучения: студент, образовательное учреждение, работодатель и государство (см. табл.1). Выгоды дуального образования Таблица 1 Студент Образовательное Работодатель Государство     Осваивает   Повышает   свои на 1. востребованную специальность. 2.   Получает   реальные профессиональные умения   и   компетенции на   рабочем   месте,   на основе   эффективных технологий. 3. шансы трудоустройство, проходя   практику   у потенциального работодателя. 4. современным оборудованием. Отработка 5. принципов   общения   в реальном   трудовом коллективе. 6. получения дополнительной компенсации   за   счет работодателя.   Знакомство   с Возможность         Обеспечивается   Сокращаются на 1. расходы профессиональное образование   за   счет работодателя. 2. подготовка специалистов потребностями работодателей. 3. Повышение уровня трудоустройства. с   учреждение     Повышение Повышение 1. практической ориентированности обучения. 2.   Концентрация   на фундаментальной подготовке. 3. технологического уровня обучения. Быстрое 4.   на реагирование спроса изменение   работодателя на   рабочий персонал. Обновление 5. материальной   базы   за счет работодателя.       Получает с 1.   Решает   проблему омолаживания кадров. 2.   При   содействии образовательного учреждения   готовит специалистов, точно соответствующих его задачам. 3. персонал   определенными навыками,   прошедший   трудовой социализации. 4.   практического обучения   возможность произвести   отбор лучших   студентов для подписания трудовых договоров. уже этап ходе есть В     Профобразование России не готово к переводу в дуальный режим. На рабочих местах запутались   в   процессах   оптимизации   профобразования.   [2,   с.10­11].   Промышленные предприятия малых городов также оказались не готовы к реформе образования. Работодатели плохо понимают плюсы и минусы дуального образования (см. Табл.2). Достоинства и недостатки дуального образования Таблица 2  Недостатки Достоинства Дуальное   образование   в   максимальной степени   ориентировано   на   реальные   и осознаваемые   перспективные   потребности предприятий в специалистах Максимально «практикоориентированность»   возможная Профессиональная и социальная адаптация студентов в ходе практической подготовки, готовность   влиться   в   трудовой   коллектив сразу после окончания учебы Софинансирование   процесса   обучения   со стороны   бизнеса,   снижение   нагрузки   на бюджет Высокий   процент   трудоустройства   по специальности Обеспечивает   для   предприятий   более мягкий режим сменяемости кадров Относительная   финансовая   независимость студентов   предприятиях   Увеличение   веса   профессиональной   и практической   подготовки   проводится   за счет   ослабления   общетеоретической,   что негативно   сказывается   на   возможностях дальнейшего переобучения, переподготовки Возможности   профессионального   развития во   многом   ограничены   отраслевой спецификой региона, в котором проживает ученик Проблема   наставничества.   Недостаток высококвалифицированных   рабочих   на многих затрудняет реализацию   возможностей   по   подготовке специалистов. Различия в уровне персонала, который   можно   задействовать   для наставничества,   будут   постепенно   только увеличивать     квалификационный   разрыв между   предприятиями   лидерами   и отстающими. Узкая   профессиональная   специализация повышает и закрепощенность территориальную выпускников Включение   в   реальный   производственный процесс снижает учебную мотивацию  Высокие   физические   и   психологические нагрузки на студентов Трудность   подготовки   кадров   для предприятий   «неорганизованного»   малого бизнеса корпоративную       Несовершенство   ФГОС   создаёт   очередную   проблему   дуального   образования,   так например   в   ФГОСе   по   специальности   «23.01.03   Автомеханик»   есть   вид   деятельности «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» в рамках которого выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями: ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях; ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций; ПК 3.3. Вести и оформлять учетно­отчетную и планирующую документацию [3]. Тем самым, работодатели не могут обеспечить производственную практику из – за отсутствия материальной базой. Предприятие не берет обязательств по трудоустройству выпускника, но именно оно выступает основным инициатором, заказчиком подготовки тех или иных специалистов и в большинстве случаев оно заинтересовано в качественной подготовке специалиста именно для того, чтобы по окончанию обучения пригласить его на работу. При   дуальном   обучении   одной   из   важнейших   фигур   системы   является   наставник. Именно   от   него   зависит   не   только   освоение   практических   навыков   профессиональной деятельности, но и успешность личностной адаптации молодых людей к постоянной работе, к производственным и социальным отношениям. Очень часто курирование производственной практики   обучающихся   доверяют   рабочим,   мастерам   пенсионного   и   предпенсионного возраста.   К   сожалению,   не   все   пенсионеры   сегодня   готовы   к   работе   на   современном оборудовании, и с учениками из «поколения гаджетов». Для   того,   чтобы   внедрять   дуальное   образования   необходимо   работать   в   тесном контакте с базовыми предприятиями, имеющими возможность внедрения дуальной системы обучения.   Разрабатывать   совместно   с   работодателями   учебные   планы   и   программы. Обеспечивать   создание   на   предприятиях   ученических   мест   и   мастерских.   Для   внедрения дуальной   системы   необходимо   вводить   обязательную   стажировку   преподавателей специальных   дисциплин   на   рабочем   месте.   К   сожалению,   современная   экономика   малых городов   заставляет   предприятия   производить   оптимизацию   расходов   и   реструктуризацию производств. Тем самым, на предприятиях сокращаются площади, объемы производства и персонал.   Предприятия   не   готовы   к   выделению   финансирования,   не   готовы   тратить   свое время   на   разработку   программ.   Происходит   моральный   износ  оборудования,   современное оборудование не закупается, а если и закупается, то отсутствует компетентный персонал.  1.   Методические   рекомендации   по   реализации   дуальной   модели   подготовки Библиографический список высококвалифицированных   рабочих   кадров   методические   рекомендации   по   реализации [Электронный URL: ресурс]     //   http://www.Минобрнауки.рф/проекты/509/файл/6898/Metodicheskie_rekomendacii.pdf обращения 03.12.2016).   (дата 2.   Захарченко   Л.В.,   Некрасов   С.И.,   Некрасова   Ю.А.   Пилотный   Проект   «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов: Профессиональное образование. Столица № 4 2015. 3.   Приказ   Минобрнауки   России   от   02.08.2013   N   701   (ред.   от   09.04.2015)   "Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29498).

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018