Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)
Философия образования - исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем.
Философия образования приобрела социально-институциализированную форму в середине 40-х гг. ХХ (20) в., когда в США, а затем и в Европе были созданы специальные общества по философии образования. Впрочем, и задолго до этого философия образования составляла немаловажный компонент систем великих философов.
Так, проблемы образования обсуждались Платоном, Аристотелем, Яном Амосом
Коменским, Локком, Гербартом. Целая эпоха в развитии философии непосредственно
связана с идеалами Просвещения. В философии XIX ( 19) в. проблема
образования человека (Bildung) рассматривалась как центральная (напр., у Гердера,
Гегеля и др.). В России это относится к педагогическим идеям В.Ф.Одоевского,
А.С.Хомякова, П.Д.Юркевича, Л.Н.Толстого. И в ХХ (20) в. многие философы
применяли принципы своей философии к изучению проблем образования (напр., Д. Дьюи,
М. Бубер и др.). Философия, обращаясь к педагогической теории и практике, к
проблемам образования, не ограничивалась описанием и рефлексией о сложившейся
системе образования, ее целях и уровнях, а выдвигала проекты ее преобразования
и построения новой системы образования с новыми идеалами и целями. Ещё в 1930-х
гг. педагогика трактовалась как прикладная философия (например, у С.И.Гессена).
К середине ХХ (20) в. положение дел начинает меняться – обособление
философии образования от общей философии нарастает, философия образования
обретает институциальную форму (создаются ассоциации и объединения, с одной
стороны, философов, занимающихся проблемами воспитания и образования, а с
другой стороны, педагогов, обращающихся к философии). В философии образования
усматривали способ мысли, который даст возможность преодолеть разноречье в
педагогических теориях и концепциях, подвергнуть критическому анализу исходные
принципы и предположения различных педагогических теорий, выявить
фундаментальные основания теоретического знания в педагогике, найти те
предельные основания, которые могут послужить почвой для консенсуса в
сообществе педагогов.
Вместе с тем, философия образования выдвигает новые ориентиры для реорганизации
системы образования, артикулирует новые ценностные идеалы и основания новых
проектов образовательных систем и новых направлений педагогической мысли.
Проекты эти различны по своим целям и направленности – одни направлены на
преобразование институций образования (от школы до университетов), другие – на
трансформацию внеинституциального образования (например, программа непрерывного
образования).
Основными причинами формирования философии образования как особой
исследовательской области философии являются: 1) обособление образования в
автономную сферу жизни общества; 2) диверсификация институций образования; 3)
разноречье в трактовке целей и идеалов образования, которое фиксируется как
многопарадигмальность педагогического знания; 4) новые требования к системе
образования, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному,
информационному обществу.
Основное размежевание внутри философии образования проходит между
эмпирико-аналитическими и гуманитарными направлениями и отражает альтернативные
подходы к субъекту образования – человеку.
Эмпирико-аналитическая традиция в философии образования использовала
понятия и методы бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, а также
кибернетический подход к психике человека. Собственно аналитическая философия
образования возникает в начале 1960-х гг. в США и Англии. Её представителями
являются И. Шеффлер, Р.С. Питерс, Е.Макмиллан, Д.Солтис и др. Основная цель
философии образования усматривается в логическом анализе языка, употребляемого
в практике образования (выявление содержания терминов «образование», «обучение»,
«воспитание»; анализ речевых высказываний педагогов, методов изложения
педагогической теории и т.д.). Содержание образования подчинено критериям
научной проверяемости. Вместе с тем аналитическая философия образования
подвергла критике идеологическую индоктринацию, присущую системам
англо-американского образования, показала, что современная школа,
реформированная в соответствии с философией Д.Дьюи, внушает обучаемым
идеологические доктрины без анализа корректности их исходных посылок и
нерелевантна требованиям современного общества.
В кон. 1970-х гг. аналитическая философия образования осуществляет переход от
принципов логического позитивизма к принципам философии лингвистического
анализа, к аналитике обыденного языка, прежде всего, к философии позднего
Л.Витгенштейна, подчеркивая роль «языковых игр» и семантики в образовании.
В кон. 1960-х гг. в философии образования формируется новое направление –
критико-рационалистическое. Принимая основные принципы критического
рационализма К.Поппера, это направление стремится построить опытно-научную
педагогику, дистанцированную от ценностей и метафизики, подвергает критике
наивный эмпиризм, подчеркивая, что опыт не самодостаточен, что он нагружен
теоретическим содержанием, а его диапазон определяется теоретическими
позициями. Представителями этого направления в аналитической философии
образования являются В. Брецинка, Г. Здарзил, Ф. Кубэ, Р.Лохнер. Для
критико-рационалистической философии образования характерны: 1) трактовка
педагогики как прикладной социологии и поворот к социальной педагогике; 2)
противопоставление социальной инженерии холизму и в связи с этим критика
долгосрочного планирования и проектирования в педагогической практике; 3)
критика тоталитарного подхода в образовании и педагогическом мышлении и
отстаивание принципов «открытого общества» и демократических институций в
управлении системой образования; 4) ориентация педагогической теории и практики
на воспитание и образование критически-проверяющего разума, на формирование
критических способностей человека. Это направление в 1970–80-х гг., вступив в
полемику с представителями гуманитарных направлений в философии образования,
модифицировало ряд своих положений, в частности, восприняв некоторые идеи
«педагогической антропологии».
Таким образом., аналитическая философия образования ориентируется на
критический анализ языка педагогики, на выявление структуры педагогического
знания, на изучение статуса теоретического знания в педагогике, взаимоотношение
ценностных высказываний и высказываний о фактах, на осмысление взаимоотношений
дескриптивной и нормативной педагогики. В этой традиции философия образования
отождествляется с метатеорией или с критико-рационалистическим анализом роста
педагогического знания от постановки проблем к выдвижению теорий.
Истоками гуманитарных направлений в философии образования являются системы
немецкого идеализма начала XIX (19(в. (особенно Ф. Шлейермахер, Г. Гегель), философия жизни
(прежде всего, философия В. Дильтея, Г. Зиммеля), экзистенциализм и различные
варианты философской антропологии. Для гуманитарных направлений в философии
образования характерны: 1) подчеркивание специфичности методов педагогики как
науки о духе, 2) еёгуманитарная направленность, 3) трактовка образования как
системы осмысленных действий и взаимодействий участников педагогического
отношения, 4) выдвижение на первый план метода понимания, интерпретации смысла
действий участников образовательного процесса.
Внутри гуманитарной философии образования можно выделить несколько направлений:
1) герменевтический историзм Г.Ноля, в центре которого понятия
«повседневность», «жизненный мир» человека; это направление отстаивает мысль о
том, что в любом жизненном акте существует образовательный момент; задача
философии образования трактуется как осмысление всех духовных объективаций
человека, образующих некую целостность, как анализ специфики педагогического
отношения (Bezug) – исходной клеточки педагогического действия, проникнутого
ответственностью и любовью;
2) структурная герменевтика Э. Венигера и В. Флитнера, которые, исходя из
автономии образования в современном обществе, рассматривают педагогику и
философию образования как критическую интерпретацию педагогических действий и
взаимоотношений внутри педагогического процесса, анализируют структуру теории,
выявляя её различные уровни, подчеркивают значение герменевтики в
педагогической теории и практике, а также выдвигают программу автономии
образования;
3) педагогическая антропология, представленная в различных вариантах – от
натуралистически ориентированных (Г. Рот, Г. Здарзил, М. Лидтке) до
феноменологических (О. Больнов, И. Дерболав, К. Данелт, М.Я. Лангевелд).
Для первых педагогическая антропология – частная интегративная наука, объединяющая достижения и методы всех наук о человеке, в том числе теории эволюции, экологии, этиологии, психологии и т.д. Феноменологические варианты видят в педагогической антропологии определенный способ рассмотрения, подход, методологию, не завершающуюся в педагогической теории. При этом на первый план выдвигается понятие «homo educandus». С помощью метода феноменологической редукции на материале автобиографических и биографических источников авторы стремятся построить антропологию детства и юношества.
В последние годы ядром педагогической антропологии становится «образ человека»,
который строится исходя из биологической недостаточности человека, его
открытости и становления в процессе воспитания и образования, понимания
человека как целостности, где духовно-душевное неразрывно связано с телесным.
Различие в концепциях педагогической антропологии во многом объясняется
ориентацией на определенного рода концепции философской антропологии (А. Гелена,
М. Шелера, Э. Мунье, М.Хайдеггера, Г.Марселя и др.);
4) экзистенциально-диалогическая философия образования, представленная прежде
всего М. Бубером, усматривавшим смысл и основания педагогического отношения в
межличностных связях, во взаимосвязи «Я» и «Ты». Представителями этого течения,
для которого основополагающий принцип воспитания и образования – диалог,
выступали А. Петцелт, К. Шаллер (характеризовавший образование как симметричную
коммуникацию между учителем и учениками), К. Мелленхауэр (обратившись к теории
коммуникации Ю. Хабермаса и К.О. Апеля, он определял образование как форму
коммуникативного действия);
В 1970–80-е гг. становится популярным критико-эмансипаторское направление
в философии образования, которое под влиянием критической теории общества
Франкфуртской школы развернуло радикальную программу «десекуляризации
общества», т.е. ликвидации школы как социального института. Его представители
(А. Иллич, П. Фрейре) видели в школе источник всех социальных бед, поскольку
она является образцом для всех социальных институтов, воспитывает конформиста,
основана на дисциплине, погашении любых творческих потенций ребенка, на
педагогике подавления и манипуляции. Они же предложили проект реорганизации
образования, которое должно базироваться на профессиональном обучении в ходе
межличностного общения ученика с мастером и строиться на идеалах
«конвивальности» (термин, предложенный А. Илличем для характеристики
совместного существования, сотрудничества и самоценности общения, как между
людьми, так и между человеком и природой). Программы А. Иллича и П. Фрейре были
близки «теологии освобождения». По сути дела это направление в философии
образования является вариантом антипедагогики, которая, не признавая
современные институции образования, сводит всё общение с детьми к эмпатической
совместной жизни и полностью исключает любые требования к педагогическому
процессу и содержанию образования, любые нормы и регулятивы в обучении и
образовании.
С критико-эмансипаторским направлением в философии образования во многом
смыкается постмодернистская философия образования, которая выступает против
«диктата» теорий, за плюрализм педагогических практик, проповедует культ
самовыражения личности в малых группах. Среди представителей этого направления
– Д. Ленцен, В. Фишер, К. Вюнше, Г. Гизеке (Германия), С. Ароновитц, У. Долл (США).
В советский период, несмотря на то, что официально существовали лишь
марксистско-ленинская философия и марксистско-ленинская педагогика,
формировались (особенно с 1950-х гг.) различные направления в философии
образования (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков С.Л.Рубинштейн,
Г.Л.Щедровицкий, и др.). В.В.Давыдов, основываясь на идеях Э.В. Ильенкова,
выдвинул достаточно развёрнутую и перспективную программу реорганизации
образовательного процесса, его содержания и методов обучения.
Традиции отечественной философии образования, её ответы на вызовы времени ещё
слабо изучены. Наследие отечественных философов образования во времена
тотального господства марксистской идеологии и нормативно-догматической
педагогики осталось невостребованным.
Общими тенденциями философии образования накануне XXI (21) в. являются:
1) осознание кризиса системы образования и педагогического мышления как выражение кризисной духовной ситуации нашего времени;
2) трудности в определении идеалов и целей образования, соответствующего новым требованиям научно-технической цивилизации и формирующегося информационного общества;
3) конвергенция между различными направлениями в философии образования (например, между педагогической антропологией и диалогической философией образования; между критико-рационалистическим направлением и критико-эмансипаторским направлением);
4)
поиски новых философских концепций, способных служить обоснованием системы
образования и педагогической теории и практики (выдвижение на первый план
феноменологии, поворот к дискурсному анализу М.Фуко и др).
Литература:
1.
Куликов П.К. Педагогическая антропология. М., 1986;
2. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990;
3. Философия образования для XXI в. М., 1992;
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995;
5. Философия образования: состояние, проблемы, перспективы (Материалы заочного
«круглого стола»). – «ВФ», 1995, № 11;
6. Философия образования. М., 1996;
7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. М., 1997;
8. Denkformen und Forschungsmethoden der
Erziehungswissenschaft, Bd. 1, hrsg. S.Oppolzer. Münch., 1963;
9. Roth H. Pädagogische Anthropologie, Bd. 1–2. Hannover, 1971;
10. Benner D. Hauptströmungen der Erziehungswissenschaft. Münch.,
1973;
11. Philosophers on Education, eds. by R.S.Brumbaugh, Ν.Μ.Lawrence.
Lanham, 1986;
12. Philosophy on Education. Encyclopedia. N. Y., 1997.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.