Проблемное обучение на уроках.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ФГОС отражает смену ценностных установок образования — от освоения предметов к развитию личности. В этих условиях особое значение приобретает способность учителя осваивать новые технологии. Одна из них – технология проблемного обучения. Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников. Постоянное создание на уроке проблемных ситуаций при изучении новой темы приводит к тому, что ученик стремится их разрешить. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к саморазвитию.
Иконка файла материала проблемное.doc
Проблемное обучение на уроках.            ФГОС отражает смену ценностных установок образования — от освоения предметов к развитию   личности.  В  этих  условиях  особое   значение  приобретает   способность  учителя осваивать новые технологии. Одна из них – технология проблемного обучения.            Жизнь постоянно   ставит   перед   человеком   различные проблемы. Умение искать и находить   пути   решения   возникающих   проблем   –   одно   из   качеств   успешной   личности. Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников. Постоянное создание на уроке проблемных ситуаций при изучении новой темы приводит к тому, что ученик стремится их разрешить. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная  к саморазвитию. Умение   решать   проблемы   является   важнейшей   ключевой   компетенцией,   необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Моделью   организации   учебного   процесса   является   обучение   через   открытие.   Формы организации   учебного   пространства   –   групповое   и   межгрупповое.   При   этом   учащиеся развивают коммуникативные умения.           Одной из черт проблемной ситуации является наличие познавательной задачи. Дело в том, что учащихся не трудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление может остаться «невключенным». Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы,   в   ней   должно   быть   что­то   известно,   заданы   какие­то   отправные   данные   для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый   психологический   элемент,   заключающийся   в   новизне   и   яркости   фактов,   в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску. В   зависимости   от   содержания   учебного   материала,   психолого­возрастных   особенностей учащихся   выделяют   различные   способы   создания   проблемной   ситуации. 1.Способ аналогий.    В   этом   случае   мы   опираемся   на   имеющийся   у   учащихся   житейский   опыт   или   же актуализируем   ранее   полученные   задач.  знания   для   решения   новых   2. Индуктивный, аналитико­ синтетический способ.3.   Отыскание   причин,   обусловливающих   то   или   иное   изучаемое   явление   на   основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.   4.Выдвижение   проблемного   вопроса. Этот   прием   используется   тогда,   когда   для   решения проблемы   и   овладения   новыми   знаниями   нужно   творчески   применить   какой­то   ранее изученный принцип или закономерность.   5.Выдвижение гипотез, предположений. 6.Создание проблемной ситуации на основе высказывания автора.   7.Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.  По мере развития учащихся может применяться и такой способ проблемного обучения, когда учащимся   предлагается   самим   найти   в   излагаемом   учителем   материале   познавательную проблему, четко сформулировать ее и аргументировать ее решение. Качественно изменяется деятельность: 1)ведётся самостоятельный поиск решения проблем; 2)осуществляется поиск новых оригинальных способов их решения; 3)развиваются познавательные умения и навыки; 4) учащиеся учатся ориентироваться в информационном пространстве; 5)самостоятельно конструируют свои знания; 6)интегрируют знания из различных областей; 7)развивается критическое мышление; 8)учатся публично выступать; 9)доказательно отстаивают свои идеи и решения. Педагог: Помогает в поиске информации. Координирует весь процесс. Поддерживает и поощряет детей. Обеспечивает непрерывную обратную связь.     Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником.