Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Оценка 4.6
Лекции
docx
чтение
1 кл—4 кл
03.03.2018
В статье описывается использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, создание таких проблемных ситуаций, которые требуют актуализации знаний, решение сложных вопросов. В тексте приведено большое количество примеров, которые я использую в своей работе. Большое внимание уделено системно - деятельностному подходу.
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения.docx
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в
начальных классах
Современные подходы к обучению младших школьников предполагают
изменение методики введения нового знания. Использование системно
деятельностного подхода предполагает, что новые знания учитель не даёт в
готовом виде, не объясняет и показывает, а включает детей в активную
познавательную деятельность по самостоятельному их открытию.
Самостоятельно двигаясь от наблюдений к обобщению и выводам, дети
получают новую информацию.
Однако стремление добывать новое знание не возникает у ребёнка до
тех пор, пока не появится потребность в этом знании. Заинтересовать ученика
открытием неизвестного – трудная задача для учителя. Всякий раз при
подготовке к уроку изучения нового материала необходимо продумать, как
побудить ребёнка сказать себе: «Мне это надо узнать, я хочу это узнать».
Помогут решить эту задачу проблемные ситуации на уроке, то есть
возникающие противоречия между старым и новым, между известным и
неизвестным и поиск путей их разрешения.
В процессе преподавания я пришла к выводу, что развитию интереса к
чтению способствует создание проблемных ситуаций, постановка вопросов
проблемного характера, которые пробуждают сознание ребенка. Школьники по
другому начинают реагировать на прочитанное, высказывать свою точку
зрения, спорить; они начинают сопереживать героям, подключают творческое
воображение.
С недавнего времени на уроках литературного чтения я стала
использовать элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на
создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности
учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих
актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Хочу привести пример своих наработок.
Например, урок во 2 классе «Люблю природу русскую. Осень…»
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
Проблемный вопрос: “ Как вы думаете, почему природа “открыта не для
каждого и даже не каждому художнику видна”? (Не все люди внимательны, наблюдательны; жизнь проходит, а мы даже не
успеваем посмотреть на то, что нас окружает.)
Тема нашего урока – “Очарованье русского пейзажа…”, мы будем
говорить о природе в произведениях русских писателей и художников.
В своей работе на уроках литературного чтения я создаю
проблемные ситуации, зависящие от жанра изучаемого произведения. В
процессе изучения пейзажной лирики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Н.Некрасова, А.Фета и других поэтов возможна такая проблемная
ситуация:
Представьте себе картину, показанную автором в
произведении, или определите душевное состояние и настроение поэта,
когда он писал картину.
Решение данных проблемных задач очень важно, поскольку, я
считаю, необходимо учить детей видеть авторское отношение к
изображаемому, и на этой основе формировать способность сопереживать
прочитанному. Не отвергая догадку, чутье, интуицию, я всегда нацеливаю
учащихся на анализ слов, выражающих настроение автора произведения.
Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился
эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока при
столкновении с каким либо несогласием. На уроке литературного чтения
ситуация «знания о незнании» может возникнуть при встрече с непонятным
словом или образным выражением. В течение всего периода обучения в
начальной школе я провожу большую работу над словом, работаю над
расширением, пополнением словарного запаса ребёнка, побуждая учеников
самостоятельно находить слова, либо фразеологические обороты в словарях,
текстах, дополнительной литературе. При возникновении затруднения в
понимании слова выслушиваются и учитываются мнения учеников, даже если они
неточные. Использование словаря или справочника дает возможность еще
поработать со словом и подтвердить или опровергнуть свои предположения.
Толкование слов,
Со второго класса провожу словарную работу в контексте изучаемого
произведения.
затрудняющих понимание смысла
описываемого, возможно как перед чтением произведения, так и в течение
знакомства с текстом, когда слова можно понять только в контексте.
Поэтому, ученики моего класса при ознакомительном чтении работают с
карандашами, самостоятельно помечая непонятные для них слова.
Например, при знакомстве с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица»
ученики обратили внимание на следующие слова:
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Пленил – привлёк внимание, привёл в восторг. Выяснение значений непонятных слов определило направление
дальнейшего анализа морали басни.
Учитель должен знать, что в структуру проблемной ситуации входят
следующие три компонента: неизвестное, познавательная потребность и
интеллектуальные возможности человека.
Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока. С ее
помощью можно подвести детей к теме урока, к изучению нового раздела.
Сообщение темы в готовом виде, как правило, не мотивирует детей на
активную работу, поэтому важно использовать продуктивные возможности
постановки учебной проблемы на уроке.
Тема урока: М.С. Пляцковский «Помощник» (УМК «Школа России», 1
класс). Этап подготовки к восприятию художественного произведения.
Одному из героев произведения, с которым мы будем сегодня
знакомиться, подходит пословица «У ленивого Емели семь воскресений на
неделе».
Как вы думаете, какой он, как себя ведет?
Хотите знать название произведения и его автора?
Михаил Спартакович Пляцковский «Помощник»
Чтото вас удивило?
Противоречие: герой ленивый, а произведение называется «Помощник».
Как вы думаете, о чем написал Михаил Пляцковкий?
Может быть, иллюстрация поможет сделать предположения?
Обратите внимание на ключевые слова из текста: помоги, в другой
раз, давай стены класть, пришел, спасибо.
Предположения изменились?
Дети высказывают мнения и приходят к выводу: чтобы разобраться в
противоречии, надо прочитать текст.
При диалоге возможно появление неточных и даже совершенно
ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Не нужно
реагировать на них отрицательно («нет», «неправильно»). Можно натолкнуть
ребёнка к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё
хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»
На уроках литературного чтения я применяю проблемные
задания по выявлению новых факторов, явлений, использую прием
сравнения, формирую у учащихся оценочное суждение, учу
устанавливать причинно – следственные связи.
На практике я начинаю использовать проблемные ситуации
уже с изучения устного народного творчества. Встреча детей с героями
сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь герою, попавшему
в беду, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную
деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, формирует умение оценивать героев ( хитрый, добрый, жадный,
великодушный и т.д. )
Задавая проблемные вопросы, требующие размышления, я
создаю на своих уроках речевую ситуацию, побуждающую ребенка к
высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска,
спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.
В третьем классе работа над проблемными ситуациями на
уроках чтения идет более глубокая. Ей может быть отведен целый
урок, и по своему типу – это урок – диалог, на котором происходит
столкновение различных точек зрения на какую – либо ситуацию,
явление. Или урок – размышление.
На основе этого я стараюсь ставить перед детьми на уроках
такие проблемные ситуации, решив которые, дети могли бы понять
весь замысел автора, четко разграничить добро от зла, восхищаться
идеалом прекрасного человека и самое главное – стать творческими
читателями. Используемая литература
1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как
открывать знания вместе с детьми / Е.Л. Мельникова // Начальная школа
плюсминус. –1999. – №5.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:
Просвещение, 2010.
3. http://www.school2100.ru/
4. Шевченко С.Д. Как научить каждого. М., «Просвещение», 1991 г.
5. Потапова Е.Н. «Радость познания». М., «Просвещение», 1990 г.
6. Брудная Е.Д. Учитель. М., «Политиздат», 1991 г.
7. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., «Знание», 1980
г.
8. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., «Просвещение», 1986 г.
9. Начальная школа 1991, 1995, 1997, 1998 г.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., ИНТОР, 1996 г.
11. Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября.
№1, 1997 г.
12. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2е изд. –
М., Издательский центр «Академия», 1997 г.
13. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике
начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.
14. Обучение и развитие. Под ред. Занкова Л.В. – М., 1975 г.
15. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном
возрасте. «Начальная школа», №7 – 1999 г.
16. Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение? – Томск. 1993 г.
17. Родина А.А. Литературное образование младших школьников.
«Начальная школа», №1 – 1999 г.
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.