Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Оценка 4.6

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Оценка 4.6
Лекции
docx
чтение
1 кл—4 кл
03.03.2018
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
В статье описывается использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, создание таких проблемных ситуаций, которые требуют актуализации знаний, решение сложных вопросов. В тексте приведено большое количество примеров, которые я использую в своей работе. Большое внимание уделено системно - деятельностному подходу.
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения.docx
Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах Современные подходы к обучению младших школьников предполагают изменение   методики   введения   нового   знания.   Использование   системно­ деятельностного подхода предполагает, что новые знания учитель не даёт в готовом   виде,   не   объясняет   и   показывает,   а   включает   детей   в   активную познавательную   деятельность   по   самостоятельному   их   открытию. Самостоятельно   двигаясь   от   наблюдений   к   обобщению   и   выводам,   дети получают новую информацию.  Однако стремление добывать новое знание не возникает у ребёнка до тех пор, пока не появится потребность в этом знании. Заинтересовать ученика открытием   неизвестного   –   трудная   задача   для   учителя.   Всякий   раз   при подготовке к уроку изучения нового материала необходимо продумать, как побудить ребёнка сказать себе: «Мне это  надо  узнать, я  хочу  это узнать». Помогут   решить   эту   задачу   проблемные   ситуации   на   уроке,   то   есть возникающие   противоречия   между   старым   и   новым,   между   известным   и неизвестным и поиск путей их разрешения. В процессе преподавания я пришла к выводу, что развитию интереса к чтению   способствует   создание   проблемных   ситуаций,   постановка  вопросов проблемного характера,  которые пробуждают сознание ребенка. Школьники по­ другому  начинают   реагировать   на   прочитанное,   высказывать  свою   точку зрения, спорить; они начинают сопереживать героям, подключают творческое воображение.  С   недавнего   времени   на   уроках   литературного   чтения   я   стала использовать  элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании   проблемных   ситуаций,   активной   познавательной   деятельности учащихся,   состоящей   в   поиске   и   решении   сложных   вопросов,   требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Хочу привести пример своих наработок.  Например, урок во  2 классе «Люблю природу русскую. Осень…» В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий Проблемный вопрос: “ Как вы думаете, почему природа “открыта не для  каждого и даже не каждому художнику видна”? (Не все люди внимательны, наблюдательны; жизнь проходит, а мы даже не  успеваем посмотреть на то, что нас окружает.) Тема нашего урока – “Очарованье русского пейзажа…”, мы будем  говорить о природе в произведениях русских писателей и художников.                         В  своей   работе   на   уроках  литературного  чтения   я   создаю   проблемные   ситуации,   зависящие   от   жанра   изучаемого   произведения.  В    процессе  изучения  пейзажной   лирики   А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,  Н.Некрасова, А.Фета   и   других   поэтов   возможна  такая  проблемная     ситуация:                      Представьте  себе   картину, показанную  автором   в   произведении,   или   определите  душевное  состояние и настроение  поэта,  когда он писал картину.                      Решение   данных  проблемных  задач  очень  важно, поскольку, я   считаю,   необходимо   учить  детей   видеть  авторское  отношение   к    изображаемому,  и  на   этой   основе   формировать   способность   сопереживать прочитанному.  Не  отвергая   догадку,  чутье,  интуицию,  я  всегда   нацеливаю   учащихся   на   анализ   слов,  выражающих   настроение   автора   произведения. Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился  эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока  при  столкновении с каким либо несогласием. На уроке литературного чтения   ситуация «знания о незнании»  может возникнуть при встрече с непонятным  словом или образным выражением.   В течение всего периода обучения в  начальной школе я провожу большую работу над словом, работаю над  расширением, пополнением словарного запаса  ребёнка, побуждая учеников  самостоятельно находить слова, либо фразеологические обороты в словарях,  текстах, дополнительной литературе. При возникновении затруднения в  понимании слова выслушиваются и учитываются мнения учеников, даже если они неточные. Использование словаря или справочника дает возможность еще  поработать со словом и подтвердить или опровергнуть свои предположения.      Толкование   слов, Со второго класса провожу словарную работу в контексте изучаемого произведения.   затрудняющих   понимание   смысла описываемого, возможно   как перед чтением произведения, так и в течение знакомства   с   текстом,   когда   слова   можно     понять   только   в   контексте. Поэтому,   ученики   моего   класса   при   ознакомительном   чтении   работают   с карандашами, самостоятельно помечая непонятные для них слова.  Например, при знакомстве с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица» ученики обратили внимание на следующие слова:  Льстец – льстивый человек;               Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный; Пленил – привлёк внимание, привёл в восторг. Выяснение   значений   непонятных   слов   определило   направление дальнейшего анализа  морали басни. Учитель должен знать, что в структуру проблемной ситуации входят следующие   три   компонента:   неизвестное,   познавательная   потребность   и интеллектуальные возможности человека. Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока. С ее помощью можно подвести детей к теме урока, к изучению нового раздела. Сообщение   темы   в   готовом   виде,   как   правило,   не   мотивирует   детей   на активную   работу,  поэтому   важно   использовать   продуктивные   возможности постановки учебной проблемы на уроке. Тема урока: М.С. Пляцковский «Помощник» (УМК «Школа России», 1 класс). Этап подготовки к восприятию художественного произведения. ­   Одному   из   героев   произведения,   с   которым   мы   будем   сегодня знакомиться, подходит пословица «У ленивого Емели семь воскресений на неделе». ­ Как вы думаете, какой он, как себя ведет? ­ Хотите знать название произведения и его автора? Михаил Спартакович Пляцковский «Помощник» ­ Что­то вас удивило? Противоречие: герой ленивый, а произведение называется «Помощник». ­ Как вы думаете, о чем написал Михаил Пляцковкий? ­ Может быть, иллюстрация поможет сделать предположения? ­ Обратите внимание на ключевые слова из текста:   помоги, в другой раз, давай стены класть, пришел, спасибо. ­ Предположения изменились?   Дети высказывают мнения и приходят к выводу: чтобы разобраться в противоречии, надо прочитать текст. При   диалоге   возможно   появление   неточных   и   даже   совершенно ошибочных   ученических   формулировок   учебной   проблемы.   Не   нужно реагировать на них отрицательно  («нет», «неправильно»).  Можно натолкнуть ребёнка   к   переформулированию   учебной   проблемы   репликами:   «Кто   ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»   На   уроках   литературного   чтения  я  применяю  проблемные    задания    по   выявлению   новых   факторов,  явлений,  использую  прием    сравнения,   формирую  у  учащихся  оценочное   суждение,  учу   устанавливать  причинно – следственные   связи.                         На   практике   я   начинаю   использовать   проблемные   ситуации уже   с   изучения    устного   народного   творчества.  Встреча   детей   с  героями сказок   не  оставляет   их   равнодушными. Желание   помочь  герою, попавшему  в беду, разобраться   в   сказочной   ситуации – все  это  стимулирует умственную деятельность   ребенка,  развивает   интерес   к   предмету,  наблюдательность, формирует   умение   оценивать героев  ( хитрый,  добрый,   жадный,   великодушный   и  т.д. )                        Задавая   проблемные  вопросы,  требующие   размышления,  я    создаю   на   своих   уроках   речевую   ситуацию,  побуждающую   ребенка   к   высказыванию.  В  процессе   анализа   дети   проходят   долгий   путь   поиска,   спорят,  отстаивают   свою   точку   зрения,  учатся   понимать   других   людей.   В   третьем  классе   работа   над   проблемными   ситуациями   на    уроках  чтения   идет   более   глубокая. Ей  может  быть  отведен   целый    урок, и  по  своему  типу – это  урок – диалог, на   котором   происходит    столкновение   различных   точек   зрения   на   какую – либо  ситуацию,  явление.  Или   урок – размышление. На   основе   этого  я  стараюсь   ставить  перед   детьми   на  уроках    такие   проблемные   ситуации,  решив   которые,   дети   могли  бы   понять    весь   замысел   автора,  четко  разграничить   добро   от   зла,  восхищаться    идеалом    прекрасного   человека   и  самое  главное – стать   творческими    читателями. Используемая литература 1. Мельникова,   Е.Л.   Проблемный   урок   в   начальной   школе,   или   как открывать знания вместе с детьми / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс­минус. –1999. – №5. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От   действия   к   мысли:   пособие   для   учителя   /   [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. 3. http://www.school2100.ru/ 4. Шевченко С.Д. Как научить каждого. ­ М., «Просвещение», 1991 г. 5. Потапова Е.Н. «Радость познания». ­ М., «Просвещение», 1990 г. 6. Брудная Е.Д. Учитель.­ М., «Политиздат», 1991 г. 7. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.­ М., «Знание», 1980 г. 8. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?­ М., «Просвещение», 1986 г. 9. Начальная школа 1991, 1995, 1997, 1998 г. 10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., ИНТОР, 1996 г. 11. Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября. ­ №1, 1997 г. 12. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2­е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997 г. 13.    Канцева   М.Н.   Развитие   младших   школьников   в   теории   и   практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г. 14. Обучение и развитие. Под ред. Занкова Л.В. – М., 1975 г. 15. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1999 г. 16. Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение? – Томск. 1993 г. 17.  Родина   А.А.   Литературное   образование   младших   школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах

Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018