У меня большая проблема со словом «проблема». Очень много людей считает, что мышление связано исключительно с решением проблем. Мышление должно использоваться только при решении проблем. Для чего же еще нам думать? Поэтому мышление ассоциируется у нас с неприятностями и трудностями, и многие не любят саму идею «мышления». Они считают это трудным, тяжелым занятием, так как это связано с проблемами. И если нет проблем, то нет и необходимости думать.
ПРОБЛЕМЫ
У меня большая проблема со словом «проблема». Очень много людей
считает, что мышление связано исключительно с решением проблем.
Мышление должно использоваться только при решении проблем. Для чего же
еще нам думать? Поэтому мышление ассоциируется у нас с неприятностями и
трудностями, и многие не любят саму идею «мышления». Они считают это
трудным, тяжелым занятием, так как это связано с проблемами. И если нет
проблем, то нет и необходимости думать.
Североамериканская привычка называть любое мышление «решением
проблем» еще более ухудшает ситуацию. Можно объяснить, почему так
происходит. Есть что-то желаемое, и неясно, как его получить.
Следовательно, у нас есть проблема, которую надо решить. По-моему, это
очень широкое использование слова «проблема», одновременно очень
ограничительное и опасное, обычно приводящее к тому, что мы думаем
только о проблемах, связанных с недостатками. Когнитивные психологи
также виноваты в неправильном истолковании слова «проблема», и в
результате они стали изучать решение проблем, считая, что изучают
мышление в более широком смысле. Тогда человека следует назвать
решающим проблемы созданием, что является абсолютной чепухой,
заглушающей все творческие, конструктивные и игровые инстинкты,
действительно помогающие человеческому прогрессу.
В западных организациях слово «улучшение» обычно означает избавление
от недостатков, дефектов, препятствий, жалоб и проблем. Есть что-то
«неправильное», и мы должны сделать его правильным. Существует очень
известная и довольно опасная поговорка: «Пока не поломалось, не чини». Это
опасно, так как вы обращаете внимание только на проблемы и теряете время
на их решение, оставаясь в результате на исходном уровне. А за это время
ваши конкуренты улучшают то, что не является проблемой, оставляя вас
далеко позади.
В основном это наваждение с проблемами объясняется той Великой
тройкой, заложившей традиции западного мышления. Сократ старался
показывать, что неправильно, и поэтому у нас сильно развито критическое
мышление. Несомненно, это полезно, так как решение проблем ведет к
улучшению. Но опасность в том, что мы так поглощены проблемами, что
пренебрегаем творческими и созидательными аспектами мышления.
Нужно сказать, что существуют довольно практические причины для нашей
одержимости проблемами.
1. Проблема — это как головная боль или камешек у вас в туфлях; вы
знаете о ее присутствии, так как она дает о себе знать. Но в
противоположность ей творческая способность никогда не дает о себе знать
— вы должны вытащить ее на поверхность, дав ей определение.2. Очень часто вы «вынуждены» думать о проблемах. И здесь дело не в
выборе. Если у вашей машины проколется шина, то вам придется что-то с
этим делать. Как и в случае с крышей, которая протекает, или когда
сковородку вдруг охватывает пламя. Практически все остальные типы
мышления являются необязательными. К ним не прибегают или используют
только после того, как уделили внимание проблеме. В делах срочное
предпочитается важному, и поэтому много времени тратится на
урегулирование срочных дел и очень мало времени остается на
действительно важные дела.
3. Наверное, главная практическая причина, почему мы настолько
одержимы проблемами, заключается в том, что решение проблемы дает
«реальную», видимую и предсказуемую пользу. Вынув камешек из туфли, вы
знаете, какая будет польза, как и в случае, когда решите проблему с
протекающей крышей или почините свой принтер. Что касается других типов
мышления, то здесь польза необязательна, обобщенна или неочевидна. Если у
вас возникла творческая идея, то вы не знаете, какую пользу она вам
принесет, будет ли она практичной, можно ли ее легко применить,
понравится ли она другим и т. д. Напротив, все с удовольствием воспримут и
будут готовы применить решение проблемы. И именно эта немедленная
выгода делает решение проблем таким привлекательным.
4. Общая картина мира говорит нам, что все хорошо и станет даже лучше в
процессе эволюции. Материально-технического обеспечения достаточно. Все
остальное разрушительно, рискованно и способно вывести из душевного
равновесия. Все удовлетворены. Делайте то, что вы делаете, и продолжайте
делать это. Проблемы надо решать, так как они мешают.
Именно поэтому люди верят, как их учили, что мышление связано только с
решением проблем.
Хочу еще раз подчеркнуть: я ничего не имею против решения проблем. Это
очень ценная и эффективная часть мышления, и у меня нет ни малейшего
желания показывать, что здесь что-то не так. Я лишь против веры в то, что
мышление связано с решением проблем, что мы должны использовать его
лишь для решения проблем. И я считаю, что именно эти заблуждения очень
опасны.
В этом вопросе мое отношение точно такое же, как к традиционному
мышлению и вкладу Великой тройки. Я ничего не имею против критического и
аналитического мышления. Оно замечательно и играет ключевую роль в
мышлении, но это только часть всего процесса, и я против убеждения, что
этого достаточно.
Я хотел бы вспомнить аналогию, к которой прибегал ранее. Я говорил, что
ничего не имею против задних колес машины — они замечательны, но их
одних недостаточно.
Другая аналогия касается еды. Человек нуждается в ней, но переедание
создает проблемы здоровью, и это вина того, кто переедает, а не самой еды.Таким образом, в своей одержимости критическим мышлением и решением
проблем виноваты мы сами, а не процессы.
В то время как Запад был занят решением проблем и устранением
дефектов, японское мышление (не находившееся под влиянием Великой
тройки) уделяло внимание не проблемам, а просто хорошим вещам и
старалось сделать их еще лучше. Сейчас Запад тоже пытается выработать у
себя такую привычку, делая акцент на «качестве». Но только качества
недостаточно — нам нужно и творчество. Постоянное улучшение одной и той
же вещи может быть недостаточным, когда есть более важные занятия.
Чтобы показать громадное разнообразие различных мыслительных
ситуаций, ниже я приведу примеры некоторых из них.