Проблемы безопасности в энергетике
1. Введение................................................................................................................................. 3
2. Развитие энергетического рынка и проблемы энергетической .........................
безопасности.............................................................................................................................. 4
3. Принципы современной энергетической безопасности........................................ 7
4. Проблемы энергетической безопасности различных стран и регионов....... 11
5. Энергодиалог Россия – ЕС............................................................................................ 14
6. Российский ТЭК и его значение в глобальном контексте................................. 17
7. Заключение......................................................................................................................... 21
8. Список использованной литературы......................................................................... 24
В последние годы важной составляющей системы обеспечения
национальной безопасности стал вопрос об энергоресурсах, от стабильного обеспечения которыми во все более растущей степени будут зависеть не только перспективы развития мировой экономики, но и геополитическое состояние в мире в целом. Более того, создастся впечатление, что предполагавшиеся межцивилизационные войны довольно быстро
приобретают геоэкономический характер с энергетическим уклоном. Во все более растущей степени утверждается новый феномен мировой политики, обозначаемый понятием "энергетическая безопасность".
Энергетический кризис середины 1970-х гг., а также исламская революция в Иране воочию продемонстрировали силу "нефтяного оружия". Учитывая эту реальность, одной из частей своей книги "Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть" Д. Ергин дал название "Углеводородный век". Он говорил также о наступлении эры "углеводородного человека". Такой статус сохранится за нефтью и газом, пока не будет найден равновеликий им эквивалент энергоносителя.
Одним из существенных шагов в направлении усиления веса и влияния нефтедобывающих стран стало создание ОПЕК, вслед за которой сформировался ряд других объединений, таких как Межправительственный совет стран — экспортеров меди (СИПЕК), Международная ассоциация бокситодобывающих стран (ИБА), разного рода ассоциации производителей и экспортеров железной руды, фосфатов, каучука, леса и других ресурсов, хотя не все они смогли достичь поставленных целей.
Время от времени поднимается вопрос о том, следует ли признать минеральные ресурсы общим наследием человечества. В противовес подобным установкам в политический лексикон вошли такие понятия, как суверенные права на ресурсы, ресурсный суверенитет, исключительные права на разведку и разработку и т.д.
Рост потребления энергоресурсов напрямую зависит от роста численности населения и доходов. С 1990 население увеличилось более чем в 4 раза, реальный доход – в 25 раз, а потребление первичной энергии – более чем в 22,5 раз.3 Такие общемировые тенденции, как индустриализация, урбанизация и автомобилизация значительно повлияют на мировой спрос на энергоносители. Эти тенденции имеют в виде последствий не только увеличение объемов потребления и добычи энергоресурсов, но и диверсификацию источников энергии. Уголь, газ и нефть постепенно сменяются возобновляемыми источниками энергии. Однако согласно прогнозам углеводородные источники энергии останутся основными в потреблении как развитых, так и развивающихся стран.
Ситуация на мировом рынке характеризуется следующими четырьмя важнейшими обстоятельствами:
- резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах и странах не входящих в ОЭСР ( предполагается, что они обеспечат около 75% роста спроса, т.е. увеличение на 13 млн. бар./сутки)4;
- увеличение разрыва между объемами потребления и объемами производства газа в развитых экономических странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта);
- возрастающий экологический фактор и, как следствие, необходимость развития ВИЭ (Возобновляемых источников энергии);
- недостаточная информационная транспарентность мировой торговли нефтью.
Кроме того стоит отметить тенденции изменения спроса на отдельные виды энергоресурсов. Согласно прогнозам, самые низкие темпы роста можно ожидать на спрос на нефть. Обеспечивать этот спрос в основном будут страны, не входящие в ОЭСР, в особенности, быстро развивающиеся экономики стран АТР. Ключевым же фактором роста спроса будет Китай, чья экономика и промышленность развивается потрясающими темпами. Его потребление по оценкам возрастет от 8 млн барлл/ сутки(данные на 2010 год) до 17,5 млн барлл/сутки к 2030 году, и страна обгонит США, крупнейшего в мире потребителя нефти.5 Ежегодный рост предложения нефти составит 1%, и основной прирост обеспечат страны ОПЕК, в частности Саудовская Аравия и Ирак. Таким образом можно предположить, что конфигурация странэкспортеров жидких углеводородов сильно не изменится.
Что касается такого важного энергоресурса, как природного газа, то здесь прогнозы совсем иные. По прогнозам, природный газ будет самым быстрорастущим ископаемым топливом к 2030 году. В частности этому способствуют перспективные технологии, такие как СПГ (Сжиженный природный газ). Уже в 1970-ых годах СПГ стал объектом торговли. К 2005 г. объем сжижения природного газа для экспорта быстро увеличивался и достиг 189 млрд м3. Таким образом, в сжиженном виде экспортируется уже более четверти природного газа в современном мире.6 Динамичным, развивающимся регионом в добыче и потреблении газа станет Ближний Восток. Он продемонстрирует второй по величине в мире рост по этим двум показателям. Доля региона в глобальном потреблении возрастет с 12% (2010 год) до 17% (к 2030 году). А доля в глобальной добыче газа вырастет с 15% до 19% соответственно. Газ заметно потеснит уголь, особенно на Европейском рынке, что связанно с экологической политикой этих стран.
Все специалисты сходятся в том мнении, что в ближайшем будущем будет заметно увеличиваться спрос на ВЭИ (возобновляемые источники энергии), что связанно с дефицитом традиционных углеводородных энергоресурсов и с усилением влияния экологического фактора.
В последнее время глобальная экономическая безопасность стала темой, широко обсуждаемой практически на всех многосторонних форумах и конференциях. Тем не менее можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание самого понятия энергетической безопасности, а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между
поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам.
Россия, с учетом собственного конкурентного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности как, в первую очередь, надежность обеспечения всех стран и всего населения планеты энергоресурсами.7
В современном мире энергетическая безопасность является одним из важных факторов, влияющих на уровень жизни населения. Причем в связи с ее глобальным характером важно отметить взаимосвязь энергетических политик и потребителей и поставщиков. Поэтому можно утверждать, что обеспечение энергетической безопасности является общемировой задачи.
Для выполнения этой всеобъемлющей задачи необходимо решить ряд серьезных и взаимосвязанных проблем, таких как:
- высокие и неустойчивые цены на нефть;
- возрастающий спрос на энергоресурсы
- растущая зависимость многих стран от импорта энергоносителей;
- потребность в огромных инвестициях во все звенья энергетической цепочки;
- необходимость защиты окружающей среды и решения проблемы климатических изменений;
- политизированность энергетической сферы.
Свой вклад в решение проблемы глобальной энергетической безопасности Россия вносит как непосредственно в процессе развития топливно-энергетического комплекса страны, так и в ходе расширяющегося международного сотрудничества.
Несмотря на всю разницу в подходах ведущих государств, существуют и очевидные точки сближения в понимании энергетической безопасности. По сути, можно выделить основные принципы, которые в той или иной степени разделяют все государства.
Во-первых, энергетическая безопасность – это взаимная ответственность потребителя и поставщика энергетических ресурсов. Это признают все, однако проблемы начинаются там, где потребитель и поставщик начинают требовать друг от друга гарантий поставок или оплаты этих поставок. К примеру, в умеренном варианте, требование гарантий поставок может приводить к согласованной политике в области разработки, транспортировки и торговле энергоресурсами. Одним из документов, закрепляющий взаимообязанность стран в области энергетики является Энергетическая Хартия. Этот документ был подписан в Гааге в 1991 году и представлял собой чётко выраженные принципы, которые должны стать фундаментом международного сотрудничества в энергетике.9 Однако Хартия имело сугубо декларативный характер. Для преобразования намерений в юридические обязательства было признано необходимым выработать Договор Энергетической Хартии (ДЭХ). ДЭХ, являющийся многосторонним договором, базируется на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложений в энергетику, государственный суверенитет над природными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода транзита энергоресурсов, свобода движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику. Россией документ так и не был ратифицирован.
В радикальном варианте гарантирование поставок может выражаться в прямом политическом и экономическом диктате странам-поставщикам, вплоть до проведения против них военных операций. Это, с некоторыми оговорками, стратегия США.
Однако есть и третий вариант, представленный азиатскими странами. Это готовность гарантировать поставки за счет, с одной стороны, участия компаний, представляющих экономические интересы потребителя в разработке энергетических ресурсов на территории страны-поставщика, с другой – играя по правилам страны-поставщика и вкладывая значительные средства в инфраструктуру добычи и транспортировки. В данном случае речь идет не о простой схеме товар-оплата, а о более сложных инвестиционных, страховых и иных договорных отношениях. Потребитель обеспечивает себе гарантии поставок за счет вложений в инфраструктуру поставщика, таким образом, также оптимизируя систему поставок, делая ее более современной, менее затратной и т.д., а поставщик, допуская потребителя к проектам на своей территории, получает не только гарантированный и устойчивый рынок сбыта, но и стратегического инвестора. В пример можно привести Соглашение о разделе продукции (СРП) в проекте «Сахалин-2».СРП, это договор, согласно которому зарубежной компании разрешают на территории другой страны осваивать месторождение и вести добычу. Сначала они погашают все свои затраты, а после этого должны делить прибыль со страной, которой принадлежат нефть и газ. (СРП) по проекту "Сахалин" было подписано в 1994 г. От имени России выступали правительство страны и администрация Сахалинской области. В качестве инвесторов выступала компания Sakhalin Energy, акционерами которой являются англо-голландская
Royal Dutch/Shell (55 процентов), японские Mitsui (25 процентов) и Mitsubishi (20 процентов). И хотя проект еще не завершен из-за экологических претензий и несогласия сторон в финансовом вопросе, сахалинские проекты («Сахалин-1» и «Сахалин-2») представляют собой самые крупные прямые иностранные инвестиции в России.
Следующим важной характеристикой является конкуренция на энергетическом рынке. Несмотря на то, что число поставщиков энергоресурсов ограниченно, это только ужесточает конкуренцию. Причем фактором, который стимулирует конкуренцию поставщиков, является согласие потребителей вокруг еще одного принципа энергетической безопасности, который они формулируют как диверсификация поставок. В то же время, следует отметить, что данный принцип также не может быть чужд и странам-поставщикам, особенно в области транзита энергоресурсов Ярким примером является ситуация на постсоветском пространстве.
После распада СССР возникла необходимость заново устанавливать экономические связи, и Россия, как основной поставщик энергоресурсов, оказалась в выигрышном положении, в то время как многие другие страны бывшего СССР попали в зависимость от ее поставок нефти и газа. Данный процесс не мог не быть болезненным, т.к. в большинстве случаев означал повышение цен на поставки российских энергоносителей и удар по интересам политических элит некоторых государств. Такие действия могут иметь своим эффектом не только крайнее обострение отношений со странами, вышедшими из-под российского влияния (Украина, Грузия, Молдавия), но и грозят потерей союзников.10 Поэтому как для России, так и для стран-импортеров важно расширять круг партнеров. Так для уменьшения зависимости России от Украины, через территорию которой Россия транспортирует газ, были реализованы такие проекты, как газопровод ЯмалЕвропа, мощность которого дошла до 30 млрд. кубических метров в год; за счет Северо- Европейского газопровода. Они поставляют газ в Европу, обходя территорию Украины.
Следующий важный принцип энергобезопасности, это ее глобальный характер. Несмотря на то, что единое определение понятия «энергетическая безопасность» еще не выработано, те страны, включая Россию, которые пытаются предложить максимально широкий и учитывающий разные интересы подход, в принципе, соглашаются с тем, что на данный момент понятие энергетической безопасности нельзя употреблять в отрыве от процесса глобализации. А отказ признать глобализацию энергетической безопасности означает, по выражению президента России г-на Владимира Путина, дорогу к «энергетическому эгоизму».11 Глобальность энергетической безопасности выражается в том, что дестабилизация ситуации в одном месте влечет за собой тяжелые последствия для всей глобальной энергетической системы. Значительная зависимость всех стран от энергообеспечения связывает эту проблему с еще одним актуальным вопросом современных международных отношений – проблемой терроризма. Терроризм представляет значительную угрозу мировой энергетической системе, в особенности транспорту и инфраструктуре. Усама бен Ладен назвал нефтеперерабатывающие заводы "стержнем" мировой экономики. Об этой опасности напоминает попытка "Аль-Каиды" организовать в прошлом году теракт на нефтеперерабатывающем заводе в городе Абкаик в Саудовской Аравии. Будущие атаки могут повредить мировой экономики гораздо серьезнее. Нападение на супертанкер в Малаккском проливе может вызвать взлет цен на нефть и больно ударить по экономике стран, которые едва справились с последним повышением. Если морские поставки нефти в Японию будут нарушены, пусть даже временно, во всем мире может сложить атмосфера неуверенности. Из-за скачка цен на топливо развивающиеся страны могут потерять все выгоды от международной помощи и списания долгов. Жестокой реальностью станет "нефтяная бедность".
Недавняя трагедия Фукусимы дала способствовала проведению стресстестов европейских АЭС и разработке новой системы стандартов ядерной безопасности. Дискуссия о том, в каком направлении должна развиваться энергетика Евросоюза с учетом опыта Японии проходит в период подготовки Еврокомиссией документа, регламентирующего основные направления энергетической политики ЕС на период до 2050 г., и в этом смысле способна повлиять на долгосрочную стратегию ЕС, значимую в том числе для
России.12
Таким образом можно сделать вывод, что обеспечение энергетической безопасности входит в интересы всех стран и должно реализовываться на многосторонней основе, а не на основе двусторонний соглашений.
Создание надежной и всеобъемлющей системы энергетической безопасности является одной из стратегических целей "Группы восьми". Согласно документу «Глобальная энергетическая безопасность», принятому странами-членами группы G8 в Санкт-Петербурге в 2006 г, страны-члены намерены укреплять глобальную энергетическую безопасность посредством повышения прозрачности и предсказуемости глобальных энергетических рынков, улучшения инвестиционного климата, диверсификации поставок, улучшению экологической ситуации . 13 В рамках этого же документа предпринята «совместна инициатива по созданию нефтяного банка данных» (JODI). Россия в рамках этого соглашения берет на себя обязательство предпринимать действия по совершенствованию и распространению статистических данных о состоянии рынков нефти и других энергоресурсов, в том числе за счет разработки единых стандартов отчетности о запасах нефти и других энергоносителей.14
Ряд других многосторонних документов также был разработан и принят международным сообществом. Среди самых важных можно назвать Энергетическую хартию, принятую 58 странами (включая Соединённые Штаты Америки и Канаду) и Европейским Сообществом, и Договор к Энергетической хартии, принятый в 1994 году и преобразовывающий намерения и декларации ЕЭХ в юридические обязательства. Россия, в свою очередь, отказалась подписывать данный документ в том виде, в котором его предложила Европа, ссылаясь на экономическую невыгодность для себя. Энергетическая хартия требует равного доступа партнеров к месторождениям и трубопроводам, однако Россия указывает, что европейские партнеры не могут предложить ей ресурсы, адекватные тем, которыми располагает она.
Итак, можно сделать вывод, что основными принципами энергетической безопасности являются:
- взаимная ответственность поставщика и покупателя;
- высокая конкуренция на энергетических рынках;
- стремление к диверсификации поставок;
- глобальный характер экономической безопасности.
Завершая свою известную книгу "Великая шахматная доска", американский геополитик Збигнев Бжезинский в 1996 году утверждал, что Соединённые Штаты и в первой четверти XXI века будут "управлять главными геостратегическими фигурами на евразийской шахматной доске и расставлять их в соответствии со своими интересами и представлениями"15. Примерно такую политику и можно наблюдать по отношению к США о области энергетики. Если азиатские страны готовы принимать политические и экономические правила игры страны-поставщика в обмен на гарантии поставок, то США стремятся гарантировать эти поставки, сами создавая политические и экономические правила игры непосредственно в странахпоставщиках, или ставя их в соответствующие условия.
Основные усилия в этой связи в последнее время были
сконцентрированы на плане «Большой Ближний Восток», который, по сути, означает именно создание политических условий (распространение демократии) в регионе для стабильности поставок энергоресурсов в США. В ряде случаев, когда имеются дополнительные обстоятельства, страна готова обеспечить энергетическую безопасность военными методами. Такие обстоятельства, наподобие борьбы с террористическими режимами, предотвращения использования оружия массового уничтожения нашлись в отношении Афганистана и Ирака и, не исключено, могут найтись в отношении Ирана и Сирии. В перспективе аналогичные обстоятельства могут ожидать Венесуэлу.
Несколько менее выражена энергетическая составляющая в действия США на постсоветском пространстве – непосредственно более активна здесь Европа. Однако перспективные технологии, в частности, использование СПГ (Сжиженный природный газ статья http://geo.1september.ru/2007/05/23.htm), также может позволить США начать реализацию того, что они понимают под защитой собственных интересов.
Следует также отметить, что непосредственно в 2006 г. США предприняли попытку разработать законодательную основу указанной стратегии в сфере энергетической безопасности. Под руководством экспредседателя комитета Сената по иностранным делам (на данный момент – зам. председателя) г-на Ричарда Лугара был создан Акт об энергетической дипломатии и безопасности. При этом в январе 2007 г., этот законопроект был сразу внесен в Сенат, причем его соавтором выступил уже новый председатель сенатского комитета г-н Джозеф Байден.
В законопроекте прямо отмечается, что энергетические ресурсы на данный момент сконцентрированы в небольшом числе стран, которые получают возможность существенно наращивать свои доходы, а также давать доступ к этим ресурсам, исходя из политических соображений, что может привести к конфликтам и угрожает глобальной безопасности. Для борьбы с этим предлагается, в частности, поддерживать демократию в странах, географически близко расположенных к монополистам энергетических ресурсов. Кроме того, предлагается ряд более формальных инициатив, наподобие введения в Госдепартаменте поста координатора по международной энергетике, создание международного механизма
реагирования на энергетические кризисы и т.д. Следует также отметить, что предлагается создать международные стратегические запасы нефти на основе договоренностей с Индией и Китаем. [13] То, что законопроект подготовлен сенаторами, во многом строящими свою политическую роль в США на противостоянии «российской угрозе» дает возможность предположить, что если законопроект будет принят, то прямая антироссийская направленность из него исчезнет. Однако сама идеология законопроекта довольно четко отражает уже имеющуюся и реализуемую стратегию действий США в сфере энергетической безопасности.
Для США на данный момент энергетическая безопасность означает задействование спектра методов политического, экономического и военного давления на страны-поставщики энергетических ресурсов с целью создания условий для бесперебойных и максимально доступных (как в
инфраструктурном, так и финансовом отношении) поставок непосредственно в США.
Энергетическое сотрудничество России с Европейским Союзом выделилось в самостоятельное направление в конце 2000 года, когда в ходе саммита Россия-ЕС в Париже было принято решение о запуске экспертной фазы энергодиалога – о значительном увеличении поставок российских энергоносителей в Европу в обмен на инвестиции и технологии.17 При этом за последние семь лет удалось сделать достаточно много, существенно изменились и увеличились количественные параметры их сотрудничества.
Однако отношения России с ЕС нельзя назвать легкими.
Прежде всего, следует напомнить, что Европа вынуждена
импортировать практически все энергоресурсы. Обеспечение энергетической безопасности стало важнейшим вопросом повестки дня Европейского союза, который имеет самые крупные поставки энергоресурсов среди регионов мира, приблизительно 16% всего мирового рынка. Общее потребление, как ожидается, будет возрастать каждый год на 0,7% .18 ЕС занимает третье место по потреблению энергоресурсов, уступая только США и, с недавних пор, Китаю. В то же время разрыв между производством и потреблением твердого топлива очень велик, больше чем в Соединенных Штатах. Основным поставщиком Европы является Россия, что в некоторой степени ставит европейские страны в зависимое положение. Поэтому важным направлением европейской политики является диверсификация поставок энергоносителей. Нельзя, впрочем, не отметить, что к поиску вариантов диверсификации Европа приступила уже довольно давно и в 2006 г. вела их довольно активно. В частности, имели место разнонаправленные переговоры с такими странами постсоветского пространства, как Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Украина. Речь шла как о получении доступа к месторождениям нефти и газа, так и о планах строительства нефте- и газопроводов, в том числе, в обход России. Однако тем не менее отношения в рамках энергодиалога Россия-ЕС играют большую важность для стран региона. Его цель – долгосрочное энеретическое партнерство между ЕС и Россией. Он направлен на взаимовыгодный обмен, утверждение общих интересов России и ЕС в энергетическом секторе и способствует практическому развитию общего европейского экономического пространства. Повышение надежности энергообеспечения, а стало быть, и энергобезопасности Европы шло за счет изменения географии поставок, за счет создания новых инфраструктурных мощностей. В частности, за счет создания Балтийской трубопроводной системы, мощность которой дошла до своей максимальной отметки 60 млн. тонн; за счет создания первой очереди газопровода Ямал – Европа мощность которого дошла до 30 млрд. кубических метров в год; за счет запуска в работу Каспийского трубопроводного консорциума; увеличения мощностей прокачки по «Дружбе»; создания новых и расширения существующих терминалов на Черноморском побережье. При этом были «расшиты» и узкие места в качестве взаимоотношений в рамках достаточно активной дискуссии по поводу характера и статуса долгосрочных контрактов на поставку газа, по поводу работы с ядерными материалами и целым рядом других направлений.
В то же время чтобы обеспечить безопасность предложения энергоресурсов, Европейскому Союзу необходимо "диверсифицировать источники энергоресурсов и маршруты их транспортировки. А газовый кризис между Россией и Украиной показал, что это нужно делать срочно.
Именно с этой целью осуществляется проект "Набукко" (Nabucco) - проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тысяч, который должен быть проложен в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию и Германию.19 Особый акцент в сотрудничестве ЕС-Россия в области энергетики делался и делается на рассмотрении вопросов, связанных с устойчивостью, надежностью и непрерывностью производства, распределения, транспортировки и использования энергии, включая энергетическую эффективность, энергосбережение, экологическую безопасность и использование возобновляемых источников энергии.
В настоящее время в соответствии с решением Правительства разрабатывается проект Северо-Европейского газопровода . Реализация данного проекта поможет решить проблему диверсификации экспортных потоков газа и возможности маневрирования ими; будет способствовать расширению газоснабжения стран Западной Европы и выполнению обязательств по заключенным и будущим долгосрочным контрактам на поставку газа; по сути, позволит напрямую связать российскую газотранспортную систему с общеевропейской газовой сетью.
Продолжаются работы по дальнейшему сближению энергетических стратегий и энергосистем стран-участниц диалога, по разработке техникоэкономического обоснования (ТЭО) возможности синхронного объединения электроэнергетических сетей западноевропейского Союза координации передачи электроэнергии (UCTE), Единой энергосистемы России и стран СНГ.
Увеличение мирового спроса на нефть и нефтепродукты требует объединения усилий стран-экспортеров и импортеров углеводородов по выработке механизмов стабилизации и предсказуемости рынка. В этой связи развивается сотрудничество по таким направлениям, как мониторинг и прогнозирование поведения энергетического рынка, обмен информацией о механизмах управления резервами, налогообложением и потреблением энергоресурсов.20
В рамках Энергодиалога Россия-ЕС создан эффективный механизм консультаций государственных образований и институтов с бизнесом в виде специальных тематических рабочих групп по важнейшим вопросам энергетической политики России и Евросоюза: торговле, инфраструктуре, инвестициям и энергоэффективности. Полагаем, что эти группы будут заниматься не только анализом проблем, представляющих интерес для энергетических отраслей России и ЕС, но и активно используют потенциал диалога бизнес-власть в системе принятия решений и при реализации масштабных коммерческих проектов на территории России и ЕС.21
Россия занимает первое место в мире по международной торговле природным газом, а также второе место, как экспортер нефти (и нефтепродуктов).
Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью всего мирового энергетического рынка. И, наконец, Россия активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами.
Географическое положение России определяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по направлению «запад-восток», но и «юг-север» и «юг-северо-запад» континента. Указанное измерение энергетики России важно не только для российской экономики, но и для процесса развития внешних энергетических рынков, и, следовательно, в целом, мировой экономики.
Безусловно, наши конкурентные преимущества в экономике, в первую очередь, должны работать (и работают) на интересы и нужды нашего народа, нашего государства. Но от того, насколько динамично развивается и устойчиво функционирует топливно-энергетический комплекс России, насколько быстро осваиваются новые и эффективно эксплуатируются действующие нефтегазовые месторождения, зависит качество и надежность экспортных поставок. А, в конечном счете, экономический рост и благополучие стран-импортеров.
Приоритеты государственной энергетической политики
сформулированы в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Количественные ориентиры могут уточняться, но долгосрочная энергетическая политика России остается достаточно устойчивой и предсказуемой.
Политика России базируется на:
- совершенствовании принципов недропользования;
- развитии внутренних топливно-энергетических рынков и формировании рационального топливно-энергетического баланса страны;
- увеличении объемов и диверсификации направлений экспорта энергоресурсов при безусловном удовлетворении внутреннего спроса.
За прошедшие годы вклад России в обеспечение энергобезопасности существенно вырос. С 2000 по 2004 год Россия обеспечила самый высокий прирост добычи среди крупных стран-производителей нефти в мире.
Горизонты развития нефтегазового комплекса России характеризуются следующим.
Исходя из сегодняшних оценок, к 2020 году добыча нефти в России может составить 530 млн. т., а ее экспорт - 310 млн. т. 22Главной нефтяной базой страны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Добыча нефти в регионе будет расти до 20102015 гг. В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. Будут сформированы при этом новые центры нефтяной промышленности в
Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) – добыча до 50 млн. т. в 2015
г.; на шельфе острова Сахалин (25-26 млн. т), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря. Увеличится добыча нефти в Тимано-
Печорской провинции.23
Обеспечение намеченных уровней добычи и повышение
эффективности нефтедобычи будут основываться на научно-техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения, воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении новых прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволят сделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых ресурсов.
Произойдет диверсификация экспортных потоков нефти. Европейский рынок останется основным для России, и в то же самое время доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3% в настоящее время до 15% -18% в 2020 г.24
Конкретно транспортная инфраструктура нефтяного комплекса России будет выглядеть следующим образом: мощности магистральных нефтепроводов и морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы СНГ смогут возрасти к 2010 и 2015 гг. соответственно в 1,2 и 1,4-1,5 раза по сравнению с тем уровнем, который мы имеем сегодня. Это позволит к 2015 г. реализовать перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн. т. по Западному и СевероЗападному направлениям; примерно 130 млн. т. по ЧерноморскоКаспийскому направлению (с учетом возможного расширения КТК); около 80 млн. т. по Восточному направлению; до 25 млн. т. по Северному направлению.
В свою очередь к 2020 г. добыча газа в России может достигнуть 740 млрд. куб. м, а экспорт - 290 млрд. куб. м.25 Добыча газа в Западной Сибири в рассматриваемый период стабилизируется, поэтому весь прирост добычи будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных и
Дальневосточных морей.
Сегодня особо необходим комплексный, системный подход к разработке и реализации проектов по разведке, добыче и транспорту энергоресурсов с учетом приоритетов и ориентиров Энергетической стратегии России. Данный подход, в частности, осуществляется в Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также при строительстве нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), увязанной с Программой геологического изучения и предоставления в пользование углеводородных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Именно в 2006 году разрешились несколько конфликтов – не только по поводу окончательной трассы ВСТО, но и по поводу его предназначения. ОАО «Российские железные дороги» долгое время выступало за возможность сохранения права осуществлять экспортные поставки нефти в Китай. Еще в сентябре 2003 г. Китай и Россия на межправительственном уровне договорились об увеличении поставок российской сырой нефти в Китай за счет ж/д перевозок до того момента, как ВСТО будет построен.26 РЖД предпочла бы сохранить за собой часть поставок тем более, что компания сделала значительные инвестиции в реконструкцию участка Забайкальской железной дороги «Карымская-Забайкальск» и погранпереходов. Однако доставка по магистральным нефтепроводам «Транснефти» в целом обходится нефтяным компаниям намного дешевле, чем доставка ж/д транспортом. И аналитики единодушно высказывали мнение, что экспортная нефть в китайском направлении с началом эксплуатации первой очереди Восточного нефтепровода будет перенаправлена из ж/д цистерн в трубу, чтобы достичь полной загрузки. Однако сама РЖД признала неоспоримый факт только в октябре 2006 года: президент РЖД Владимир Якунин заявил, что компания уже рассматривает грузовую базу неуглеводородного сырья, которое могло бы быть использовано для транспортировки (объемы перевозок сырой нефти будут замещены такими грузами, как руда, лес, уголь).
Значительные запасы и перспективные ресурсы природного газа Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяют сформировать в данном регионе новые центры газодобычи, обеспечивающие как внутренние потребности рынка, так и возможность экспортных поставок российского газа.
Завершение строительства этой системы общей мощностью до 80 млн. тонн позволит выйти на побережье Тихого океана. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию "Транснефть". Экологическая безопасность в ТЭК является ценностью для каждого российского ведомства, для каждой компании, равно как и для любой независимой общественной организации. Нелепо подозревать, кого бы то ни было, в стремлении навредить среде, в которой ты работаешь и живешь. Однако новые эффективные технологии защиты окружающей среды не могут развиваться в обстановке запрета и подозрительности по отношению к непривычным, но уже успешно апробированным решениям.
Итак, можно заключить, что обеспечение энергетической безопасности в современном мире имеет крайне важное значение для развития экономики всех стран и, как следствие, для повышения уровня жизни населения. В то же время следует уточнить, что в современном мире, характеризуемом процессами глобализации, обеспечение энергетической безопасности становится обязанностью всех стран и должно опираться на многосторонние соглашения, а не на двусторонние договоры.
Осознание глобальности энергетической безопасности способствует поиску путей решения проблемы. Поэтому такие многосторонние соглашения, как Энергетическая Хартия и Договор к Энергетической Хартии, документ Глобальная энергетическая безопасность, принятая странами G8 в Санкт-Петербурге являются важными шагами к стабилизации ситуации на международном энергетическом рынке.
Глобальный аспект касается подхода к энергетическим ресурсам не только как к средству торговли и получения прибыли отдельными игроками, но и как к одной из основ экономического и шире, гуманитарного развития мира, в целом. Одним из итогов активных дискуссий последнего времени вокруг проблемы энергетической безопасности стало растущее осознание того, что энергетика, так же как, к примеру, экология, обладает глобальным измерением – это сфера, проблемы и задачи которой касаются условий жизни каждого человека в каждой стране.
Важными пунктами в обеспечении энергетической безопасности является диверсификация поставок. Причем важность этого пункта осознают как страны-потребители, так и страны-поставщики. Вследствие особой важности этого вида ресурсов для развития всей экономики государства зависимость от одного поставщика, единственного рынка сбыта или единственного пути транспортировки может привести к тяжелым последствиям. Это ярко продемонстрировал пример России, которая в результате «Газовых войн» с Украиной понесла серьезные потери.
Кроме того понимание реально существующей ситуации на рынке энергоресурсов способствует стабильности отношений. Поэтому важным пунктом является повышение прозрачности и треанспарентости отношений стран в этой области. Этой цели следует Россия. В своем докладе «Выполнение Россией обязательств, принятых на саммите «группы 8»», опубликованном в 2006 году в Санкт-Петербурге Россия дает отчет о состоянии своей энергетической отрасли и докладывает о проделанной работе в достижении общих целей. Кроме того повышению прозрачности способствуют доклады и прогнозы ведущих компаний энергетической отрасли, к примеру доклад British Petroleum по прогнозам перспектив энергетического рынка на следующие 20 лет.
Кроме того в данной работе были рассмотрены особенности развития энергетической безопасности в отдельных регионах – США, АТР, взаимосвязанного энергетического пространства ЕС-Россия и отдельно российское ТЭК, как важного актора на рынке энергоресурсов.
Можно сделать вывод, что азиатский регион станет важным игроком в сфере энергетики. Значительный рост потребления всех видов энергоресурсов, в особенности традиционных углеводородных ресурсов, изменит соотношение сил во всем мире. Экономика Китая занимает второе место в мире по потреблению энергоресурсов после США. В это же время Европа идет совсем по другому пути развития. Согласно прогнозам потребление углеводородных ресурсов – нефти, угля, будет неумолимо падать. Важное место в энергетике займет газ, особенно в связи с новыми технологиями СПГ, и возобновляемые источники энергии, такие как биотопливо.
Россия, как основной поставщик энергоресуросв на постсоветском пространстве и Европе, заявляет о своей приверженности общим целям по укреплению международной энергетической безопасности и по повышению уровня жизни населения собственной страны.
1. Решетько Н. И. Автоматизация управления ТЭК как фактор повышения энергетической безопасности и конкурентоспособности России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 35, 2014. – С. 104.
2. Щепанский И. С. Энергетическая безопасность как составляющая национальной безопасности России // Lex russica № 4, 2012. – С. 757.
3. Бирюков А. Л., Савостова Т. Л. Топливно-энергетический комплекс: актуальные экологические проблемы // Природообустройство № 1, 2014. – С.
6.
4. Грачев И. Д., Некрасов С. А. Стратегический аспект энергетической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 41, 2012. – С. 3.
5. Окороков В. Р., Окороков Р. В. Цели и тенденции развития мирового ТЭК и его последствия для российской энергетики // Вестник Ивановского государственного энергетического университета № 1, 2014. – С. 96.
6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.atominfo.ru/files/strateg
/strateg.htm. (дата обращения: 25.05.2016).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.