Эмоциональное выгорание
Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека
Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.
Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
Загруженность в течение рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
Причины возникновения СЭВ у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.
Причины возникновения СЭВ у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, с детьми с ОВЗ, с администрацией (функция –защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)
Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
22% - со стажем от 15 до 20 лет;
11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
Вторая стадия:
Стадии профессионального выгорания
Третья стадия:
Стадии профессионального выгорания
Три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Симптомы появления СЭВ
Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Симптомы появления СЭВ
Поведенческие симптомы:
Симптомы появления СЭВ
Профилактика профессионального выгорания
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Профилактика профессионального выгорания
Саморегуляция психического состояния
Способы саморегуляции:
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Используйте возможность выступить с речью.
Следите за питанием и фигурой.
Позволяйте себе «маленькие женские радости».
Не забывайте, что Вы красивы!!!
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.