Торопова Ольга Анатольевна, учитель физической культуры высшей категории МКОУ Заречной СОШ
Проблемы и перспективы развития спорта в современной сельской школе.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации » так определяет роль спорта в современном обществе: «…Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным оказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян». Одним из основных программных мероприятий, связанных с развитием массового спорта является развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях [2]. Из основных направлений модернизации системы физического воспитания, определенных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, являются [3]:
модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;
совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся.
Целью моего исследования стала оценка состояния спортивной работы в сельских общеобразовательных организациях Заволжского муниципального района. В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Оценить состояние развития спорта в современной сельской школе.
2. Определить перспективные направления развития спортивной работы в сельской школе.
3.Провести анализ состояния материально-технической базы сельской школы
В последние годы в Заволжском муниципальном районе сформирована система спортивных мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций, основу которой составляют мероприятия, проводимые Департаментом спорта и туризма Ивановской области, Департаментом образования Ивановской области, отделом образования Заволжского муниципального района, отделом по вопросам культуры и спорта Заволжского муниципального района, МКУ ДЮСШ города Заволжска (см. табл.).
Период учебного года |
Раздел программы по физической культуре |
Школьный уровень |
Муниципальный уровень |
Региональный уровень |
сентябрь |
Легкая атлетика |
Кросс, легкая атлетика, прием нормативов ВФСК ГТО,
|
Кросс, легкая атлетика, прием нормативов ВФСК ГТО |
Легкая атлетика |
октябрь |
Спортивные игры. стрельба |
Проект «Мини-футбол в школу» Олимпиада по ФК, прием |
Проект «Мини-футбол в школу», стрельба |
Стрельба |
ноябрь |
Гимнастика, спортивные игры, настольный теннис. |
Олимпиада по ФК, прием нормативов ВФСК ГТО |
Олимпиада по ФК, прием нормативов ВФСК ГТО |
Настольный теннис |
декабрь |
Баскетбол, футбол |
Проект «КЭС-баскет» |
Проект «КЭС-баскет» |
Проект «Мини-футбол в школу» Проект «КЭС-баскет» |
январь во |
Лыжная подготовка |
Лыжные гонки |
Лыжные гонки |
Проект «КЭС-баскет», олимпиада по ФК. |
февраль |
Лыжная подготовка, волейбол |
Волейбол. Зимний фестиваль ВФСКГТО |
Волейбол, лыжные гонки |
Лыжные гонки, зимний фестиваль ВФСКГТО |
март |
Волейбол, шахматы |
Волейбол, шахматы. |
Шахматы. |
Волейбол |
апрель |
Баскетбол, прием нормативов ВФСК ГТО |
Легкоатлетическое многоборье, президентские состязания |
Легкоатлетическое многоборье, президентские состязания |
Легкоатлетическое многоборье, президентские состязания |
май |
Легкая атлетика, русская лапта |
Фестиваль ВФСК ГТО, русская лапта |
Фестиваль ВФСК ГТО, легкоатлетическая эстафета |
Летний фестиваль ВФСК ГТО |
Все перечисленные спортивные мероприятия позволяют участвовать в них командам как городских, так и сельских школ, а в отдельных спортивных мероприятиях (эстафетные пробеги, «Шиповка юных», «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры») сельские школьные команды выступают в отдельной группе, что существенно повышает возможности сельских команд успешно выступить и повысить мотивацию у школьников к участию в данных соревнованиях [1].
Еще одним позитивным моментом сформированной системы соревновательной деятельности является возможность сочетания ее с учебной и внеурочной работой по физическому воспитанию, проводимой в общеобразовательной школе [4]. То есть возможность планирования школьных соревнований по окончании соответствующего раздела программы по физическому воспитанию с дальнейшим участием школьных команд в районных и областных соревнованиях (см. табл.).
Параллельно с проведением спортивных соревнований в районе активно развивается творческое направление в спорте. Так, на сегодня стали популярными всероссийские конкурсы, проведение которых начинается со школьного и муниципального этапов и дает возможность привлечь к спорту учащихся с невысокими спортивными достижениями:
Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт,
Фестивали ВФСК ГТО (волонтерская деятельность)
Для анализа состояния спортивной деятельности в сельских школах мною было проведено исследование в 2019–2020 учебных годах в Заволжском муниципальном районе. На 1 сентября 2019 года в нашем районе насчитывалось 6 сельских общеобразовательных школ с общим количеством более 350 учащихся.
Показателями оценки состояния спортивной работы в сельской школе стали:
1. Количество школьных соревнований и число участников в них.
2. Количество спортивных секций и занимающихся в них.
3. Число соревнований районного уровня и участников в них.
4. Участие школьных команд в областных соревнованиях.
5. Уровень мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
По первому показателю можно отметить, что количество школьных соревнований в сельских школах Заволжского района достаточно велико (1–3 соревнования в четверть). В течение учебного года соревнования проводятся для всех возрастных групп учащихся по 3-5 видам спорта с охватом до 50–60% учащихся школы.
Количество спортивных секций также достаточно для сельских школ и составляет 3–5 секций по наиболее популярным видам спорта, которые традиционны для сельской местности (баскетбол, легкая атлетика, волейбол и др.), с охватом 20–50% учащихся школы. По третьему показателю можно отметить, что состояние удовлетворительное. Проводится значительное количество соревнований для сельских школьников – 7–8 в год. Участвуют в них от 10 до 35% учащихся школ. Существуют и проблемы:
в соревнованиях для сельских школьников предполагается участие в основном только учащихся старших классов;
нет четкого календаря соревнований на учебный год;
организация соревнований оставляет желать лучшего (низкое качество судейства, отсутствие торжественности, отчетности и др.);
соревнования всегда проводятся в районном центре, и учащихся некоторых школ не могут добраться к месту соревнований ввиду отсутствия транспорта, а также понятия командирования команд (все расходы за счет детей).
Четвертый показатель – участие в областных соревнованиях также немаловажен с точки зрения мотивации к занятиям спорта и показателя развития спорта в школе, но доступ к таким соревнованиям имеют преимущественно городские школы, т.е. система отбора учащихся сельских школ просто отсутствует.
Пятый показатель – мотивация к занятиям физкультурой и спортом показывает, что большинство (75–90%) учащихся имеет желание заниматься спортом. И основным мотивом здесь являются:
В младших классах – желание участвовать в соревнованиях и побеждать.
В средних классах – желание участвовать в соревнованиях, как школьных, так и за сборную школы, а также быть физически развитым, сдать нормативы ВФСК ГТО
В старших классах – желание укрепить здоровье, быть физически развитым и быть лидером в классе, школе, сдать нормативы ВФСК ГТО для поступления в высшие учебные заведения
Наблюдается четкая тенденция к снижению мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом к старшим классам (с 95% в младших до 58% в старших). Опрос учителей физкультуры, анализ нормативно-правовой документации показали, что развитие спорта в современной школе должно иметь системный характер и предполагать не только развитие спортивной базы школы и увеличение количества школьных секций, создание условий для реализации спортивных возможностей для детей различного возрастных групп по отдельным видам спорта. Примером тому могут служить общероссийские проекты «Мини-футбол в школу», «Школьная баскетбольная лига “КЭС-баскет”», создающие условия и возможности участия для команд, в том числе и сельских образовательных учреждений. Необходимо в дальнейшем развивать такие проекты и по другим видам спорта.
Следует учитывать также возможность финансирования спортивных команд для участия в соревнованиях районного и областного уровня, необходимо отдельно развивать систему соревнований для сельских школьников, так как они не всегда могут конкурировать с городскими школьниками и у них нет возможности реализации своих спортивных достижений на более высоком уровне.
Таким образом, состояние развития спорта в современной сельской школе можно назвать удовлетворительным. Учащиеся городских школ имеют лучшие условия в сравнении с сельскими школьниками для реализации своих спортивных возможностей.
Уровень мотивации учащихся сельских школ к занятиям спортом достаточно высокий, но имеет стойкую тенденцию к снижению от младших к старшим классам.
Литература
1. Оринчук А.Н. Проблемы и перспективы развития спорта в современной сельской школе // Сборник
материалов международной научно-практ. конф. «Молодые ученые – науке о физической культуре и спорте».
Череповец: Череповецкий государственный университет, 2012. С. 154–155.
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
(текст).
3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2006 – 2015 годы» (текст).
4. Чичикин В.Т. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся в об-
щеобразовательном учреждении: методическое пособие. Н.Новгород: НИРО. 2010. 311 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.