Представление инновационного педагогического опыта
Калачиной Натальи Александровны, учителя начальных классов
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
Тема: «Проблемы нравственного и духовного воспитания младшего школьника в современных условиях»
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(Сухомлинский В.А)
Актуальность и перспективность опыта
В современном мире люди стали нетерпимы друг к другу, раздражительны, агрессивны. Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей приобретает особое значение, является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Чтобы стать добрым, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Этот раздел направлен на формирование общей культуры школьников, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Главная задача школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Конечно, в настоящее время учителю работать совсем непросто. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.
Основная идея
В своей педагогической работе я выделяю и ставлю перед собой такие основные задачи духовно-нравственного воспитания:
- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;
-учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;
- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;
- побуждать девствовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в повседневной жизни, избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;
- способствовать сохранению чистоты и целомудрия;
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,
-формировать самодисциплину;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.
Новизна опыта
Согласно новым федеральным стандартам, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: "Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации. Таким образом, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни.
В духовно - нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д.Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И. и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Исследуемая мною проблема нашла отражение в работах Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко и других педагогов, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Для педагога очень важно не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, а также умение направить свою деятельность на нравственное воспитание во внеклассной деятельности.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». В новейшем энциклопедическом словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское moralis - нравственный) система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия».
В педагогическом словаре термин нравственное воспитание толкуется как составная часть единого процесса общественного воспитания. «Необходимость регулировать обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи:
Выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла и т.п.
Внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознании каждого отдельного человека, с тем чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения».
В своей статье «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» учитель начальных классов Л.В. Калинина говорила, что «в современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общественными нормами и ценностями; способствовать самостоятельному, нравственному поступку в различных ситуациях».
Она считает, что «в период 6-10 лет закладывается основа становления личности качеств ученика.
Педагогу важно учитывать, что формирование нравственных ценностей ориентаций оказывают существенное влияние 3 компонента: знания, эмоции и воля».
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, мы видим, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Технология опыта.
На уроках физкультуры учитель воспитывает любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни. На уроках русского языка, литературного чтения формируется культура речевого общения, изучается история России. Важной гранью воспитания и развития личности на уроках изобразительного искусства и музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Ведущей педагогической идеей моей работы - это пробудить интерес младших школьников к нравственному, духовному, прекрасному должны как школьные предметы, так и внеурочная воспитательная деятельность. Я выбрала направления воспитательной деятельности через формирование базовых ценностей:
Мой опыт работы, как классного руководителя показал, что по каждому направлению есть формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата. Я организую разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно-нравственной культуры младших школьников. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все это способствует всестороннему развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Формы работы по введению понятий о нравственности, морали, используемые мною в работе, не новы. Они широко использовались в воспитательном процессе. Теперь пришло время активно обращаться к ним и в учебных предметах.
1. Беседы.
Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг. Строить их можно от ежедневных проблем, возникающих у детей до проблем окружающих людей. Постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: «А я видел…, а у нас вчера…». Дети начинают «видеть» окружающий их мир и активно реагировать на него.
При использовании беседы по сюжетному рассказу ребенку предлагается прослушать повествование, содержащее нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию, требующую сделать моральный выбор. После прослушивания текста школьникам задаются вопросы, которые составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялось отношение к заданной проблеме, знание о способах поведения в создавшейся ситуации и о самой нравственной норме.
2. Чтение сказок.
Чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
При выборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на смысл, заложенный в ней. Во многих сказках народов мира звучат неповторимые мотивы любви, доброты, милосердия, счастья.
Важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и обсуждений главной мысли. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место любимых героев. При этом ребёнок не должен давать определённых ответов, а лишь размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
3. Музыка, живопись, поэзия.
Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии, оставляющей след в сердце каждого ребёнка, независимо от его интеллектуального или духовного развития.
Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения. Однако в ходе уроков почти не уделяется внимание духовной основе искусства. Что думали великие творцы о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели высказать своими произведениями?
4. Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
Души детей чутко реагируют на самостоятельное художественное творчество. С удовольствием дети раскрывают свой внутренний мир в стихах, сказках, рисунках.
5. Незаконченный рассказ.
При использовании метода незаконченных рассказов детям зачитывается текст, в котором герою необходимо принять решение, делая нравственный выбор. Нарушить нравственную норму, или действовать в соответствии с ней. Обучающийся должен закончить рассказ, обосновывая свое решение.
6. Вопросы.
Учащимся начальных классов предлагается ответить на вопросы, которые отражают знание о нравственных нормах, ценностях, правилах поведения.
Как вы думаете, что такое ответственность?
Как должен вести себя ответственный человек?
Как ведет себя безответственный человек?
Как вы думаете, что такое доброжелательность?
Как ведет себя доброжелательный человек?
Что такое милосердие?
Видно ли сразу по-настоящему доброго человека?
Как научиться дружить?
7. Игры.
Ребёнок учится, играя. Во время игры он за несколько минут способен выучить столько, что иным способом не постигнет и за час. Большинство игр учит внешним правилам общения и этикета. Кроме этого в игре ребенок может познакомиться и с основными понятиями нравственного и безнравственного. Достаточно вспомнить с каким удовольствием ребенок читает не стареющее «Что такое хорошо и что такое плохо?»
В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и способность к построению взаимоотношений с окружающими. Через игру педагог может постепенно формировать характер детей, корректировать их поведение, фиксировать те или иные закономерности.
Игра даёт возможность детям раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Однако следует помнить, что игра, как самоцель не действенна, если не несет в себе смысловой нагрузки.
Обучающимся нравится, когда учитель принимает участие в играх. В это время они чувствуют себя равными взрослым, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Педагог в течение игры сам проявляет те качества, которым хочет научить детей. Эффект собственного примера самый действенный.
Очень важным моментом воспитания любви к Родине является
патриотическое воспитание. Классные часы: "Дети – герои Великой Отечественной войны", "Весточка с фронта", "Герои космоса"; праздники, конкурсы рисунков, посвящённые "Дню Победы", возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату, встречи с ветеранами труда, войны, позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а также желание делать добрые полезные дела.
Следующая ценность - потребность в здоровом образе жизни. Работая в этом направлении, формирую знания о здоровом образе жизни, прививаю желание укреплять своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены. Провожу беседы, физминутки, «Весёлые старты», игры на свежем воздухе. Дети с огромным удовольствием принимают участие во всех мероприятиях.
Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно-эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно-прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед дети занимаются творчеством. Выполнение коллективных работ способствует формированию у учащихся чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. А конкурсы "Рыцарский турнир", "А ну-ка, девочки", викторины "В гостях у Вежливости", «Что такое Дружба», утренники "Поздравляем наших мам", "День именинников" – это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.
Огромное значение становлению личности ребенка занимает трудовое воспитание. Этой работе я придаю особое значение. В классе мы вместе посадили цветы, и ребята охотно за ними ухаживают. Весной ребята вместе с родителями охотно убирают школьную территорию.
Важным аспектом нравственного развития является воспитание экологической культуры. Дети познают истины науки о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. С этой целью провожу экскурсии в природу, конкурсы рисунков, экологически-развлекательные мероприятия «Праздник осени», КВН « В согласии с природой», акцию «Помоги птицам!»
И, конечно, во всех делах помогают родители. Семейные ценности мы изучаем на реальных историях и семейных традициях, перечитываем притчи, проводим совместные с родителями мероприятия.. В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
Всей организуемой работой я стремлюсь воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь.
Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей (их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.
В заключении хотелось бы сказать, что мы - педагоги, пытаемся воспитать физически здоровую душу, интеллектуально развитую личность. Разрешение проблем нравственного воспитания все же требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных, и я думаю, что нам необходимо в большей степени привлекать родителей к участию в духовно-нравственном воспитании младших школьников через проведение совместных мероприятий, просветительской работы, организацию дискуссионных встреч. А в работе со школьниками чаще использовать возможность общаться с интересными, опытными людьми разных профессий. Для того, чтобы работа по нравственно-духовному воспитанию младших школьников приносила результаты, необходимо тесное сотрудничество классного руководителя с членами семьи.
Результативность опыта
Таким образом, за время реализации программы по
духовно-нравственному воспитанию повысился интерес учащихся к изучению родного
края и своей страны, к истории своей семьи. Ребята узнали достопримечательности
своего города, а также своих земляков, которые прославили свой город.
Познакомились с Россией, как многонациональным государством и узнали культуру
народов, населяющих нашу страну.
Стараюсь активно проводить открытые уроки, мастер-классы, мероприятия.
Дата |
Место |
Тема |
Названия мероприятия |
2015 г. |
МБОУ «Лицей №4» |
Мастер-класс по литературному чтению «Н. Артюхова «Трусиха» |
Семинар учителей начальных классов «Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС» |
2015 г. |
МБОУ «Лицей №4» |
Мастер-класс по литературному чтению «Два пирожных» Ю.Ермолаев |
Школьный мастер-класс «Золотые россыпи-4» |
2015 г. |
МБОУ «Лицей №4» |
«Мама-это значит жизнь» |
Школьный утренник |
2016 г. |
МБОУ «Лицей №4» |
«Поделись теплом души своей» |
Школьная праздничная программа ко дню пожилого человека |
2017 г. |
МБОУ «Лицей №4» |
«Любимый праздник детворы» |
Классный час |
2018 г. |
МБОУ «Лицей №4» |
«Помоги птицам перезимовать» |
Открытое мероприятие |
2018 г. |
МБОУ «Лицей №4» |
« Дети войны»
|
Муниципальное мероприятие |
2018 г. |
|
« Эхо огненных гор» |
Муниципальный конкурс рисунка, посвященный 30-летию вывода советских войск из Афганистана. |
2019 г. |
МБОУ «Лицей №4» |
Мастер-класс по внеурочной деятельности «Как прекрасен этот мир» на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Муниципальный семинар «Инновационные подходы к работе с одаренными детьми» |
Результатом творческой работы педагогов является участие школьников во внеурочных конкурсах, олимпиадах, викторинах по учебным предметам с целью активизации познавательной деятельности и для достижения образовательного результата.
№ |
Название конкурса |
Учебный год |
Результат |
Уровень |
1 |
«Учватовские литературные чтения» |
2015 г. |
Участие |
Муниципальный |
2 |
Всероссийская массовая интернет-игра «Фактор роста» |
2015-2018 |
I место II место III место |
Российский |
3 |
Научно-практическая конференция «Мой дом, моя семья, моя республика» |
2015 г. |
III место |
Муниципальный |
4 |
Образовательный портал «Учи.ру»
|
2014 -2019 |
Победители Призеры Участие |
Российский |
5 |
IV Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «На творческом олимпе. Хореография и театр» в рамках Международного проекта «Салют талантов», г. Сочи |
2015 г. |
I место |
Международный |
6 |
V Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «На творческом олимпе. Хореография и театр» в рамках Международного проекта «Салют талантов», г. Санкт-Петербург |
2015 г. |
II место
|
Международный |
7 |
Муниципальный конкурс рисунков: «Я и велосипед» |
2015 -2016 |
Участие |
Муниципальный |
8 |
Научно-практическая конференция «Мой дом, моя семья, моя республика» |
2016 г. |
Участие |
Муниципальный |
9 |
Торжественное собрание, посвященное Дню мордовских языков |
2016 г. |
Участие |
Муниципальный |
10 |
Центр творчества «Мои таланты», Всероссийский конкурс рисунков |
2016 г. |
I место |
Всероссийский |
11 |
VII муниципальная научно-практическая конференция школьников «Мой дом, моя семья, моя республика». |
2017-2018 |
Призер |
Муниципальный |
12 |
Первая муниципальная научно-практическая конференция младших школьников "Исследование, эксперимент, открытие», номинация «Союз юных экологов» |
2018 -2019 |
II место |
Муниципальный |
13 |
Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Талантливое поколение», г. Москва (очный тур) |
2019 г. |
I место
|
Всероссийский |
14 |
V муниципальный конкурс чтецов «Я в гости к Пушкину спешу сегодня» |
2019 г. |
III место |
Муниципальный |
15 |
Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества «Арзяня» |
2019 г. |
III место |
Муниципальный |
16 |
Республиканский конкурс рисунков «Космические фантазии» |
2019 г. |
II место |
Республиканский |
17 |
Муниципальный конкурс рисунков, посвященный 30-летию вывода советских войск из Республики Афганистан. |
2018 -2019 |
I место |
Муниципальный |
18 |
Республиканский конкурс молодежных проектов и творческих работ «калейдоскоп профессий» |
2019 г. |
III место |
Республиканский |
19 |
Конкурс «Новогоднее чудо» |
2019 г. |
II место III место |
Школьный |
20 |
Олимпиада по окружающему миру |
2018 -2019 |
II место
|
Школьный |
21 |
Олимпиада по русскому языку |
2018 -2019 |
III место |
Школьный |
22 |
Олимпиада по математике |
2018-2019 |
II место |
Школьный |
Из всего вышесказанного можно заключить, что система работы по духовно-нравственному воспитанию, которая включает в себя совместную взросло-детскую деятельность, будет способствовать целостному развитию ученика начальной школы, успешной социализации, раскрытию индивидуальности и сформированности основ нравственного самосознания личности, выполнение моральных норм, умение давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник, который бы являлся примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить примером.
Это и есть важнейшее условие успешного развития подрастающего поколения.
Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 — №11 – С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. – 534с.
4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 — №2 – С. 67-68
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.- 254с.
6. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий — М.: Просвещение,1977.- 376с.
7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 — №3 – С. 9-12
8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 — №6 – С. 3-6
9. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.
10. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.
11. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.
12. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.