ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО
УДК 37.013.46
М.С. Масальская,
преп. КЭМТ, г. Котлас.
Аннотация. В статье рассматриваются основные результаты научных исследований, связанных с проблематикой внедрения нового понимания образовательной деятельности в среднем профессиональном образовании в контексте цифровизации образовательного процесса. Результатом исследования стала разработка и научное обоснование процесса цифровизации среднего профессионального образования в интерактивной интеллектуальной среде. Разработанная система позволяет студенту «оторваться» от существующих шаблонов и штампов профессиональной деятельности, расширяет его возможности в развитии (и саморазвитии), в творчестве уже на подготовительном этапе.
Ключевые слова: качество образования; индивидуальная траектория обучения; самоорганизация; цифровое образование; саморазвитие; самоорганизация; образовательная программа; управление развитием; система качества СПО.
Проблемы и актуальность исследования.
Сегодня можно утверждать, что «управление качеством образования» - это термин, который стал основополагающим в последнее десятилетие развития педагогической науки, как для характеристик образования в целом, так и для характеристик образовательного процесса, образовательных результатов и программ. Понятие «менеджмент качества в образовании» раскрывается в ряде исследований из разных подходов и структур (Граничина О.А. [1, с. 33], Г.А. Бордовский [2, с. 165], В.В. Панасюк [3, с. 78], С.Ю. Трапицын [4, с. 48-51] и др.)
На основе многогранного анализа выявлены и создаются новые условия для возникновения системы управления качеством образования, которая была определена в контексте цифровизации СПО. А. Марей рассматривает цифровизацию как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и с обществом, что необходимо для эффективного управления. Цифровой «мир» не только предлагает возможность доступа к огромным массивам и объемам данных, но и меняет информационное поведение человека в повседневной жизни [6; 15; 16]. При этом в основе любой системы педагогики лежит отнесение человека к подсистеме, состоящей из таких компонентов, как внутренние установки, потребности, знания, навыки, опыт и т. д. При этом взаимодействие и обмен информацией в учебном процессе осуществляется в разных форматах и разных схемах, в том числе взаимодействие от «один к одному» до «многие ко многим». Благодаря реализации схемы «многие ко многим» подсистемы контактируют друг с другом, как если бы они содержали компоненты, необходимые для обратной подсистемы, как внутри, так и вне процесса формирования. Традиционный менеджмент оказывает одностороннее влияние на образовательный процесс без необходимости замены компонентов подсистем и ограничивается нормативными, методологическими рамочными условиями, готовыми решениями и их запоминанием в качестве шаблонов для будущей профессиональной деятельности. В основе концепции «управления» лежит влияние, которое является фундаментальным для управления качеством образования в контексте цифровизации и дистанционного обучения.
Парадигма изменения «воздействия» процесса управления на «взаимодействие» цифрового управления основана на нескольких факторах, которые включают расширение сферы человеческой деятельности и ее влияние на мир; возможность получать разную информацию из разных источников; постоянное присутствие «в сети» (учебный процесс, общественная деятельность, развлечения, доза тяговая деятельность и др.); функциональность и алгоритмический ритм развития и преобразования личностных характеристик студентов. В то же время, что особенно важно сегодня в разгар пандемии коронавируса, необходимо определить каждого участника образовательного процесса в качестве активного объекта познания, признать его внутреннюю ценность, чтобы учитывать индивидуальные, личные и коммуникативные функции.
Таким образом, цифровое образование - это система взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе среднего профессионального образования, в структуре которой неопределенное количество субъектов, создающих неопределенное количество решений, выводов, т.е. продуктов умственной деятельности. При этом система включает не только поиск решений в совместной деятельности, но и совместную деятельность с целью определения исходной проблемы, интереса или необходимости в основных предметах образовательного процесса ученика и учителя. Это совместная работа по анализу и диагностике самого учебного процесса с определением основных задач, противоречий и ведущих тенденций в развитии ученика. Система взаимодействия представляет собой сложную конструкцию непрерывного обмена информацией субъектов образовательного процесса, которая характеризуется постоянным получением информации, ее обработкой, пониманием и применением к «потребностям» субъекта образовательного процесса. Чтобы ученик точно определил ход своего обучения и вектор развития, система взаимодействия должна быть диагностической, координировать его действия и позволять соотносить свои действия с ожидаемым результатом. [4, с. 94]
Основная идея исследования, научные результаты, их обоснование.
Система взаимодействия в структуре цифровизации и дистанционного обучения предлагает гибкость и мобильность процесса, а также возможность вносить изменения и исправления, моделировать и реконструировать. Например, в совместной деятельности при определении цели той или иной задачи возможно, что позиции субъектов не совпадают, и тогда методы и технологии решения проблемы меняются с разными «выходами из ситуаций»: привлечение экспертов, предоставление доказательной базы, использование нестандартных или нетрадиционных методов решения проблемы и т. д.
Для цифровизации образования и дистанционного обучения в СПО важна особая организация учебного процесса, которая также основана на взаимодействии всех участников. До сих пор в научной терминологии нет точного определения термина «качество образовательного процесса». Это может включать: ряд видов деятельности (наука, образование, исследования, менеджмент и т. д.), осуществляемых в системе СПО; список, который «объединяет» образовательную программу, академические и педагогические навыки преподавательского состава, потенциальный уровень студентов и используемые учебные материалы. На наш взгляд, качество образовательного процесса - один из основных показателей эффективности цифровизации образования в системе СПО. Таким образом, парадигма взаимодействия «субъект-объект» становится основным ориентиром при реорганизации учебного процесса. Возникает вполне резонный вопрос: а что, разве учебный процесс ранее не проходил во взаимодействии? Да, но в основном только под контролем успеваемости и результатов обучения (под руководством учителя). Отвечая на заданный вопрос, важно выделить преимущества такого взаимодействия:
- Во взаимодействии освоение материалов дисциплины и решение задач происходит непосредственно с учётов навыков, умений и индивидуальных особенностей студента, при этом «достигнутые результаты» для учителя также являются показателем его индивидуального стиля и образовательные навыки;
- Расширение области взаимодействия тем процесса обучения, позволяющие сделать его боле практикоориентированным;
- Важнее всего также выбор методов и технологий учебного процесса;
- В ситуации участия студента в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса на него в первую очередь возлагаются определенные «обязанности» не только перед преподавателем, но и перед ним и другими предметами. Во-вторых, он должен проявлять гораздо большую самостоятельность в решении задач, сформулированных и оговоренных во взаимодействии, включая самоорганизацию и самоуправление своей деятельностью.
- Контроль результатов обучения во взаимодействии теряет концептуальную сущность. Поскольку процесс цифрового управления качеством образования основан на постоянном взаимодействии, сам процесс становится результатом освоения образовательной программы и одновременно способствует развитию самоорганизации и самооценки собственной деятельности. В интерактивной интеллектуальной среде (как предпосылка функционирования цифровой системы менеджмента качества СПО) управление приобретает характеристики множественности в определении и оценке качества образования. Это связано с тем, что оценка качества обучения проводится по многим предметам. Этот процесс способствует повышению самоорганизации учащихся, развивает в них качества, связанные со способностью планировать учебное и внеклассное время, рационально его распределять, выполнять учебные задания в четко определенные сроки. Осваиваю учебную, исследовательскую и поисковую работу. В то же время дистанционное образование в интерактивной интеллектуальной среде позволяет осуществлять комплексный процесс контроля, чтобы его систематичность, четкая определенность и обязательная объективность способствовали постоянному совершенствованию всех форм, методов и технологий контроля. [17, с. 64]
Во взаимодействии роль контроля как части образовательного процесса смягчается именно в той части, которая негативно влияет на мотивацию ученика. Контроль становится интересным и полезным для студента, так как он не только результат совместной деятельности, но и устанавливает ответственность за результат, что отражает его «зону ответственности» в этом взаимодействии. В интерактивной интеллектуальной среде такая часть цифрового управления качеством в образовании, как контроль, не приравнивается к успеваемости учащихся. Контроль в этих условиях становится все более комплексным с точки зрения задач, форм, методов и объема реализации, чем просто учет и оценка знаний студентов по пятибалльной системе. Это связано со способностью цифрового управления проводить ежедневный контроль, который оказывается отличным стимулом и мотивацией для учебной деятельности студентов, способствуя формированию и развитию навыков самоконтроля, самоанализа проделанной работы и работы, которую предстоит сделать. В то же время индивидуализированная направленность контроля при дистанционном обучении значительно «дисциплинирует» преподавателя и одновременно «открывает» новые направления для разработки методических и оценочных материалов не только для учебной работы, но и для успешной и эффективной организации самостоятельной работы студентов.
Для обоснования выдвинутой идеи следует отметить, что «взаимодействие» как общенаучная категория в социально-философском аспекте отражает сущность процесса одновременного воздействия явлений или людей друг на друга. Именно саморазвитие характеризуется значительной активностью субъекта, его целенаправленной деятельностью, ведущей к прогрессивным личностным изменениям. Саморазвитие всегда связано с осознанным управлением своей деятельностью, постоянным самостоятельным выбором целей, способов и средств решения вновь возникающих проблем и задач. Саморазвитие характеризуется эмоциональной «зрелостью» субъекта, определенной «свободой» в деятельности и рефлексивностью [17, с.135].
Дистанционное обучение, основанное на учете индивидуальных черт личности субъектов образовательного процесса, способствует процессу соответствующего осознания и принятия ответственности за свои действия, социальной ответственности субъектов между собой, формированию готовности и опыта к обучению, заниматься различными видами деятельности, в том числе постоянно менять себя. Личностное развитие в интерактивной среде - это не только результат личностного роста и обобщения деятельности, но и технологическая собственность субъекта. Процессы, определяющие так называемое «я», основаны на алгоритме, созданном самим субъектом, который отражает технологическую эффективность позиции субъекта.
Интерактивная интеллектуальная среда позволяет нам (в созданных нами условиях) проявить потенциал для саморазвития, а дистанционное обучение возможность «запустить» свои механизмы для решения задач личного самоопределения, профессионального самоопределения и определения собственного понять и преодолеть будущую роль в профессии. Развитие навыков рефлексии для своей работы, быстрого и безболезненного осуществления непосредственной профессиональной деятельности, стимулирования профессионального самосовершенствования, адаптации к изменяющимся условиям и взаимодействия с новыми темами и объектами будущей профессиональной деятельности.
Процесс цифровизации в интерактивной интеллектуальной среде приводит к самотрансформации предмета при самостоятельном освоении образовательной программы. Процесс структурирован таким образом, что помогает студенту «выработать» собственный индивидуальный стиль деятельности, определенную систему собственной деятельности, которая в результате совместной деятельности становится «новой формацией».
С помощью цифровизации вы можете определять и способствовать развитию способностей студентов, связанных с выбором ценностно-семантических руководящих принципов для определения задач и решений, отвечающих современным профессиональным требованиям. с правильной постановкой и постановкой целей будущей деятельности; с осуществлением практических мероприятий по профессиональному самопознанию, изменению и совершенствованию; профессионально организовывать и управлять своей деятельностью; с саморегулированием своего поведения в контексте требований будущей профессии; с самоанализом и самооценкой достигнутого уровня и своего будущего потенциала в овладении профессией. Применительно к нашему исследованию процесс формирования навыков саморазвития связан с возможностью формирования устойчивых мотивов, определяющих направление, а также характер самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов. Постоянное взаимодействие усиливает «педагогический» эффект учебного процесса, направленный на развитие всех его субъектов. Основным механизмом в цифровизации и дистанционном образовании, помимо создаваемых условий, является процесс саморазвития студента в определении и решении творческих, профессионально ориентированных задач и проблем, для которых характерна интеграция знаний из разных предметных областей.
Доказано, что процесс саморазвития динамичен, и если субъект принимает цели и задачи будущей профессиональной деятельности, он будет эффективным, поэтому процесс «принятия» может осуществляться только во взаимодействии. Это взаимодействие происходит не только с будущими работодателями как «носителями» профессии, но и с содержанием образовательной программы, с технологиями решения профессиональных задач и т. д. [10, с. 112]
Элементами дистанционного образования, помимо предметного взаимодействия, являются увязка процессов, процедур, условий, то есть всех компонентов образовательного процесса. Задачи информационного обеспечения дистанционного образования: дать обратную связь; создать доверие; обеспечить объективную и достоверную обработку и хранение информации; предоставление управленческих решений; необходимость получения разных типов представления информации. Специфика взаимоотношений в цифровом управлении качеством образования существенно отличается от тех, которые существуют сегодня в образовательном процессе образовательного учреждения. В доминанты цифрового управления качеством в сфере образования, которые имеют смысл с точки зрения взаимодействия являются:
- взаимосвязь между процессом решения проблем и поиском способов решения поставленных задач при обеспечении удовлетворения потребности студента в самореализации;
- взаимосвязь между содержанием обучения и личной успеваемостью субъектов в образовательном процессе;
- взаимосвязь между выбором личностной и профессиональной роли субъекта и уже определенными ролями других субъектов в образовательном процессе, его соучастников;
- взаимосвязь между информационным обеспечением и технологиями обработки, хранения и предоставления информации;
- взаимосвязь между процессом получения образовательных результатов и условиями, созданными для исследовательского характера деятельности субъектов образовательного процесса;
- взаимосвязь между уровнем образования и степенью освоения индивидуального обучения и пути развития студента;
- взаимосвязь образовательных целей и профессиональных средств их достижения через тематику образовательного процесса;
- взаимосвязь между результатами согласования интересов субъектов и определением результата их совместной деятельности - «интеллектуального продукта» труда;
- взаимосвязь между совмещением разных видов деятельности по темам и созданием единого пространства для их реализации;
- взаимосвязь между процессом включения новых компонентов, структур, направлений деятельности, отдельных функций и комплексным выполнением задач и их решений в образовательный процесс;
- взаимосвязь механизмов и процедур взаимодействия с личностными характеристиками субъектов образовательного процесса.
Результатом взаимодействия является изменение состояния субъектов через интернализацию [14, с. 6]. С этой позиции мы рассмотрим основные составляющие структуры процесса цифровизации в образовании: качество целей, качество условий, качество процессов, качество результатов. Определение направления деятельности наряду с другими вопросами в образовательном процессе является чрезвычайно сложной задачей. Чтобы определить цель, необходимо точно знать ситуацию, в которой она находится. В этом случае взаимодействие помогает определить цели, ее необходимость и актуальность. Таким образом, студент в процессе постановки цели не столкнется с проблемами, связанными с нехваткой опыта или умением предугадывать дальнейшие действия. Цифровизация и переход на дистанционное обучение предлагает процесс перехода от возможности к реальности и, таким образом, выполняет процесс взаимосвязанного выбора целей для будущей деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы во взаимодействии наиболее безболезненно происходило не только преобразование основной цели в систему или комплекс подцелей и задач, но и необходимый совместный анализ причинно-следственных связей между поставленной целью, определенными задачами, методами и результатами дальнейшей деятельности.
Дистанционное образование - это система взаимоотношений между предметами, в которой нет фиксированного состава участников. Это не система их вовлечения, а «образ жизни» в образовательном процессе, определяющий формы, механизмы и методы деятельности субъектов, на их развитие , самореализацию, коммуникативную активность и творческое раскрытие личности каждого отдельного целевого объекта.
Дистанционное образования - это комплекс, организационная структура которого направлена на формирование необходимых «прочных» и неизменных компонентов человеческой культуры, раскрываемых через знания, способы деятельности, опыт и творчество. Проблематика данной системы в том, что как многофакторная система она объединяет два совершенно разных по своему существованию процесса: формально-логический и интуитивный–творческий уровни. Систему также можно отнести к системе нововведений в образовательном процессе, что значительно расширяет возможности ее деятельности по совершенствованию и реформированию СПО.
Система цифрового управления качеством обучения, благодаря своим функциональным условиям и навыкам, становится открытой системой интенсивных изменений, позволяющей решать сложные задачи одного типа поиска. Это система действий и инструментов, которые позволят по-новому исследовать поставленные учебные и проблемные задачи и создавать принципиально новые продукты интеллектуальной деятельности. В этой системе субъекты образовательного процесса быстро расширяют свои индивидуальные характеристики и способности в интегративную систему, формирующую соответствующие параметры их «будущего».
Цифровое образование можно рассматривать как «динамическую сеть» взаимосвязанных образовательных мероприятий, созданную совместными усилиями всех субъектов образовательного процесса, как в коллективной, так и в индивидуальной форме, при этом выступая в качестве интегрированной предпосылки для личностного развития человека. Основным элементом системы становится «событие» личности, метод сосуществования образовательного процесса на основе непрерывного диалога, в котором отношения устанавливаются в рамках совместного предприятия.
Перспектива дальнейших исследований может быть связана с изучением особенностей аксиологических аспектов деятельности субъектов образовательного процесса, с разработкой цифровых технологий в системе непрерывного образования и с изучением формирования специальных компетенций студентов в интерактивной интеллектуальной среде.
Список литературы
1. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2016. 160 с.
2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
3. Блинов В. И. М.: Юрайт, 2019. 354 с.
4. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
5. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
6. Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 200 с.
7. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
8. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2018. 286 с.
9. Герцман Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 77 с.
10. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
11. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
12. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
13. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник. М.: Планета музыки, 2020. 256 с.
14. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.
15. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
16. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
17. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. М.: Юрайт, 2019. 272 с.
18. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
19. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
20. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
© М.С. Масальская 2021
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.