Проблемы преподавания географии в современной школе.
В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в учебном плане сокращается количество часов на изучение географии. Эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания. К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.
В широком круге образовательных предметов географии уделяется небольшое место в учебном плане. Например, в шестом и пятом классах это всего один час в неделю. В седьмом, восьмом и девятом — два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом — по одному часу , при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определённый профиль, география может вообще не изучаться. На все параллели осталось 9 — 10 часов вместо 17-20. Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии.
Большой проблемой является отсутствие единого стандарта в учебно- методическом комплексе. Множественность линий учебников привело к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одной школы в другую, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.
Еще одной проблемой является то, что современные ученики стали намного рациональнее и соответственно усиленно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится. Наука, которая должна лечь в основу экономических, географических специальностей в ВУЗах , почему то полностью ими игнорируется. Хотя, на мой взгляд, география нужна менеджеру больше, чем обществознание. Даже при поступлении в педагогический университет на профильную специальность, мы не видим географию, а все то же обществознание.
Цифровая революция привела к появлению электронных носителей и к возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация и др. Зачем учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть информацию о разных территориях Земли. При этом ученику как бы всё равно, что учебник направлен на выработку системного и комплексного мышления, а в Интернете все хаотично.
В условиях модернизации образования возрастают требования к профессиональным навыкам учителя. Одно из требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, остается основой образовательного процесса. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной работой, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. Основой современного урока географии выступает системно-деятельностный подход. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, создавать ситуации взаимодействия.
Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе, начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); география должна быть самостоятельным предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», и т.д.
Ценность школьной географии заключается в том, что она – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках
географии?
- Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно
расставляют ценностные ориентиры.
- Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, семейных и
общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов.
- Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной
деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира во время
экскурсий, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической
информацией.
- Информационные компетенции предполагают владение современными средствами
информации и информационными технологиями. Например, создать презентацию к
уроку или внеклассному мероприятию, показать и проанализировать снимки
изучаемых территорий из Космоса.
- Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают
знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в коллективе,
владение различными социальными ролями.
Таким образом, ученики овладеют законченной системой географических знаний и умений, получат возможность их применения в жизненных ситуациях, т.е. научатся проявлять компетентность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.