ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ В СИСТЕМЕ СПО: ПОЛЬЗА СТУДЕНТУ И ПОЛЬЗА ОБЩЕСТВУ.
Серкова А.Н.
Серкова Анна Николаевна – преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин
Искитимский филиал ГАПОУ НСО Новосибирский медицинский колледж Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы преподавания истории в системе среднего профессионального образования, а также автор предлагает методы преподавания для улучшения усвоения материала в целях формирования у обучающихся наиболее объективного и полноценного взгляда на процессы исторических событий.
Ключевые слова: воспитание, методика преподавания, история, патриотическое воспитание молодежи
Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Организация профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста на основе деятельностного подхода позволяет актуализировать не только профессиональные, но традиционные и личностные ценности. Они проявляются в идеале, убеждениях, установке, деятельности, порядочности, честности, ответственности, точности, которые связаны прежде всего с духовными, нравственными, социальными ценностями.
В условиях продолжающегося реформирования российского образования система среднего профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов, как государства, так и личности, потребности региональных рынков труда, перспектив развития здравоохранения, экономики и социальной сферы.
Одна из центральных задач образования сегодня – это соответствие требованиям нового государственного образовательного стандарта, теоретической основой, которого являются деятельностный и компетентностного практический подходы.
На практике деятельностный подход сейчас контрастирует с традиционными методами и результатами обучения. Он основан на изменении организационной формы учебного процесса: от усвоения студентами специальной информации к их самостоятельному поиску, приоритета формирования методов педагогической деятельности над формированием системы знаний, навыков специалиста [1, c. 9].
Целью занятий по истории сегодня является не только передача знаний, полученных с помощью рабочих программ, но и получение новых знаний в процессе обучения. Например, необходимо поощрять активную работу на лекциях. Студенты должны быть готовы к участию в дискуссиях, не бояться задавать вопросы и свободно отвечать на его
вопросы. Преподаватель должен постараться осветить наиболее проблемные и спорные вопросы курса, которые посвящены истокам становления
государства. В настоящее время в преподавании истории актуально использование технологий проектной деятельности. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и органично связан с групповым обучением.
Метод проекта – это решение проблемы, которое включает использование различных методов и учебных пособий, а также интеграцию знаний и навыков из разных областей науки. Этот метод относится к исследованию, когда студенты проходят все этапы научного исследования: от создания проблемной ситуации и ее первоначального анализа до поиска способов решения проблемы. В ходе исследования студенты пытаются решить проблему, выдвинуть гипотезу, задать вопросы, сделать выводы, доказать и защитить свои идеи .
Проектный метод направлен на формирование навыков, которые позволят эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, с помощью, которых учащийся сможет адаптироваться к меняющимся условиям, не теряться в разных ситуациях и трудиться в разных командах.
Проектная работа – это форма деятельности, в которой можно сформировать способность принимать ответственные решения.
Столетие назад человек родился и жил в окружении созданных его руками предметов, которые оставались практически неизменными на протяжении всей его жизни. Передача знаний чаще всего происходила в форме занятий по принципу «делай то, что я делаю». Время поставило новые проблемы в развитии и воспитании человека. В связи с расширением информационного поля акцент образования сместился с вопроса «Что я знаю?» на вопрос «Как узнать?». Поэтому для участников образовательного процесса актуальна задача осознанного владения универсальными педагогическими умениями.
Многообразие академических учебников позволяет использовать новейшие технологии на основе личностно-ориентированного обучения. Выбор методики преподавания открывает перспективы для творческого начала педагога и дает ему возможность для дальнейшего роста
индивидуальной траектории каждого обучающегося [3, c.184-185]. Создание электронных ресурсов, использование информационных технологий позволяют сделать каждый урок неповторимым, а студента - активным участником в процессе получения новых знаний. Но кардинального изменения ситуации не происходит. Низкий уровень знаний истории остается проблемой.
Безусловно, современная Россия оказалась в сложной ситуации в связи с тем, что многие предыдущие ценности разрушены. Изменения коснулись не только государственного устоя, но и системы образования. Понимание
важных исторических событий подвергается переосмыслению. Историческая наука одна из первых столкнулась с проблемами преподавания учебного материала. Как общественно-гуманитарная наука, она аккумулирует в себе не только различные исторические периоды, но и отражает общественное
влияние, так называемые государственные приоритеты и ценности. В связи с этим именно преподавание этого предмета связанно с основными трудностями, а учет категории модальности не позволяет трактовать события односложно. Необходимо полное включение в изучение «неоднозначных и спорных вопросов» [1, с.155].
На грани ада
Анна Серкова
Когда
успели обмельчать?
Духовной глупостью ума
Все ценности души распять,
Сжигая мир любви дотла.
Попрали все права морали
Духовных ценностей подьем
Культ лицемерия создали
А лавры хамству воздаем.
Забыли честь, как добродетель
Тщеславной гордости порок
Мой современник как свидетель,
Духовным логосом замолк
Права качаем и свободу,
Где воду пьем, туда плюем
Любви зовущую дорогу,
Сжигаем варварским огнем.
Оставив прошлому , гуманность,
Закрыли тьмой духовный свет
Укрыла ночь всю первозданность,
Распят этический рассвет.
Открыли ящик у Пандоры
Забыли песни Херувим
И путь Содома и Гоморры
На грани ада повторим
С другой стороны, мы можем говорить о недостаточном изучении такой важной темы в истории России, как Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Учебная литература отводит на эту тему от 2 до 4 занятий. В лучшем случае около 4 часов преподаватель может изучать с обучающимися столь важную и значимую тему. Имеем ли мы после этого право говорить о том, что подрастающее поколение плохо знает историю самой кровопролитной войны. Стоит задуматься о будущих результатах образовательной деятельности. Пройдет еще немного времени, и новое поколение
будет верить в любую информацию, высказанную «новыми творцами истории». Огромный поток неконтролируемой информации оказывается в свободном доступе для несовершеннолетних. Понять, что является правдой, а что вымыслом, без определенных знаний и жизненного опыта, невозможно. Это влечет за собой негативные тенденции. Поколения не знающих людей будет воспитывать своих детей в том же ключе.
Для подрастающего поколения вносятся новые представления о Великой Отечественной войне в Европе и в СССР. Русский солдат перестал быть освободителем. Новый термин оккупант используется повсеместно.
Подменяются цели и стремления воюющих сторон. Наш народ, показан агрессором, которого необходимо остановить. Позиция РФ в современной международной политике преподносится крайне негативно [5, с.21].
Если мы хотим получить хороший результат, то необходимо пересмотреть количественный и качественный показатель преподавания и предмета в целом, и военной тематики в частности. Возможно, даже вывести тему Великой Отечественной войны в обязательный факультатив с просмотром документальных архивов, художественных фильмов, посещения музеев и мест боевой славы. Необходима более качественная подготовка квалифицированных специалистов. Создание учебных пособий могло бы сформировать интерес к этой тематике обучающихся любого возраста.
Госсекретарь США Джон Керри попросил Россию признать и смирится с поражением в "холодной" войне, выступая 18 марта 2015 года перед группой студентов университета в государственном департаменте, пишет ABC News. Но последнее десятилетие показало, что наша страна имеет собственное мнение. Мы помним и чтим свою историю и в состоянии вернуть чувство сопричастности и гордости за свою страну подрастающему поколению.
В настоящее время Россия еще может изменить ситуацию, сформировать у молодежи уверенность в великом будущем своей страны. Гордиться и помнить свое прошлое, быть достойными памяти поколений, отдавшим свои жизни за независимость нашей Родины, уважать свое государство и не позволить разрушить его изнутри.
Список литературы
1. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе
// Вопросы образования, 2005. №2. С. 148-163.
2. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», 2010. №8. С. 16 – 21.
3. Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика / И. М. Осмоловская // Народное образование, 2010. № 6. С. 184-185.
4. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование, 2011. №10. С. 12 – 13.
5. Стрелова О.Ю. Воспитание исторической памяти в контексте государственной политики модернизации системы общего исторического образования // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и инновации, 2016. Электронное издание. С. 19-28
6. Авторские стихи А.Н. Серкова
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.