ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРЫ РОССИИ (2012-2018ГОДЫ)» В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ»
Оценка 4.9

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРЫ РОССИИ (2012-2018ГОДЫ)» В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ»

Оценка 4.9
doc
02.05.2020
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРЫ РОССИИ (2012-2018ГОДЫ)» В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ»
поддержка молодых дарований.doc

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРЫ РОССИИ (2012-2018ГОДЫ)» В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ»

 

На современном этапе развития нашего государства в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий не возможен без  сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. В стратегии новой образовательной системы одной из важнейших задач признается создание условий для творческой самореализации личности, что серьезно меняет отношение к обучающимся, проявляющим неординарные способности, поскольку развитие одаренности актуально как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Разгадку тайны одаренности к искусству следует искать не только в индивидуальных возможностях ребенка, но и в том, каким образом он их раскрывает. Музыкальная одаренность – высшее комплексное проявление способностей, что выражается в блестящем музыкальном слухе, феноменальной памяти, пластичном, скоординированном двигательном аппарате, высоком уровне обучаемости, большой работоспособности.

Подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но в тоже время зависят от возраста.

Одаренность в детском возрасте обнаруживается, прежде всего, яркими музыкальными способностями, в юношеском же – обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.

Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные периоды развития. Раньше всего раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование (психомоторика), которое опирается на природные способности. На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, т.е. способности глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки, и только затем – творческая одаренность, расцвет которой наступает между двадцатью и тридцатью годами.

Существуют различные критерии оценки музыкальных способностей и одаренности.

Возрастной критерий: ребенок или подросток может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать его сверстники.

Абсолютный критерий: для музыканта истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самовыражения, в даре «уметь раньше, чем знать».

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, у ребенка до семи лет. С самого раннего возраста эти дети отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов. В два-три года хорошо различают все мелодии, часто хорошо интонируют. Узнав названия нот, интервалов, аккордов быстро их запоминают, рано и свободно читают с листа, причем осмысленно и выразительно. Одаренные дети способны интенсивно концентрироваться на музыкальных занятиях, рано проявляют способность подбирать на инструменте по слуху. Сравнительно легко такие дети овладевают двигательной техникой. Рано наблюдается склонность подбирать и фантазировать на инструменте. К девяти-десяти годам одаренные дети начинают остро чувствовать различные проявления прекрасного, их эстетическое чувство обретает художественную определенность.

Многое из вышеперечисленного выступает как более или менее часто встречающаяся индивидуальная особенность, нежели как закономерный симптом музыкальной одаренности.

Музыкальная одаренность – это сложноорганизованное, многокомпонентное явление, в котором специальные задатки и способности индивидуально сочетаются с общими свойствами и индивидуально-личностными качествами музыканта.

Общая закономерность музыкального развития такова: более простые музыкальные способности развиваются и стабилизируются раньше, более сложные – позднее, но гораздо быстрее. В психологическом плане музыкальное развитие определяется скоростью прохождения этапов развития.

Из исторического и педагогического опыта известно, что овладеть музыкальным инструментом профессионально можно только до определенного возраста – до двенадцати-тринадцати лет, поскольку  позднее такое овладение будет затруднено.

Этот период считают периодом музыкальной сензитивности. Сензитивный период – период, когда те или иные воздействия оказывают большое влияние на развитие в целом, чем до или после него.

Интенсивность обучения музыке сказывается и на общем уровне развития ребенка. Дети быстрее сосредоточиваются, становятся более внимательными, выносливыми, лучше координированными.

Музыка, являясь частью личной среды, оказывает воздействие на развитие ребенка, объединяя психологический опыт ребенка в единое целое.

Одаренные люди часто подчеркивают роль музыкальной среды или музыкально-слуховых впечатлений в раннем детстве. Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической культурой чувствования и мышления, формирует человека.

С самых первых занятий ребенок сталкивается с многозначностью самой музыки и музыкальных занятий.

Музыка – это игра, самовыражение в звуках, но одновременно труд и дисциплина, требующее некоего единения. Главное на начальном этапе – сохранить радость и удовольствие от игры на инструменте. Лишь позже музыкант учится получать наслаждение самим процессом творческой работы. Музыкальная одаренность часто связана у детей с повышенной нервозностью. Профессиональные занятия создают перегрузку их нервной системы, поэтому необходима большая осторожность и внимание со стороны преподавателя к этому фактору.

Занимаясь с одаренными детьми, педагог должен понимать и осознавать сложность и ответственность дела, которым он занимается – миссией воспитания будущих музыкантов.

В ГБОУ СПО СК СКМК им. Сафонова проблемы выявления и обучения детей, одаренных  в области музыкального искусства, рассматриваются и решаются с учетом методической целесообразности и сложившихся традиций преподавания.

В первую очередь эти вопросы курируются на этапе педагогической практики, где одаренные дети, обучаясь у студентов колледжа,  находятся под пристальным вниманием опытных педагогов, благодаря чему с первых лет обучения ребенок получает навыки  профессиональной ориентации.

Как правило, эти дети поступают  ГБОУ СПО СК СКМК им. Сафонова для обучения по программам среднего профессионального образования по специальностям укрупненной группы направления подготовки 070000 культуры и искусство, а в дальнейшем – в учебные заведения высшего образования.  

Таким образом функционирует давно сложившаяся в России система профессиональных контактов всех звеньев музыкального образования –детская музыкальная школа – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование.

Анализ и обобщение длительного опыта работы преподавателей, занимающихся музыкальным образованием одаренных детей,  позволили сделать следующие  выводы о необходимости:

– формирования художественно ориентированной среды, расширения кругозора, стимулирования общего развития, творческого участия, организации и самоорганизации деятельности ребенка;

– педагогической поддержки личностной эмоциональной и когнитивной сфер, предполагающих формирование характера, воли ребенка, необходимости его общего интеллектуального развития, лежащего в основе развития специальных способностей.

В работе педагогов это выражается во взаимодействии и сотрудничестве с ребенком, в стимулировании его работоспособности, трудолюбия, самостоятельности, предоставления ему возможностей для самовыражения и самопознания.

Необходимо формировать мотивацию деятельности, т.к. она обеспечивает возникновение положительного эмоционального фона и направленности на развитие таких волевых качеств, как упорство, настойчивость, целеустремленность, организованность, что создает условия для развития способностей.

В системе специальной подготовки музыканта-исполнителя нередко доминирует ориентация на овладение исполнительской техникой. Однако, акцентирование внимания лишь на технической стороне в процессе обучения нивелирует уникальность, проявление одаренности юного музыканта. Техника исполнения занимает в искусстве подчиненное эстетическому замыслу место. Вместе с тем, замысел композитора приобретает значимость лишь в мастерском воплощении. Следовательно, центром педагогического процесса должна быть индивидуальность обучающегося, а не музыкальное произведение, не учебный процесс, не исполнительская техника.

Преподавателю необходимо искать методы вовлечения одаренного ребенка в процесс творческой деятельности, в прочтение музыкальных текстов, личностное воспроизведение их музыкального образа. Специальные знания, умения, навыки приобретают творческое значение только тогда, когда полностью поступают на службу к качествам более высокого порядка. Если же эти средства в течение всех лет обучения в детской музыкальной школе и колледже усваивались как самоцель, то подчинить их созданию музыкального образа будет трудно.

Главным условием развития одаренности должно быть развитие творческого воображения и эстетической позиции исполнителя, при этом необходимо создавать условия, направленные на реализацию принципов педагогики сотрудничества, обнаружения смысла, развития одаренности.

Подобный диалог в процессе обучения находит свое воплощение в различных формах:

–  диалог между ребенком  и наставником;

– диалог между ребенком и исполняемым им произведением, следовательно, композитором;

– диалог между ребенком - исполнителем и слушателями;

– диалог между различными музыкальными культурами, поскольку в педагогическом репертуаре присутствуют произведения композиторов различных стран, эпох.

В дальнейшем при обучении в колледже одаренные обучающиеся уже в качестве студентов попадают в особую развивающую среду, характеризующуюся  переходом на гуманитарную образовательную парадигму, личностно ориентированное обучение, непрерывность образовательного пространства, предоставление юному исполнителю свободы выбора собственной образовательной траектории.

Развитие одаренности опирается на жизненный, в том числе и музыкальный опыт обучающегося, взаимодействие индивидуальных и групповых форм занятий, вовлечение в ситуации, требующие выражение позиции слушателя, критика, исполнителя, педагога, участия в концертах, конкурсах, музыкальных вечерах, методических конференциях.

В работе со студентами по профилю Фортепиано преподаватели используют различные формы организации учебной и внеклассной работы для введения их в профессиональную деятельность:

–  участие в концертах класса, колледжа, городских и региональных мероприятиях;

– творческие турнирные формы различного уровня – краевые, региональные, всероссийские, международные;

–  участие в студенческих методических конференциях в качестве докладчиков;

–  участие в проведении мастер-классов с ведущими профессорами отечественных консерваторий;

–  участие в концертно-просветительской деятельности региона Кавказских Минеральных Вод и Ставропольского края;

–  участие в подготовке и проведении музыкального фестиваля «Русская зима», где участвуют в качестве исполнителей, организаторов и ведущих;

– участие в подготовке и проведении региональных конкурсов юных пианистов детских музыкальных школ;

– участие в проведении и подготовке мероприятий к государственным праздникам, историческим датам, тематических литературно-поэтических вечеров и музыкальных культурно-просветительских мероприятий.

Одаренной молодежи предоставляется возможность выступления в качестве исполнителей, исследователей, критиков и организаторов концертных  мероприятий, в которых они проявляют свои профессиональные навыки, знания в области отечественной и мировой культуры.

В настоящее время в ГБОУ СПО СК СКМК им. Сафонова уже внедряются в практику элементы системной работы с  одаренными детьми и молодежью, для чего организовано профессиональное сообщество преподавателей колледжа и детских музыкальных школ (детских школ искусств), способное выявлять уже в младшем школьном возрасте детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Обучение таких детей по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств в образовательных организациях (учреждениях дополнительного образования) взято под контроль профильными предметно-цикловыми комиссиями колледжа.

Совместно с педагогами-наставниками преподаватели сферы среднего профессионального образования формируют перспективные планы обучения одаренных детей, репертуарные списки, наиболее соответствующие творческим склонностям и предпочтениям ребенка, его базисный тезаурус и, в конечном счете, профессиональную ориентацию.

 


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

Существуют различные критерии оценки музыкальных способностей и одаренности

Существуют различные критерии оценки музыкальных способностей и одаренности

Общая закономерность музыкального развития такова: более простые музыкальные способности развиваются и стабилизируются раньше, более сложные – позднее, но гораздо быстрее

Общая закономерность музыкального развития такова: более простые музыкальные способности развиваются и стабилизируются раньше, более сложные – позднее, но гораздо быстрее

Занимаясь с одаренными детьми, педагог должен понимать и осознавать сложность и ответственность дела, которым он занимается – миссией воспитания будущих музыкантов

Занимаясь с одаренными детьми, педагог должен понимать и осознавать сложность и ответственность дела, которым он занимается – миссией воспитания будущих музыкантов

В работе педагогов это выражается во взаимодействии и сотрудничестве с ребенком, в стимулировании его работоспособности, трудолюбия, самостоятельности, предоставления ему возможностей для самовыражения и самопознания

В работе педагогов это выражается во взаимодействии и сотрудничестве с ребенком, в стимулировании его работоспособности, трудолюбия, самостоятельности, предоставления ему возможностей для самовыражения и самопознания

Подобный диалог в процессе обучения находит свое воплощение в различных формах: – диалог между ребенком и наставником; – диалог между ребенком и исполняемым им произведением,…

Подобный диалог в процессе обучения находит свое воплощение в различных формах: – диалог между ребенком и наставником; – диалог между ребенком и исполняемым им произведением,…

Кавказских Минеральных Вод и Ставропольского края; – участие в подготовке и проведении музыкального фестиваля «Русская зима», где участвуют в качестве исполнителей, организаторов и ведущих; –…

Кавказских Минеральных Вод и Ставропольского края; – участие в подготовке и проведении музыкального фестиваля «Русская зима», где участвуют в качестве исполнителей, организаторов и ведущих; –…

одаренных детей, репертуарные списки, наиболее соответствующие творческим склонностям и предпочтениям ребенка, его базисный тезаурус и, в конечном счете, профессиональную ориентацию.

одаренных детей, репертуарные списки, наиболее соответствующие творческим склонностям и предпочтениям ребенка, его базисный тезаурус и, в конечном счете, профессиональную ориентацию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020