Кутыркина Наталья Анатольевна
преподаватель
ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы проблемы профессиональной ориентации в реалиях современного информационного мира и пути их решения. Даны определения понятиям «профессионального самоопределения», «целостной и мотивационной деятельности». Приведены высказывания крупных теоретизаторов и основателей профориентационной деятельности в современном понимании данного значения.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; самоопределение; цель; мотивация; педагогический коллектив.
Профессиональная деятельность в сознании большинства людей имеет значение, важность которого сложно переоценить. Получение определённых профессиональных навыков ставит вчерашнего школьника на уровень взрослого, самодостаточного человека, знающего цену своим вновь приобретённым умениям, и способного совершать созидательный труд.
Одним из важнейших заданий педагогики является возможность помочь обучающемуся осознанно и вдумчиво выбрать профессиональное направление, обучение которому и будет происходить в стенах учебного заведения. Понимая это, на первые роли выходит такое понятие как профессиональная ориентация. Смысл профориентационной деятельности педагогических работников состоит в предоставлении помощи абитуриентам, в понимании и аргументации многообразия профессий современного мира. В настоящее время достаточно большое количество выпускников учреждений среднего профессионального образования не работают по полученной профессии, либо, проработав короткое время, меняют профессии и уходят в другие сферы профессиональной деятельности. В первую очередь такая практика говорит о том, что была совершена ошибка в выборе профессии ещё на стадии абитуриента. Что, в свою очередь, говорит об отсутствии профориентационной работы либо её недостаточной эффективности. К сожалению, методы профориентационной деятельности образовательных учреждений, использовавшиеся 20-10 лет назад, теряют свою эффективность и не в полной мере соответствуют реалиям настоящего времени.
В настоящее время профориентационная работа включает в себя следующие подразделы: профинформацию, профпропаганду, профагитацию. В процессе профдиагностики происходит изучение характерных особенностей личности: потребности, склонности, мотивы, способности. Эта работа имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. В профориентационной работе присутствуют такие понятия как профотбор и профподбор. Их не стоит путать, так как при профотборе подбирают наиболее подходящую данной профессии личность, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, то есть идут от личности к профессии.
Одной из важных задач профориентации является профессиональное самоопределение обучающегося. Рассмотрим это понятие. Одним из значимых компонентов профессионального самоопределения является развитие интересов обучающихся в различных сферах профессиональной деятельности. Иными словами, именно интерес к профессии занимает центральное место в процессе профессионального самоопределения личности.
По словам Б. М. Теплова «Планируя свое будущее, намечая конкретные события, – планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями». Ценности, в свою очередь, задают мотив. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило учащегося избрать данный вид труда. Исследователи А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе рассматривают мотивационную сферу как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обуславливает целенаправленный, сознательный характер действий человека.
Любая деятельность есть система действий, отвечающих определенному мотиву. Именно мотив – это главное, что отличает одну деятельность от другой, определяет ее специфическое качество. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности протекания. Поскольку мотивы часто не осознаются, необходимо понимать, что мотив лишь побуждает деятельность, а цель направляет ее.[2]
Процесс целеобразования, то есть становления мотивов в целях, не осуществляется автоматически. Это сложный, творческий процесс, зависящий от умений, знаний и способностей человека, от его особенностей, объективных условий протекания деятельности. Таким образом, мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.
Именно таким образом и происходит осмысление собственных потребностей, распределяются предпочтения, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т.е. происходит самоопределение.
Способность к самоопределению - неотъемлемая сторона целостной структуры личности, предлагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, эстетической и другой).
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Тестирование абитуриентов показывает наличие следующих проблем:
-несформированность профессиональной мотивации;
-незрелая личностная готовность;
-несформированность индивидуального стиля учебной деятельности.
Подросток в состоянии справиться с этими трудностями, но помощь взрослого ему по-прежнему необходима, возможно, в форме поддержки, совета, совместного анализа результатов деятельности. И начинать эту работу нужно именно с профессионального самоопределения, которое рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в процессе профессионального обучения в учреждениях профессиональной подготовки студенты проходят два уровня адаптации: принятие роли студента и принятие профессиональной роли. Второй уровень адаптации достигается только на четвертом году обучения, когда через систему практики пробных занятий и уроков, преддипломной практики формируется профессиональное самосознание.[3]
Работа по профессиональному самоопределению - один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива. Чтобы сделать этот процесс эффективным, необходимо выстроить четкую систему работы, которая обеспечит слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в профессию, обеспечит осознанное формирование желания у студента ее получить.
Одной из важных задач педагогического коллектива должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении.
Особую актуальность эти задачи приобретают в условиях компетентностного подхода в образовании, так как успешное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста невозможно без внутренней мотивации на профессиональную деятельность по конкретной специальности.
Мотивационно - ценностный уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется степенью осознания студентами личной и общественной значимости будущей профессии. Интеграция общеобразовательных, социально - экономических, гуманитарных, общих профессиональных и специальных дисциплин при непрерывном практикоориентированном обучении в колледже обеспечивает формирование у студентов общих учебных, общекультурных, коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессиональными компетенциями и как результат поэтапное становление заинтересованного в учении студента, квалифицированного специалиста и успешной личности.
Применительно к профориентационной деятельности в масштабах Донецкой народной республики мы имеем ряд проблем. На фоне несоответствия количества рабочих мест в Республику с количеством вновь выпускаемых специалистов образуется ситуация, при которой молодые специалисты маловостребованы на рынке труда, что вынуждает их либо устраиваться на работу не по полученной профессии, либо эмигрировать в поисках работы по специальности в другие страны. В первую очередь эта ситуация говорит нам о недостаточности проведения профориентационной работы, либо о полном её отсутствии. То есть абитуриенты, не понимая возможности применения приобретаемых специфических профессиональных навыков выбирают специальности, мало востребованные на рынке труда Республики.
К сожалению, профориентационная деятельность в масштабах ДНР не имеет единого координационного центра. По сути, сейчас это работа отдельных учебных заведений по выполнению плана набора студентов на бюджетные места, предоставляемые государством.
Для коренных изменений сложившейся ситуации необходимо внедрение четкой связи между представителями работодателя и образовательными учреждениями различной степени аккредитации.
Перечень используемых источников:
Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. М.: Просвещение. 1990.-150 с.
Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2006г.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. М. 2002.- 400 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.