Проблемы создания инклюзивной среды в образовательных организациях.

  • docx
  • 10.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 Статья.docx

Проблемы создания инклюзивной среды  

в  образовательных организациях.

 

Зайцева Н. Д.   учитель- дефектолог

ГБОУ «Казанская школа-интернат № 1»

 

Профессиональное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в профессиональных образовательных организациях является новым подходом к учебно-воспитательному процессу в педагогике. Толчком для развития этого направления  стало принятие Национальной доктрины РФ (2000 г.), задающей цели обучения и воспитания подрастающего поколения  до 2025 г., присоединение России к Болонской декларации (2003 г.),  Государственной программы «Доступная среда» (2011 г) а также принятием ФЗ-№ 273 «Об образовании в РФ» (2012 г.) в результате чего в социальной политике наметился переход на такую модель инвалидности, когда нарушение здоровья не считается для человека и общества проблемой. В системе реформирования образования приоритетным направлением стало создание «без барьерной среды» для учащихся с ОВЗ, среды, позволяющей учащимся, имеющим отклонения в развитии, вести активный, социализированный образ жизни.

При всеобщем понимании необходимости процессов инклюзии, профессиональные образовательные  организации испытывают значительные трудности, связанные как с объективными, так и субъективными факторами неготовности преподавательского состава профессиональных  образовательных организаций к обучению учащихся с особыми образовательными потребностями.

От готовности педагогов выполнять профессиональную деятельность в условиях инклюзивного профессионального образовательного пространства зависит качество и успешность обучения не только учащихся с ОВЗ, но  и учащихся группы «норма».                        

Исследования  отечественных ученых выделяют в готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования два основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность [1].

Структура профессиональной готовности включает следующие компоненты:

-     информационная готовность;

-     владение педагогическими технологиями;

-     знание основ психологии и коррекционной педагогики;

-     знание индивидуальных отличий детей;

-     готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;

-     знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии;

-     готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.

В структуру психологической готовности включены:

-          эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие - отторжение);

-          готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция);

-          удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

Наиболее значимыми характеристиками педагога, которые обеспечивают его готовность работать в системе инклюзивного образования, являются:

-     общая гуманистическая направленность личности и, в целом,

-     положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями,

-     понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из главных условий реализации программы инклюзивного образования является готовность педагогов работать в образовательном учреждении реализующим программы инклюзивного образования.

Мы проанализировали ряд исследований отечественных ученых:                 С.В. Алехиной,  И.В. Гурьяновой, О.С. Кузьминой и др.,  которые провели ряд статистических исследований через анкетирование педагогов, на готовность работать в инклюзивном образовательном пространстве.

Вопросы анкет, использованных в исследованиях отечественных ученых, были сгруппированы таким образом, что не только оценивали степень готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде, но, и посредством активизации педагогической рефлексии позволить педагогам увидеть проблемные зоны, связанные с реализацией профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде учреждения. В анкетировании принимали участие более 1000 педагогов 5 федеральных округов.

По результатам анкетирования выяснилось, что все педагоги имеют представление о концепции инклюзивного образования, однако ознакомиться детально с основными положениями и принципами инклюзивного образования была возможность только у трети педагогов – 28,5%.  71,4 % педагогов отметили, что слышали об инклюзивном образовании, но возможности изучить специфику данного процесса не имели. Все респонденты отметили, что вид обучения зависит от тяжести здоровья ребенка.

По результатам исследований 51,7 % опрошенных затруднились ответить на вопрос об обязательности инклюзивного образования, 48,2 % человек дали отрицательный ответ, считая, что обучение людей с ОВЗ и их дальнейшая социализация не возможны в современном сообществе, оно не готово их принять.

Низкий процент педагогов, отметивших необходимость обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях объясняется слабой степенью готовности, как самих педагогов, так и организационно-педагогических условий  образовательных учреждений к приему детей с ОВЗ.

 Педагоги образовательных организаций, при работе с учащимися с ОВЗ не всегда выстраивают индивидуальную работу, не учитывают интересы и способности, а также индивидуальные особенности учащихся, а формально следуют разработанной индивидуальной программе, ориентируясь при этом на формальную передачу знаний.

Респонденты отметили следующие трудности в работе с учащимися с ОВЗ:

-     89,2 % респондентов отметили сложности в управлении своим поведением;

-     67,8 % человек отметили трудности, возникающие в отношениях со сверстниками;

-     33,9% респондентов, при этом отметили, что учащиеся с ОВЗ проявление интереса к общению с учащимися и преподавателями.

Среди трудностей, с которыми сталкивается педагоги образовательных организаций при работе с учащимися с ОВЗ, респонденты отметили проблемы:

-          в организации образовательного процесса,

-          сложности психологического характера, связанные с неготовностью к взаимодействию с учащимися с ОВЗ;

-          наличие проблем, связанных с техническим оснащением учебных аудиторий,

-          трудности методического характера,

-          отсутствие таких специалистов как дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, тьюдер, сурдопереводчик и т.п. что объясняется отсутствием не только данных специалистов, но и отсутствием необходимого количества ставок для них в образовательных организациях.

У педагогов не наблюдается оптимистического прогнозирования относительно будущего учащихся с ограниченными возможностями здоровья, большинство респондентов отмечают, что и сами учащиеся и их родители (законные представители) не вполне адаптированы к инклюзивной образовательной среде.

В качестве основных факторов, препятствующих совместному обучению детей с ОВЗ называются:

-     техническая неприспособленность образовательных организаций;

-     недостаток необходимых специалистов в учреждении;

-     негативное отношение со стороны здоровых учеников и их родителей;

-     отсутствие специальных программ.

Оценивая степень собственной готовности к работе с учащимися с ОВЗ в условиях образовательных организаций, около половины человек – 48,2 % отметили, что считают себя не готовыми к работе в инклюзивной образовательной среде. Одна треть педагогов отметила, что могли бы работать, но им необходима соответствующая специальная подготовка или профессиональная переподготовка, 4%  опрошенных заявили о своем нежелании работать с учащимися с ОВЗ.

Резюмируя вышеизложенное мы можем говорить о ярко выраженной  психологической и организационно - педагогической  проблемах в современной школе, когда мы наблюдаем явное противоречие между потребностями общества и способностью педагогической системы трансформироваться под решение этих проблем.  Эти проблемы носят системный характер и без изменения подхода к управлению образовательными процессами решить их не возможно.

В данной проблематике можно выделить как минимум три уровня, на которых необходимы комплексные решения:

-     теоретический: мало учебной и научной литературы, раскрывающих проблемы именно инклюзивного образования. Слабая проработка подходов,  технологий, методик инклюзивного профессионального образования с учетом специфики всех уровней образования.

-     практический:  1) обучение педагогов инклюзивному образованию не только в теории, но и в рамках педагогической практики с целью развития у них способности к эмпатии; 2) организация специальной подготовки для педагогов сопровождения с учетом специфики обучения; 3) работа с родителями как детей с ОВЗ, так и обычных детей, с целью развития у них психолого-педагогической компетентности.

-     правовой: 1) оплата труда педагогов инклюзивного образования; 2) выделение ставок в организации; 3) дополнительное финансирование «доступной среды»

В связи с этим, необходимо обозначить ряд профессиональных задач в подготовке педагогов, которые требуют своего решения: необходимость умения выбирать способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием; использовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса; создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать все ресурсы и возможности  образовательных организаций для развития учащихся с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников.

Данные группы задач могут проектироваться и реализовываться в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

 

Литература

1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С.83-92.

2. Гурьянова И.В. Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного пространства: – Монография с международным участием / И.В. Гурьянова, С.Н. Испулова, Е.А. Клещева, Н.И. Кузьменко, Г.В. Слепухина, Д.А. Халикова / отв. ред. Н.И. Кузьменко. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – 132 с.

3. Кузьменко Н.И. Проблема создания безбарьерной среды в условиях вуза. // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2016. Т. 2. № 1. С. 180-183.

4. Кузьменко Н.И. Гурьянова И.В. К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации // Гуманитарнопедагогические исследования – 2017. Т. 1 No 2 (2) С. 31-38.

5. Кузьмина О.С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4 (46). Часть 3. Режим доступа: http://research-journal.org/wpcontent/uploads/2016/04/4-3-46.pdf#page=71/

6. Слепухина Г.В. Направленность личности педагога как условие внедрения инклюзивного образования // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов междун. науч.-практич. конференции / отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. Орехово-Зуево: Редакционноиздательский отдел ГГТУ, 2017. 647 с. С. 544-548.

 

 


 

Посмотрите также