Проблемы создания инклюзивной среды
в образовательных организациях.
Зайцева Н. Д. учитель- дефектолог
ГБОУ «Казанская школа-интернат № 1»
Профессиональное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в профессиональных образовательных организациях является новым подходом к учебно-воспитательному процессу в педагогике. Толчком для развития этого направления стало принятие Национальной доктрины РФ (2000 г.), задающей цели обучения и воспитания подрастающего поколения до 2025 г., присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), Государственной программы «Доступная среда» (2011 г) а также принятием ФЗ-№ 273 «Об образовании в РФ» (2012 г.) в результате чего в социальной политике наметился переход на такую модель инвалидности, когда нарушение здоровья не считается для человека и общества проблемой. В системе реформирования образования приоритетным направлением стало создание «без барьерной среды» для учащихся с ОВЗ, среды, позволяющей учащимся, имеющим отклонения в развитии, вести активный, социализированный образ жизни.
При всеобщем понимании необходимости процессов инклюзии, профессиональные образовательные организации испытывают значительные трудности, связанные как с объективными, так и субъективными факторами неготовности преподавательского состава профессиональных образовательных организаций к обучению учащихся с особыми образовательными потребностями.
От готовности педагогов выполнять профессиональную деятельность в условиях инклюзивного профессионального образовательного пространства зависит качество и успешность обучения не только учащихся с ОВЗ, но и учащихся группы «норма».
Исследования отечественных ученых выделяют в готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования два основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность [1].
Структура профессиональной готовности включает следующие компоненты:
- информационная готовность;
- владение педагогическими технологиями;
- знание основ психологии и коррекционной педагогики;
- знание индивидуальных отличий детей;
- готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;
- знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии;
- готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.
В структуру психологической готовности включены:
- эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие - отторжение);
- готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция);
- удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Наиболее значимыми характеристиками педагога, которые обеспечивают его готовность работать в системе инклюзивного образования, являются:
- общая гуманистическая направленность личности и, в целом,
- положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями,
- понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из главных условий реализации программы инклюзивного образования является готовность педагогов работать в образовательном учреждении реализующим программы инклюзивного образования.
Мы проанализировали ряд исследований отечественных ученых: С.В. Алехиной, И.В. Гурьяновой, О.С. Кузьминой и др., которые провели ряд статистических исследований через анкетирование педагогов, на готовность работать в инклюзивном образовательном пространстве.
Вопросы анкет, использованных в исследованиях отечественных ученых, были сгруппированы таким образом, что не только оценивали степень готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде, но, и посредством активизации педагогической рефлексии позволить педагогам увидеть проблемные зоны, связанные с реализацией профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде учреждения. В анкетировании принимали участие более 1000 педагогов 5 федеральных округов.
По результатам анкетирования выяснилось, что все педагоги имеют представление о концепции инклюзивного образования, однако ознакомиться детально с основными положениями и принципами инклюзивного образования была возможность только у трети педагогов – 28,5%. 71,4 % педагогов отметили, что слышали об инклюзивном образовании, но возможности изучить специфику данного процесса не имели. Все респонденты отметили, что вид обучения зависит от тяжести здоровья ребенка.
По результатам исследований 51,7 % опрошенных затруднились ответить на вопрос об обязательности инклюзивного образования, 48,2 % человек дали отрицательный ответ, считая, что обучение людей с ОВЗ и их дальнейшая социализация не возможны в современном сообществе, оно не готово их принять.
Низкий процент педагогов, отметивших необходимость обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях объясняется слабой степенью готовности, как самих педагогов, так и организационно-педагогических условий образовательных учреждений к приему детей с ОВЗ.
Педагоги образовательных организаций, при работе с учащимися с ОВЗ не всегда выстраивают индивидуальную работу, не учитывают интересы и способности, а также индивидуальные особенности учащихся, а формально следуют разработанной индивидуальной программе, ориентируясь при этом на формальную передачу знаний.
Респонденты отметили следующие трудности в работе с учащимися с ОВЗ:
- 89,2 % респондентов отметили сложности в управлении своим поведением;
- 67,8 % человек отметили трудности, возникающие в отношениях со сверстниками;
- 33,9% респондентов, при этом отметили, что учащиеся с ОВЗ проявление интереса к общению с учащимися и преподавателями.
Среди трудностей, с которыми сталкивается педагоги образовательных организаций при работе с учащимися с ОВЗ, респонденты отметили проблемы:
- в организации образовательного процесса,
- сложности психологического характера, связанные с неготовностью к взаимодействию с учащимися с ОВЗ;
- наличие проблем, связанных с техническим оснащением учебных аудиторий,
- трудности методического характера,
- отсутствие таких специалистов как дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, тьюдер, сурдопереводчик и т.п. что объясняется отсутствием не только данных специалистов, но и отсутствием необходимого количества ставок для них в образовательных организациях.
У педагогов не наблюдается оптимистического прогнозирования относительно будущего учащихся с ограниченными возможностями здоровья, большинство респондентов отмечают, что и сами учащиеся и их родители (законные представители) не вполне адаптированы к инклюзивной образовательной среде.
В качестве основных факторов, препятствующих совместному обучению детей с ОВЗ называются:
- техническая неприспособленность образовательных организаций;
- недостаток необходимых специалистов в учреждении;
- негативное отношение со стороны здоровых учеников и их родителей;
- отсутствие специальных программ.
Оценивая степень собственной готовности к работе с учащимися с ОВЗ в условиях образовательных организаций, около половины человек – 48,2 % отметили, что считают себя не готовыми к работе в инклюзивной образовательной среде. Одна треть педагогов отметила, что могли бы работать, но им необходима соответствующая специальная подготовка или профессиональная переподготовка, 4% опрошенных заявили о своем нежелании работать с учащимися с ОВЗ.
Резюмируя вышеизложенное мы можем говорить о ярко выраженной психологической и организационно - педагогической проблемах в современной школе, когда мы наблюдаем явное противоречие между потребностями общества и способностью педагогической системы трансформироваться под решение этих проблем. Эти проблемы носят системный характер и без изменения подхода к управлению образовательными процессами решить их не возможно.
В данной проблематике можно выделить как минимум три уровня, на которых необходимы комплексные решения:
- теоретический: мало учебной и научной литературы, раскрывающих проблемы именно инклюзивного образования. Слабая проработка подходов, технологий, методик инклюзивного профессионального образования с учетом специфики всех уровней образования.
- практический: 1) обучение педагогов инклюзивному образованию не только в теории, но и в рамках педагогической практики с целью развития у них способности к эмпатии; 2) организация специальной подготовки для педагогов сопровождения с учетом специфики обучения; 3) работа с родителями как детей с ОВЗ, так и обычных детей, с целью развития у них психолого-педагогической компетентности.
- правовой: 1) оплата труда педагогов инклюзивного образования; 2) выделение ставок в организации; 3) дополнительное финансирование «доступной среды»
В связи с этим, необходимо обозначить ряд профессиональных задач в подготовке педагогов, которые требуют своего решения: необходимость умения выбирать способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием; использовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса; создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать все ресурсы и возможности образовательных организаций для развития учащихся с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников.
Данные группы задач могут проектироваться и реализовываться в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
Литература
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С.83-92.
2. Гурьянова И.В. Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного пространства: – Монография с международным участием / И.В. Гурьянова, С.Н. Испулова, Е.А. Клещева, Н.И. Кузьменко, Г.В. Слепухина, Д.А. Халикова / отв. ред. Н.И. Кузьменко. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – 132 с.
3. Кузьменко Н.И. Проблема создания безбарьерной среды в условиях вуза. // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2016. Т. 2. № 1. С. 180-183.
4. Кузьменко Н.И. Гурьянова И.В. К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации // Гуманитарнопедагогические исследования – 2017. Т. 1 No 2 (2) С. 31-38.
5. Кузьмина О.С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4 (46). Часть 3. Режим доступа: http://research-journal.org/wpcontent/uploads/2016/04/4-3-46.pdf#page=71/
6. Слепухина Г.В. Направленность личности педагога как условие внедрения инклюзивного образования // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов междун. науч.-практич. конференции / отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. Орехово-Зуево: Редакционноиздательский отдел ГГТУ, 2017. 647 с. С. 544-548.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.