адаптационного
адаптационного
Проблемы
Проблемы
периода
периода
учащихся
учащихся
10 класса
10 класса
Что такое адаптация?
…- это приспособление к
новым условиям
Новые люди
Новый статус
Другой режим
Новые требования
Новая информация
Новая информацияНовый статусНовые требованияДругой режим Новые люди
Школьная дезадаптация
это образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе в форме
нарушений учебы и поведения, конфликтных
заболеваний и
отношений, психогенных
реакций, повышенного уровня тревожности,
искажений в личностном развитии.
Задачи адаптационного
периода для
десятиклассников:
принятие позиции «ученикстаршеклассник»;
принятие новичков в коллектив;
поиск личностного смысла и мотивации учения
для каждого десятиклассника;
узнавание специфики мира юноши и мира
девушки;
организация самопознания и
доброжелательной, конструктивной обратной
связи.
Для проведения обследования
были использованы:
•Методика диагностики уровня тревожности
(Р.Кондаш);
•Методика изучения мотивационной сферы
учащихся (М.В.Матюхина);
•Опросник С.В.Левченко «Чувства в школе»;
•Профориентационный опросник;
•Анкета десятиклассника;
•Анкета «Экспертное мнение педагога»;
•Проективная методика «Несуществующее
животное».
Уровень общей
тревожности
обучающихся
Уровень тревожности по
структурным
компонентам
Мотивационная сфера обучающихся
Мотив
Мотивы долга и ответственности
Самоопределения и самосовершенствования
Благополучия
Мотивация престижа
Мотивация избегания неприятностей
Мотивация содержания учения
Социальные мотивы, заложенные в учебной
деятельности
% от числа
выраженных
мотивов
9,1
27,3
22,7
4,6
13,6
9,1
13,6
Чувства к школе
№
Чувства к школе
% от числа обучающихся
Спокойствие
Усталость
Удовлетворение
Обиду
Уверенность в себе
Беспокойство
Интерес
Раздражение
Радость
Сомнение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 Желание приходить сюда
12 Чувство унижения
13
14
15
16
Симпатию к учителям
Тревогу за будущее
Благодарность
Страх
70
100
40
10
30
60
80
60
40
70
20
10
30
80
50
50
Отношение к учебным предметам
Отношение к учебному предмету (колво выборов)
Учебный
предмет
Люблю
эти
предмет
ы и
уроки
Русский язык
Литература
Математика
Информатика
Иностранный
язык
История
Обществознание
География
Физика
Химия
ОБЖ
Биология
Физкультура
Технология
1
2
3
3
5
2
3
1
1
1
4
3
8
3
Хочу
знать
эти
Заставл
яют
занимат
предмет
ься
ы
7
1
6
3
2
3
6
3
4
3
2
3
2
1
2
2
1
1
2
1
1
3
1
2
0
1
0
2
Не
люблю
этот
предмет
2
4
3
1
0
2
1
3
7
5
1
3
1
4
Какой из
предметов
Какие из предметов
считаешь самыми
самый трудный
нужными для
для тебя
подготовки к жизни
после окончания
1
1
3
0
1
2
1
0
8
3
0
1
0
0
школы
9
3
8
4
3
1
7
1
3
0
2
4
3
1
Задают
очень
много
домаш
ней
работы
1
3
4
0
0
3
0
1
4
0
0
0
0
2
Уровень адаптации по оценке педагогов
Уровень адаптации обучающихся
Хочу – это желание подростка, его интерес,
стремление. Это ведущий мотив личности.
Могу – это знания и умения, с учетом физического
здоровья.
Надо – это то, какие профессии востребованы в
данный момент на рынке труда.
Рекомендации:
с ребенком
•Необходимо выяснить с какими затруднениями
ребенок столкнулся, какие предметы сложнее
всего даются;
•Проанализировать вместе
те
замечания, которые делают педагоги в учебном
процессе, чтобы как можно раньше заметить и
помочь справиться с трудностями в учебе.
•Ребенок должен понять, что требования к нему
возросли и педагоги оценивают его по новым
критериям;
•Важно помочь ребенку научиться грамотно
распределять свое время и планировать день так,
чтобы оставалось время для отдыха, по
возможности дневной сон;
•Обратите внимание, что мнение сверстников в
данный возрастной период представляется
детям гораздо более ценным и авторитетным,
чем мнение взрослых, но только взрослые могут
продемонстрировать подросткам оптимальные
модели поведения, показать им на собственном
примере, как надо строить отношения с миром;
•Относитесь к детям
соответственно их
возрасту
и
(учитывать
противоречивость формирующегося образа «Я»,
самостоятельности, чувство
стремление к
взрослости,
мотивационной
сферы);
перестройку
уязвимость
возросшую
потребность
•Учитывайте
юношеского возраста к дружескому общению.
•Не требуйте полной откровенности ребенка, он
имеет право на свои секреты;
•При сложности в живом общении желании
узнать,
попробуйте
пообщаться с ним через социальные сети, СМС
ки т.д. Не используйте полученную информацию
и секреты ребенка ему во вред, особенно во
время конфликтов;
•Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при
общении с ребенком;
чем живет
ребенок,
старшеклассник
не может
•Если
четко
сформулировать свои планы на жизнь, надо
попытаться понять, с чем это связанно;
•Если Вас огорчает профессиональный выбор
ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте
ему чтото категорично. Постарайтесь выяснить,
на чем основан его выбор;
•Не следует умалять важность чувств старших
подростков на данном возрастном этапе, им
значимость
свойственно
внутренних
проблем.
Попробуйте помочь, но не используйте фразы
типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема»,
«В жизни и не такое бывает».
переоценивать
психологических
адаптационного
адаптационного
Проблемы
Проблемы
периода
периода
учащихся
учащихся
10 класса
10 класса