ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
биология
6 кл
11.01.2019
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Задача современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания, умения и навыки от учителя к ученику. Таким образом, появилась необходимость в реформирование системы образования. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
выступление.docx
Грибкова Наталья Борисовна, учитель биологии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новожизненская
основная общеобразовательная школа
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ
ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Мы живем в обществе, которое характеризуется стремительным
развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным
образом преобразующих нашу жизнь. Начиная с конца 80х годов XX века, постепенно
результатами, полученными в процессе школьного
нарастает неудовлетворённость
образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. Ориентирами
школьного образования были конкретные знания и умения по отдельным учебным
предметам. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определение целей образования,
учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Задача
современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания, умения
и навыки от учителя к ученику. Таким образом, появилась необходимость в
реформирование системы образования. Приоритетной целью современного российского
образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика
самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения,
контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Все это
должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
В 20122013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по
апробации ФГОС второго поколения. Согласно новому стандарту изучение биологии
начинается теперь не с шестого, а с пятого класса. Стандартом также определены
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного
предмета.
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий,
лишайников) и процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, размножение);
классификация – определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных
организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития
растительного мира;
различение на таблицах частей клетки, растений разных отделов, съедобных и
ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию
системы универсальных учебных действий (УУД). В примерной программе основного
общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающихся, а в основе развития
УУД лежит системнодеятельностный подход.
Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Вот перечень
проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в пятом классе:
1
Выбор учебников. Пришлось заказать линию того автора, по которому работала
ранее (Пономарева И.Н., издательство «ВентанаГраф»), хотя не все в этой линии
устраивает.
2 Соответствие новых учебников требованиям ФГОС. Когда, наконец – то
учебник вышел в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось, что он не
совсем соответствуют ожиданиям:
Достоинства учебника
Недостатки учебника
• Введение дает правильное
представление о биологии
• Хорошо иллюстрированный,
много фотографий, схем
• Некоторые определения даны
очень сложно для
пятиклассников
• Мало разноуровневых заданий
• Тексты параграфов
структурированы
• Удобный формат
• Практически не встречаются
задания на развитие УУД Кроме того, методические рекомендации и электронное приложение к учебнику
вышли в широкий доступ в середине мая текущего года, когда учебный год подошел к
концу. Рисунки в рабочей тетради не соответствуют рисункам учебника. Возникает
вопрос, как Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия
ФГОС?
3
Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология
современного урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать
универсальные учебные действия?
4 Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные
результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и навыки?
Как будет меняться структура ГИА И ЕГЭ?
Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание
учителя меняться и решать, поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не
потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий
промежуток времени. Поставленные условия заставили поновому взглянуть на процесс
обучения и активно искать пути решения поставленных проблем:
1 Курсы повышения квалификации. Прохождение предметных курсов повышения
квалификации, посвященных переходу на ФГОС, помогло разобраться в теории
ФГОС, определить модель современного урока, познакомиться с вариантами
оценивания результатов обучения;
2 Разработка собственной рабочей программы по биологии для 5ого класса в
соответствии с требованиями ФГОС;
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом
основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной
программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного
общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности;
7) описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
3 Применение на уроках активных методов обучения. К ним относятся методы
проблемного обучения; разные формы совместной работы (групповой, парной);
использование ИКТ и другие. ИКТ в процессе обучения биологии не только
повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, но и
способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает
качество обучения, облегчает работу на уроке. Мультимедийные анимационные
модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину
биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно
«конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. В отличие от
обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить
обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим
образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие
способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания,
работать с различными источниками информации.
4 Создание программы формирования универсальных учебных действий для
всей школы, рабочей группой из учителейпредметников и учителей начальной
школы под руководством администрации. Такая программа позволит избежать
разногласий и обеспечит системнодеятельностный подход.
В результате моей работы я пришла к выводу, что новый стандарт, обозначив
требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых
творческих находок, не ограничивает учителя в выборе средств и методов преподавания.
Не стоит отбрасывать прежние методы работы и находить им применение наряду с новыми
педагогическими технологиями в новой образовательной среде. В заключении хочется
сказать, что стандарты второго поколения – одна из важных образовательных тем сегодня,
которая вызывает, и будет вызывать еще множество вопросов, а чтобы работа по внедрению ФГОС прошла плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных
действий по изменению уже сложившейся образовательной системы.
Литература
1
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система
заданий: пособие для учителя/ Под ред. Асмолова А.Г. – 2е изд. – М.: Просвещение. 2011.
– 159 с.
2
Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальной ядро содержания общего
образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
3
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.
4
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 59 классы: М.:
Просвещение. 2011. – 54 с.
5
Федеральный государственный стандарт Основного общего образования. –
М.: Просвещение, 2011. – 50 с.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.