ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.8

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
биология
6 кл
11.01.2019
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Задача современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания, умения и навыки от учителя к ученику. Таким образом, появилась необходимость в реформирование системы образования. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
выступление.docx
Грибкова Наталья Борисовна, учитель биологии Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новожизненская основная общеобразовательная школа ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ                                Мы живем в   обществе, которое характеризуется стремительным развитием   науки   и   техники,   созданием   новых   информационных   технологий,   коренным образом преобразующих нашу жизнь. Начиная с конца 80­х годов  XX  века, постепенно   результатами,   полученными   в   процессе   школьного нарастает   неудовлетворённость   образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. Ориентирами школьного   образования   были   конкретные   знания   и   умения     по   отдельным   учебным предметам.   Перемены,   происходящие   в   современном   обществе,   требуют   ускоренного совершенствования   образовательного   пространства,   определение   целей   образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Задача современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания, умения и   навыки   от   учителя   к   ученику.   Таким   образом,   появилась   необходимость   в реформирование системы   образования. Приоритетной целью современного российского образования   становится   полноценное   формирование   и   развитие   способностей   ученика самостоятельно   ставить   учебную   проблему,   формировать   алгоритм   её   решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Все это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.                            В 2012­2013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по апробации   ФГОС   второго   поколения.   Согласно   новому   стандарту   изучение   биологии начинается   теперь   не   с   шестого,   а   с   пятого   класса.   Стандартом   также   определены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета.  Личностные результаты:   знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  живой природы; эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты:     давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты,  делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,  защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить  биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­ популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и  оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и  поступках по отношению к живой природе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку  зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:        выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных  признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий,  лишайников) и процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, размножение); классификация – определение принадлежности биологических объектов к  определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных  организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития  растительного мира; различение на таблицах частей клетки, растений разных отделов, съедобных и  ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на  основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере:   знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности:   знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами  (препаровальные иглы, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности:  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. 5. В эстетической сфере:  выявление эстетических достоинств объектов живой природы.      Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию системы   универсальных   учебных   действий   (УУД).     В   примерной   программе   основного общего   образования   определены   личностные,   регулятивные,   познавательные   и коммуникативные   универсальные   учебные   действия,   обеспечивающие   способность   к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающихся, а  в основе развития УУД  лежит системно­деятельностный подход.               Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике?  Вот перечень проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в пятом классе: 1  Выбор учебников. Пришлось заказать линию того автора, по которому работала ранее (Пономарева И.Н., издательство «Вентана­Граф»), хотя не все в этой линии устраивает. 2 Соответствие   новых   учебников   требованиям   ФГОС.   Когда,   наконец   –   то учебник вышел в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось, что он не совсем соответствуют ожиданиям: Достоинства учебника Недостатки учебника • Введение дает правильное  представление о биологии  • Хорошо иллюстрированный,  много фотографий, схем • Некоторые определения даны  очень сложно для  пятиклассников • Мало разноуровневых заданий • Тексты параграфов  структурированы • Удобный формат • Практически   не   встречаются задания на развитие УУД Кроме того, методические рекомендации и  электронное приложение к учебнику вышли в широкий доступ в середине мая текущего года, когда учебный год подошел к концу. Рисунки в рабочей тетради не соответствуют  рисункам учебника. Возникает вопрос, как Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС? 3 Технология   урока.   Конечно,   возникают   вопросы   о   том,   какова   технология современного   урока?   Как   достичь   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов   обучения,   изучая   биологию   1   час   в   неделю?   Как   формировать универсальные учебные действия? 4 Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и навыки? Как будет меняться структура ГИА И ЕГЭ?   Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать, поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени. Поставленные условия заставили по­новому взглянуть на процесс обучения и активно искать пути решения поставленных проблем: 1 Курсы повышения квалификации. Прохождение предметных курсов повышения квалификации,   посвященных   переходу   на   ФГОС,   помогло   разобраться   в   теории ФГОС,   определить   модель   современного   урока,   познакомиться   с   вариантами оценивания результатов обучения; 2 Разработка   собственной   рабочей   программы  по   биологии   для   5­ого   класса   в соответствии с требованиями ФГОС;   Программы   отдельных   учебных   предметов,   курсов   разрабатываются   на   основе требований   к   результатам   освоения   основной   образовательной   программы   с   учётом основных   направлений   программ,   включённых   в   структуру   основной   образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную   записку,   в   которой   конкретизируются   общие   цели   основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   конкретного учебного предмета, курса; 5)  содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое   планирование   с   определением   основных   видов   учебной деятельности;  7) описание   учебно­методического   и   материально­технического   обеспечения образовательного процесса;  8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.  3 Применение на уроках активных методов обучения.  К ним относятся методы проблемного   обучения;   разные   формы   совместной   работы   (групповой,   парной); использование     ИКТ   и   другие.   ИКТ   в   процессе   обучения   биологии   не   только повышает   его   эффективность,   делает   более   наглядным,   насыщенным,   но   и способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество   обучения,   облегчает   работу   на   уроке.   Мультимедийные   анимационные модели   позволяют   сформировать   в   сознании   учащегося   целостную   картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. В отличие от обычных   технических   средств   обучения   ИКТ   позволяют   не   только   насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом   организованных   знаний,   но   и   развивать   интеллектуальные,   творческие способности   учащихся,   их   умение  самостоятельно   приобретать   новые   знания, работать с различными источниками информации. 4 Создание   программы   формирования   универсальных   учебных  действий  для всей   школы,  рабочей   группой  из   учителей­предметников   и   учителей   начальной школы   под   руководством   администрации.   Такая   программа   позволит   избежать разногласий и обеспечит системно­деятельностный подход. В  результате   моей   работы     я  пришла   к  выводу,   что  новый   стандарт,   обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок, не ограничивает учителя в выборе средств и методов преподавания. Не стоит отбрасывать прежние методы работы и находить им применение наряду с новыми педагогическими   технологиями   в   новой   образовательной   среде.   В   заключении   хочется сказать, что стандарты второго поколения – одна из важных образовательных тем сегодня, которая   вызывает,   и   будет   вызывать   еще   множество   вопросов,   а   чтобы   работа   по внедрению   ФГОС   прошла   плодотворно,   необходимо   выработать   механизм   поэтапных действий по изменению уже сложившейся образовательной системы. Литература 1 Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А   и   др.   Формирование универсальных   учебных   действий   в   основной   школе:   от   действия   к   мысли.   Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. Асмолова А.Г. – 2­е изд. – М.: Просвещение. 2011. – 159 с. 2 Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальной ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. 3 Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. 4 Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5­9 классы: ­ М.: Просвещение. 2011. – 54 с. 5 Федеральный  государственный  стандарт Основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 50 с.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019