Проанализировав журналы “Русский язык в школе” и “Начальная школа” за последние 5-6 лет, я нашла несколько статей, посвящённых интегративным связям между курсом “Развитие речи”, русским языком, чтением и изобразительным искусством. Ниже представлены аннотации некоторых статей.
Создавая учебные видеофильмы, автор исходил из того, что видеозапись должна не только вводить определенную информацию, знакомить с предметом речи, но и способствовать решению собственно методических проблем
Проблемы интегрированных связей в
педагогической периодике.
Проанализировав журналы “Русский язык в школе” и “Начальная
школа” за последние 56 лет, я нашла несколько статей, посвящённых
интегративным связям между курсом “Развитие речи”, русским языком,
чтением и изобразительным искусством. Ниже представлены аннотации
некоторых статей.
1
В статье “Видеозапись на уроках развития речи учащихся”
авторутверждает, что видеозапись имеет несомненные преимущества перед
ставшими традиционными слайдами и репродукциями, представляя материал
в “живой”, меняющейся ситуации, что расширяет представление о предмете
речи, возбуждает интерес к нему, удерживает внимание учащихся. Автор
пишет о том, что видеозапись как новое средство обучения, в частности как
эффективный инструмент развития речи учащихся, еще только входит в
практику работы школы. Возможности видеозаписи велики и нуждаются в
глубоком осмыслении. Автор ставит целью статьи рассказать об
использовании видеозаписи на уроках развития речи — для обучения языку
как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к красоте.
Создавая учебные видеофильмы, автор исходил из того, что
видеозапись должна не только вводить определенную информацию, знакомить
с предметом речи, но и способствовать решению собственно методических
проблем (расширение словарного запаса учащихся,
актуализация
определенных грамматических форм и синтаксических конструкций,
употребление изобразительновыразительных средств языка, реализация
различных видов речевой деятельности). Видеозапись должна стать очень
сильным эмоциональным стимулом к высказыванию, создать психологические
и дидактические предпосылки активной речевой деятельности.
Реализуя замысел фильма, автор стремился найти впечатляющие
средства подачи информации, средства художественного воздействия и
эффективные приемы введения образцов высказываний, создающих
необходимую речевую атмосферу.
В статье подробно рассматриваются в качестве примера три
видеофильма:
1. “В гости к дымке” — материалы для описания произведения
народного творчества—дымковской игрушки
1 1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в
школе №56 1992 г.2. “Что может быть интереснее человеческого лица!” — материал для
описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного
музея;
3. “Просто все, а как для сердца много...” — материал для описания
памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания
интерьера, фресок этого храма.
Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для
учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в
начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного
возраста видеосюжеты.
Статья “Знакомство с изобразительным фольклором при изучении
1 знакомит читателя с мнением
раздела “Устное народное творчество”
автора о том, что мир устного фольклора не является чуждым
изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже отражён в
нём.
Автор предлагает после прочтения детьми какоголибо произведения с
описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из
этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным
открытием искусства.
В статье “Устное народное творчество и изобразительное искусство”2
автор отмечает, что раздел “Устное народное творчество” в учебнике по
чтению “Родная речь”3 для учащихся начальной школы представлен
народными песнями, небылицами, сказками. Народные мастера росписи,
гончары, резчики по дереву, вышивальщицы — также не жили вне
фольклорного творчества. Вполне естественно, считает автор, что различные
виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были близки по
содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их
композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с
размеренным складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков
с песенными мелодиями, имеющими свои ритмические повторы. Образы
резной игрушки богородских мастеров или расписной глиняной игрушки
перекликаются с образами сказок.
По мнению автора, составители выше названного учебника по чтению
умело привлекли к иллюстрированию текстов произведений выдающихся
русских художников — В. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха, а также
произведения народного искусства: народную игрушку, лаковую палехскую и
1 1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела
“Устное народное творчеством”. // Начальная школа №8 1993
2 2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //
Начальная школа №8 1994
3 3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В.
Голованова и др.— М., 1993федоскинскую миниатюру, росписи на прялках, лубочные картинки. Все эти
произведения органично соединились с содержанием раздела “Устное
народное творчество”.
Русские народные песни (с. 6—7) иллюстрируются лирической сценкой
федоскинской миниатюрной живописи и полной экспрессии лубочной
картинкой.
Тексты небылиц на страницах 8—9 проиллюстрированы изображениями
народных глиняных расписных игрушек, цветочной росписью на прялке,
графикой лубочной картинки.
Короткие стихотворные тексты к сказкам, представленным на странице
10, иллюстрируются фотографией богородской резной деревянной игрушки с
движением.
Замечательный русский художник В.М. Васнецов известен своими
живописными полотнами на темы русских сказок и былин (“Богатыри”,
“Иванцаревич на Сером волке”, “Аленушка”). В учебнике художник
представлен двумя живописными произведениями “Иванцаревич на Сером
волке” и “Богатыри” (с. 21 и 38), а также иллюстрацией “Сивкабурка” к
одноименной сказке (с. 32).
Другой великолепный русский художник И. Билибин, создавший свой
неповторимый стиль иллюстраций к русским народным сказкам.
Благотворное влияние на творчество художника оказало русское народное
искусство. И. Билибин всерьез изучает его, путешествуя по Русскому Северу,
делая во время этих путешествий рисунки деревянной архитектуры,
народного костюма, бытовой утвари крестьянских домов. Рисунки эти, знания
народного быта и уклада крестьянской семьи оказали самое благотворное
влияние на создание художником иллюстраций к русским народным сказкам,
былинам, к сказкам А. С. Пушкина.
И. Билибин щедро насыщает свои иллюстрации орнаментом, который
можно видеть в оформлении одежды героев сказки, в изразцах печей, ковров,
в резном и расписном убранстве домов и даже в своеобразных рамах,
обрамляющих многие его иллюстрации.
Наиболее орнаментальна иллюстрация И. Билибина на странице 109.
Художник большую часть рисунка отводит ковру, застилающему пол перед
столом, за которым происходит трапеза гостей князя Гвидона. Орнамент пола
— цветок в темных и светлых квадратах, ритмично чередующихся.
Из стилистики иллюстраций И. Билибина к “Сказке о царе Салтане...” в
книге “Родная речь” несколько выпадает иллюстрация на странице 83.
Воспроизведенное здесь живописное полотно художника Н. Рериха
“Заморские гости” хорошо ложится своей темой в текст сказки.
Так же замечательны иллюстрации Билибина к “Сказке о царе
Салтане...” А. С. Пушкина. В учебнике даны только отдельные иллюстрации
из большого числа рисунков, созданных художником к этой знаменитой сказке
(стр. 75, 81, 93, 109).Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся еще
больше обогатятся, если наряду с иллюстрациями в учебнике, они
познакомятся с подлинными произведениями художников и народных
мастеров в экспозициях и фондах местных художественных и краеведческих
музеев. Они могут явиться тем критерием подлинной художественности
произведения,
который поможет учащимся выработать умение
самостоятельно и верно оценивать многие явления сегодняшней
художественной жизни.
В статье “Интеграция учебных занятий в начальной школе”
1 автор
детально рассматривает понятие интеграции.
Интеграция, по мнению автора, — процесс сближения и связи наук,
происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой
высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой
ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно
осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности:
знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными,
комплексными,
направленность
познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их
убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
мировоззренческая
усиливается
Интеграционные связи между предметами начальной школы мало
разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в
понимании сущности этих связей. Несмотря на это учителя, не имея четкой
системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать
указанную проблему.
Автор проверила степень эффективности практикуемых в школе
приемов и вновь разработанных ею путей применения наиболее эффективных
методов проведения интегрированных учебных занятий.
Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — музыки
— ИЗО рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить,
то это будет способствовать систематизации знаний по чтению, школьники
лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и
свободнее излагать изученный материал. К тому же детям интегрированные
уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают
большой эмоциональный заряд.
1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная
школа №11 1994В статье “Фрагмент урока чтения на тему “Путешествие в мир
1 автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе,
звуков и красок весны”
цели которого следующие:
1. Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне,
расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.
2. Развить познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом,
обучая школьников правильному, выразительному, плавному чтению.
3. Осуществить связь содержания уроков чтения с произведениями,
рекомендуемыми для внеклассного чтения, а также с изобразительным
искусством и музыкой.
В качестве оборудования автор предлагает использовать учебник
“Книга для чтения” (III класс), книги для внеклассного чтения, тексты Н.
Сладкова “Март”, “Апрель”, репродукцию картины А. Саврасова “Грачи
прилетели”, грампластинки П. И. Чайковского “Времена года” и С. В.
Рахманинова “Концерт для фортепиано с оркестром № 2”, грамзаписи
“Перезвон колоколов” и “Птичьи голоса”.
В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение – музыка –
изобразительное искусство)
В статье “Интегрированные уроки – одно из средств привития
интереса к учебным предметам”2 автор делится опытом своей работы по
проведению интегрированных уроков с учащимися в начальных классах.
Автор отмечает, что практикой доказано: чтение наиболее благоприятный
предмет в сочетании с музыкой и изобразительным искусством. Именно на
этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение,
воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе,
литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.
Учитель решила провести интегрированный урок по теме “Волшебницазима”.
Урок был построен как обобщающий, продолжался два часа и объединял
такие предметы, как “Чтение”, “Русский язык”, “Музыка”. Урок получился,
детям понравилось.
На основе этого автор провела потом аналогичные интегрированные
уроки, тоже как обобщающие, по темам “Весна идет” и “Осень наступила”,
где были объединены те же предметы. Но в эти уроки уже были включены
моменты инсценировки: некоторые дети были одеты в соответствующие теме
урока костюмы, они читали стихи, загадывали загадки, а одна девочка играла
мелодию весенней песенки на скрипке...
Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух
периодах зимы, весны, осени были напечатаны на отдельных листах для
1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему “Путешествие в мир звуков и красок
весны”. // Начальная школа №10 1995
2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к
учебным предметам. // Начальная школа №11 1995каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались! Дети сами
озаглавливали данные тексты, так как они были даны без названия. Это
способствовало работе над техникой и выразительностью чтения, вызывало
наибольший интерес у учащихся к литературным произведениям, что
позволило им увидеть красоту родной природы, почувствовать и понять, “как
велик и могуч русский язык”.
В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что они
представили себе, слушая музыкальные произведения П. И. Чайковского из
его цикла “Времена года”. На фланелеграфе “создавали” динамические
картины из аппликаций как иллюстрации к данным текстам и писали
сочинения. Всю письменную работу ученики выполняли в отдельной тетради,
обложка которой была оформлена в виде красивой бабочки (“Весна идет”) и в
виде грибка (“Осень наступила”).
Такой урок очень понравился детям, в нем участвовали все, он
проходил как маленький, но очень интересный, необычный, познавательный
урокспектакль.
Тема данного урока: обобщающий урок по чтению по разделу “Весна
идет” и обобщение знаний учащихся о предложении.
Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше
разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать
понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми
словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения
произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним
пейзажам; учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы,
художественные образы. Далее автор предлагает конспект открытого
интегрированного урока по теме “Весна идет” (чтение — русский язык —
музыка).
В статье “Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной
школе”. 1автор говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех
сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает
эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений. Ситуация
переходного периода развития общества обостряет процессы поиска
человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к
необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность
эстетического образования школьников Российской Федерации.
Именно посредством искусства осуществляется в основном передача
духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует
восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство
выступает в роли защитного пояса", который охраняет ребенка от влияния
идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить
1целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного
решения в разных жизненных ситуациях.
Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную
роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике
развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся,
играет огромную роль в процессе их обучения.
Автор считает, что в последнее время все большим успехом среди
учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению
духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и
декоративноприкладного искусства.
Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет
утверждать, что интеграция предметов искусств — альтернативная система
обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их
эстетического воспитания и развития.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы
литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для
каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет
специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные
особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми
действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе
школылаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного
интегрированного курса для учащихся 11V классов общеобразовательной
школы составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю. Приведённая
таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса
(литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по
системе 14) и в III классе (по системе 13) на учебный месяц.